Введение
Указом Президента
Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года
№ 136 утверждена Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–
2015 годы.
Основной
целью социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011–2015 годы является
рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально-экономических
отношений, инновационного развития и
повышения конкурентоспособности
национальной экономики.
Достижение
поставленной цели будет осуществляться
через реализацию следующих приоритетных
направлений:
развитие
человеческого потенциала, включая
повышение уровня благосостояния,
рост рождаемости и увеличение
продолжительности жизни, укрепление
здоровья граждан и повышение
качества образования;
радикальная
модернизация всех секторов экономики,
создание новых наукоемких и высокотехнологичных
производств;
стимулирование
предпринимательства и деловой
инициативы;
рост
экспорта товаров и услуг, сбалансированность
и эффективность внешней торговли;
развитие
импортозамещающих производств;
устойчивое
развитие регионов;
строительство
качественного и доступного жилья;
повышение
эффективности агропромышленного
комплекса.
Основными
задачами социальной политики государства
являются повышение уровня и качества
жизни населения и создание условий
для развития человеческого потенциала
на основе повышения эффективности
функционирования систем здравоохранения,
образования, культуры и других видов
деятельности, относящихся к сфере
услуг.
Экономическая
политика государства в предстоящем
пятилетии будет сосредоточена
на эффективности и качестве, что
количественно найдет отражение
в росте показателей производительности
труда, рентабельности, доле инвестиций
в основной капитал в ВВП, удельном
весе отгруженной инновационной
продукции, снижении энерго- и материалоемкости
и других.
На основе
совершенствования экономических
институтов и механизмов государственного
регулирования будут созданы
стимулы для экономического роста
на основе раскрепощения субъектов
хозяйствования, формирования более
благоприятного рыночного бизнес-климата,
отказа от преимущественно административного
управления, развития конкурентной среды
и механизмов частно-государственного
партнерства.
Точка роста
экономики республики в предстоящем
пятилетии — динамичное развитие
малого и среднего предпринимательства,
обеспечение их свободного доступа
к кредитно-финансовым, материально-техническим,
земельным ресурсам и недвижимости,
рост инвестиционной деятельности; сокращение
административных барьеров для привлечения
иностранных инвестиций. Согласно прогнозу
доля малого и среднего предпринимательства
в ВВП в 2015 году должна составить
не менее 30%.
Основными
задачами инвестиционной политики являются:
приоритетная реализация инвестиционных
проектов, направленных на ускорение
инновационных процессов, призванных
сохранить позиции Беларуси в
мировом сообществе и повысить конкурентоспособность
страны, приоритетное выделение инвестиций
на создание новых наукоемких и высокодоходных
экспортоориентированных видов деятельности.
Прогнозируется повысить долю инвестиций
в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
В развитии
отраслей промышленности упор будет
сделан на опережающее развитие производств,
выпускающих продукцию с высокой
добавленной стоимостью: микроэлектроника,
приборостроение, точное машиностроение,
информационные технологии, телекоммуникации,
измерительное и медицинское
оборудование, освоение выпуска светодиодной
техники.
Трансформационные
процессы в сельском хозяйстве будут
осуществляться в соответствии с
Государственной программой развития
сельских территорий на 2011–2015 годы и
другими отраслевыми программами.
Развитие
реального сектора
экономики, промышленного
производства
Большинство
крупных предприятий отрасли
были созданы еще в советский
период и ориентированы на удовлетворение
союзных потребностей, что обуславливает
несоответствие существующих масштабов
и структуры их производства внутренним
потребностям Республики Беларусь и
соответствующего обеспечения необходимыми
сырьем, энергетическими ресурсами
и финансированием. Как следствие, промышленная
политика отрасли была направлена на сохранение
потенциальных объемов производства (в
частности, посредством загрузки действующих
мощностей за счет переработки давальческого
сырья), «точечном» технологическом обновлении
существующих производственных фондов,
расширение и обновление традиционного
ассортимента, а также развитие собственных
товаропроводящих сетей в целях активизации
экспорта и сохранения позиций на внутреннем
рынке страны.
По этой
причине производство в легкой
промышленности в значительной
степени сконцентрировано на
крупных предприятиях, что способствует
большей зависимости отрасли
от положения дел на отдельных
предприятиях. В свою очередь
сами предприятия оказываются
менее гибкими при проведении
реструктуризации, адаптации к изменяющимся
условиям рынка; в поиске и
освоении новых рынков. По данным
Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЕСР) легкая промышленность
входит в состав ведущих мировых
отраслей промышленного комплекса.
По уровню потребления и объемам
продаж продукции она сегодня
опережает такие крупные производства,
как машино- и автомобилестроение, ВПК,
химическую промышленность и другие отрасли.
При этом объем потребления товаров легкой
промышленности растет более высокими
темпами, чем прирост населения Земли.
Учитывая значительную роль легкой промышленности
в обеспечении экономической и стратегической
безопасности, занятости трудоспособного
населения и повышении его жизненного
уровня в новых геополитических условиях
ведущие мировые страны уделяют особое
внимание развитию отрасли и оказывают
ей существенную инвестиционную поддержку.
Продукция
легкой промышленности имеет
устойчивый спрос, она востребована
практически во всех сферах
жизнедеятельности человека, начиная
с его рождения, и в деятельности
многих отраслей и структур
экономики. Предприятия отрасли
производят ткани и товары
для дома, изделия повседневного
спроса, в том числе медицинского
назначения, одежду и обувь, в
т.ч. лечебно-профилактическую одежду
и обувь, способствующие восстановлению
и поддержанию здоровья людей, рабочую
и специальную одежду. Объемы производства
и потребления товаров потребительского
и медицинского назначения оказывают
непосредственное влияние на экономическое,
социальное, культурное и здоровое развитие
общества.
Подсекция
DB «Текстильное производство» в
структуре обрабатывающей промышленности
занимает 3,5 процента. Организации подсекции
DB осуществляют выпуск пряжи и
тканей всех видов, котонизированного
льноволокна, нетканых материалов,
ковров и ковровых изделий,
текстильной галантереи, продукции
медицинского назначения, швейных
и трикотажных изделий, домашнего
текстиля (шторы, постельные принадлежности,
текстиль для кухни) и иной
продукции.
Продукция
текстильной отрасли является
сырьевой базой для других
отраслей республики. Ее потребляют:
население республики, бюджетные
организации, промышленные и торговые
предприятия, учреждения и организации
Беллегпрома, Белкоопсоюза, Белхудожпромыслов,
Белбыта, предприятия Белорусского общества
инвалидов, ряд частных и коммерческих
структур – производителей потребительских
товаров и др.
Ткани
используются при пошиве одежды
для силовых структур (Министерства
обороны, Министерства внутренних
дел, Государственного таможенного
комитета), а также Министерства
здравоохранения, Министерства социальной
защиты населения, Министерства
образования, Министерства спорта
и туризма и др.
Реализация
текстильной продукции на внутреннем
рынке осуществляется через фирменную
торговлю (торговые представительства,
оптовые склады, фирменные и ведомственные
магазины, фирменные секции, дилеры),
а также торговыми объектами
различных форм собственности,
в том числе потребительской
кооперации.
В период
2006-2010 гг. наблюдалось нестабильное
и скачкообразное развитие текстильной
промышленности Республики Беларусь,
причем не только по годам
(рис.2), но и по видам продукции
(рис.3), что обусловлено различными
конъюнктурными факторами и, в
первую очередь, модой.
В отличие
от иностранных компаний, успевающих
за колебаниями в развитии
модных товаров, большинство