Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.дать классификацию развивающихся стран;
2.рассмотреть роль развивающихся стран в мировом хозяйстве;
3.рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
4.проанализировать проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве;
5.рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
Введение. 2
1. Место развивающихся стран в мировом хозяйстве 4
1.1. Классификация развивающихся стран 4
1.2. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве 8
2. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве 11
2.1. Особенности экономики развивающихся стран 11
2.2. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве 23
3. Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран 28
Заключение 30
Список используемой литературы: 31
Приложения. 32
2.
Формирования механизма,
3. Приоритетного развития промышленной инфраструктуры.
4.
Формирования современной
5. Приоритетного развития собственных макротехнологий.
6.
Определения приоритетных
7.
Повышения ресурсного
8.
Учета перспектив ориентации
производств на внутренний
9.
Заблаговременной подготовки
10.
Развития отраслей добывающей
промышленности, обеспечивающего конкурентные
преимущества стран АСЕАН.
Интеграционные процессы в регионе Юго-Восточная Азия (ЮВА), с одной стороны, позволяют расширить рынки сбыта продукции национальных производителей, снизить торговые и административные барьеры, с другой – создают условия для производственной кооперации. При этом интеграция осуществляется на разных уровнях.
Глобальный уровень интеграции отражается в членстве в ВТО, МВФ, АТЭС и других организациях. Правда, активное сотрудничество стран ЮВА с международными экономическими организациями неоднозначно сказывается на их экономике. Помощь, предоставляемая на развитие инфраструктуры, борьбу с бедностью, образование, медицину позволила им отчасти снять остроту проблем в этих сферах. В то же время быстрая либерализация внутренних рынков стран нанесла определенный ущерб национальным производителям, усилила зависимость региона от импорта товаров из развитых стран. Надрегиональный уровень интеграции проявляется во взаимоотношениях стран ЮВА с государствами, прилегающими к региону на многосторонней: АСЕАН+3 (АСЕАН, Китай, Ю. Корея, Япония), зона свободной торговли между Мьянмой, Бангладеш, Индией, Шри-Ланкой и Таиландом и на двухсторонней основе, например в зоне свободной торговли между Таиландом и Австралией. Интеграционные процессы на данном уровне, в отличие от уровня глобального, имеют больше положительных результатов для стран ЮВА.
Региональный
уровень интеграции представлен
отношениями в рамках АСЕАН, заключенное
в 1992 году соглашение о создании зоны
свободной торговли предусматривает
устранение торговых тарифов между
странами-членами с
Субрегиональный
уровень интеграции стран ЮВА
представлен так называемыми
зонами экономического роста - трех- и
четырехсторонними
В рамках АСЕАН особенно большое значение имеют рекомендации внутри-региональным промышленным группировкам, призванные обеспечить более успешное управление ресурсами и минимизировать масштабы неконтролируемой производственной деятельности, а также меры по либерализации финансовой системы региона. В октябре 1998 года было подписано рамочное соглашение о создании Инвестиционной зоны АСЕАН. Согласно этому соглашению, страны-участники должны открыть свои промышленные сектора для региональных инвесторов в той же степени, что и для национальных, в том числе для реализации таких крупных проектов, как проект сооружения трансАСЕАНского газопровода, создания азиатской газовой сети ОПЕК с выходом на крупные рынки сопредельных ЮВА стран.
В
целом успех дальнейшего
Далее рассмотрим ещё одну развивающуюся страну – Бразилию.
Современное
экономическое положение в
В рейтинге конкурентоспособности, разрабатываемом с 1979 г. Мировым экономическим форумом на основе анализа экономического положения 80 стран мира, Бразилия в 2002 г. опустилась на две позиции и заняла 46-е место9.
А в рейтинге открытости экономик 156 стран мира, составляемом фондом Heritage, Бразилия заняла 72-е место, возглавив группу стран с частично закрытой экономикой (2002 г.)10.
Основными факторами, определяющими столь низкое место, являются регулирование государством внешней торговли и несоблюдение прав интеллектуальной собственности.
В 2003 г. объем ВВП составил 1,375 трлн. долл., что в расчете на душу населения составило 7600 долл. По этому показателю Бразилия входит в десятку ведущих стран мира. Большое значение имеет государственный сектор экономики, в котором производится около 20% ВВП страны.
Промышленность – ведущая отрасль хозяйства Бразилии. Доля промышленности в создании ВВП в 2003 г. составила 38,6%, из которых 2/3 принадлежат обрабатывающей промышленности.
Сельское хозяйство Бразилии является довольно развитой и значимой отраслью экономики. Доля сельского хозяйства в создании ВВП в 2003 г. составила 10,2%, занято в сельском хозяйстве около 1/4 экономически активного населения страны (23%, 2003 г.).
Сфера
услуг – ведущая отрасль
Ведущее место во внешнеэкономических отношениях Бразилии занимает торговля товарами. Удельный вес Бразилии в мировой торговле невелик (около 1%)11.
Основные
торговые партнеры Бразилии (2002 г.)12
Торговые партнеры | Экспорт, % | Импорт, % |
Северная Америка | 25 | 23,7 |
ЕС | 23,4 | 27,5 |
Азия | 17,3 | 20,1 |
Латинская Америка | 16,4 | 17,6 |
Африка | 3,7 | 5,7 |
Восточная Европа | 2,7 | 1,9 |
Сейчас перед Бразилией стоят такие приоритетные задачи, как интенсификация интеграционных процессов в рамках Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), защита национальных интересов на переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) и зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и ЕС, а также активизация внешнеэкономического сотрудничества с Китаем, Индией, Россией.
Африканские
страны также относятся к
Наиболее притягательными в Африке являются добывающая промышленность и нефтегазовый сектор.
По данным ООН, почти половина всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приходится на шесть нефтедобывающих стран: Алжир, Чад, Египет, Экваториальную Гвинею, Нигерию и Судан.
Несмотря на тот факт, что развитие экспортно-ориентированных производств на территории Африки является приоритетным для инвесторов, в будущем это должно привести к формированию других секторов экономики и созданию инфраструктуры.
Все
больший интерес в размещении
средств на африканском континенте
проявляют страны Юго-Восточной
и южной Азии. Преимущественно
Китай и Индия наращивают объемы
инвестиций на континенте. В ряде случаев
инвесторы из этих стран гораздо
лучше приспосабливаются к
Рост инвестиций в Африку все же сдерживает обнищание населения, хотя и не сильно улучшает положение большинства жителей. Рост ВВП превышает рост численности населения. В 2006 году рост ВВП составил 5,5%.
Одной
из самых серьезных проблем
Рассмотрим наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в развивающихся странах.13
Во-первых, поскольку многие виды сельскохозяйственной продукции предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.
Во-вторых, с целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию.
В-третьих, из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.
Следующей проблемой развивающихся стран является проблема внешней задолженности.
Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.
Информация о работе Развивающиеся страны в мировом хозяйстве