Развитие реального сектора экономики, промышленного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Описание работы

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 28.69 Кб (Скачать)

Введение

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Достижение  поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

 развитие  человеческого потенциала, включая  повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение  продолжительности жизни, укрепление  здоровья граждан и повышение  качества образования; 

радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных  производств;

 стимулирование  предпринимательства и деловой  инициативы;

 рост  экспорта товаров и услуг, сбалансированность  и эффективность внешней торговли;

 развитие  импортозамещающих производств; 

 устойчивое  развитие регионов;

 строительство  качественного и доступного жилья; 

 повышение  эффективности агропромышленного  комплекса.

Основными задачами социальной политики государства  являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности  функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов  деятельности, относящихся к сфере  услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена  на эффективности и качестве, что  количественно найдет отражение  в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной  продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других. 

На основе совершенствования экономических  институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы  стимулы для экономического роста  на основе раскрепощения субъектов  хозяйствования, формирования более  благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста  экономики республики в предстоящем  пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа  к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения  иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства  в ВВП в 2015 году должна составить  не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение  инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в  мировом сообществе и повысить конкурентоспособность  страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет  сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой  добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское  оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут  осуществляться в соответствии с  Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и  другими отраслевыми программами.  
 
 
 
 
 
 

Развитие  реального сектора  экономики, промышленного  производства

Большинство крупных предприятий отрасли  были созданы еще в советский  период и ориентированы на удовлетворение союзных потребностей, что обуславливает  несоответствие существующих масштабов  и структуры их производства внутренним потребностям Республики Беларусь и  соответствующего обеспечения необходимыми сырьем, энергетическими ресурсами  и финансированием. Как следствие, промышленная политика отрасли была направлена на сохранение потенциальных объемов производства (в частности, посредством загрузки действующих мощностей за счет переработки давальческого сырья), «точечном» технологическом обновлении существующих производственных фондов, расширение и обновление традиционного ассортимента, а также развитие собственных товаропроводящих сетей в целях активизации экспорта и сохранения позиций на внутреннем рынке страны.

 По этой  причине производство в легкой  промышленности в значительной  степени сконцентрировано на  крупных предприятиях, что способствует  большей зависимости отрасли  от положения дел на отдельных  предприятиях. В свою очередь  сами предприятия оказываются  менее гибкими при проведении  реструктуризации, адаптации к изменяющимся  условиям рынка; в поиске и  освоении новых рынков. По данным  Организации экономического сотрудничества  и развития (ОЕСР) легкая промышленность  входит в состав ведущих мировых  отраслей промышленного комплекса.  По уровню потребления и объемам  продаж продукции она сегодня  опережает такие крупные производства, как машино- и автомобилестроение, ВПК, химическую промышленность и другие отрасли. При этом объем потребления товаров легкой промышленности растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли. Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку.

 Продукция  легкой промышленности имеет  устойчивый спрос, она востребована  практически во всех сферах  жизнедеятельности человека, начиная  с его рождения, и в деятельности  многих отраслей и структур  экономики. Предприятия отрасли  производят ткани и товары  для дома, изделия повседневного  спроса, в том числе медицинского  назначения, одежду и обувь, в  т.ч. лечебно-профилактическую одежду и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочую и специальную одежду. Объемы производства и потребления товаров потребительского и медицинского назначения оказывают непосредственное влияние на экономическое, социальное, культурное и здоровое развитие общества.

 Подсекция  DB «Текстильное производство» в  структуре обрабатывающей промышленности  занимает 3,5 процента. Организации подсекции  DB осуществляют выпуск пряжи и  тканей всех видов, котонизированного  льноволокна, нетканых материалов, ковров и ковровых изделий,  текстильной галантереи, продукции  медицинского назначения, швейных  и трикотажных изделий, домашнего  текстиля (шторы, постельные принадлежности, текстиль для кухни) и иной  продукции. 

 Продукция  текстильной отрасли является  сырьевой базой для других  отраслей республики. Ее потребляют: население республики, бюджетные  организации, промышленные и торговые  предприятия, учреждения и организации  Беллегпрома, Белкоопсоюза, Белхудожпромыслов, Белбыта, предприятия Белорусского общества инвалидов, ряд частных и коммерческих структур – производителей потребительских товаров и др.

 Ткани  используются при пошиве одежды  для силовых структур (Министерства  обороны, Министерства внутренних  дел, Государственного таможенного  комитета), а также Министерства  здравоохранения, Министерства социальной  защиты населения, Министерства  образования, Министерства спорта  и туризма и др.

 Реализация  текстильной продукции на внутреннем  рынке осуществляется через фирменную  торговлю (торговые представительства,  оптовые склады, фирменные и ведомственные  магазины, фирменные секции, дилеры), а также торговыми объектами  различных форм собственности,  в том числе потребительской  кооперации.

 В период 2006-2010 гг. наблюдалось нестабильное  и скачкообразное развитие текстильной  промышленности Республики Беларусь, причем не только по годам  (рис.2), но и по видам продукции  (рис.3), что обусловлено различными  конъюнктурными факторами и, в  первую очередь, модой. 

 В отличие  от иностранных компаний, успевающих  за колебаниями в развитии  модных товаров, большинство белорусских  текстильных предприятий в силу  своих возможностей (сложное финансово- экономическое положение, физический и моральный износ технологического оборудования, необеспеченность сырьевыми ресурсами и т.д.) не смогли воспользоваться плодами благоприятной конъюнктуры рынка в полной мере, так как доля товаров новых структур и модного дизайна в ассортименте их продукции пока незначительна. Это, наряду с уменьшением заказов на спецодежду и технический текстиль вследствие сложностей, возникших на зарубежных предприятиях металлургической, машиностроительной, нефтегазовой промышленности, сезонностью реализации выпускаемого ассортимента и др., является основными причинами высокого уровня запасов готовой продукции на отдельных предприятиях текстильной отрасли.

 Подсекция  DC «Производство кожи, изделий из  кожи и производство обуви»  в структуре обрабатывающей промышленности  занимает 0,8 процента. Однако, производство кожевенных товаров является значимым для отрасли, так как служит основным сырьем для выпуска обуви, кожгалантерейных изделий и других товаров. 

 За 2006-2010 гг. предприятиями произведено обуви  кожаной 50,5 млн. пар; кожтоваров  хромовых – 1161805 тыс.кв.дм; кожтоваров юфтевых и жестких соответственно 101182 тыс.кв.дм и 165619 тыс.кв.дм;

  — кожтоваров  из спилка – 221226 тыс.кв.дм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мероприятия по выполнению программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. в области промышленного  производства

Целями Программы  являются создание условий, обеспечивающих развитие белорусской легкой промышленности, а также повышение эффективности  производства современных конкурентоспособных  товаров, удовлетворяющих потребности  населения, государства и субъектов  хозяйствования.

  Указанные цели  предполагают решение  следующих задач: 

  • проведение технологической модернизации предприятий легкой промышленности и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития отрасли, что позволит увеличить объем производства по легкой промышленности в 1,5 раза;
  • насыщение рынка страны современными конкурентоспособными товарами легкой промышленности на основе увеличения инновационной продукции в объеме отгруженной продукции в 1,6 раза;
  • опережающее развитие выпуска готовых изделий: швейных, трикотажных, чулочно-носочных, обуви за счет обеспечения глубокой переработки отечественного сырья по кооперации: тканей – в 2 раза, кожевенных товаров – в 1,6 раза, а также химических волокон и нитей;
  • снижение материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции и повышение рентабельности производства;
  • законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования;
  • поэтапное расширение интеграции Республики Беларусь в мировое производство текстиля и товаров легкой промышленности, при этом экспорт указанных товаров увеличится в 2,2 раза;
  • обеспечение защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и низкокачественной продукции как отечественной, так и импортной, применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта;
  • совершенствование экономической и социальной инфраструктуры функционирования предприятий легкой промышленности;
  • решение задачи кадрового обеспечения, исходя из необходимости постоянного обновления, подготовки, переподготовки и аттестации кадров, как технического звена, так и управленческого и т.д. Научное обеспечение текстильной промышленности осуществляет два научно-исследовательских и проектных института, УО «Витебский технологический институт». Научные разработки данных учреждений соответствуют мировому уровню и внедряются на предприятиях легкой промышленности.

Информация о работе Развитие реального сектора экономики, промышленного производства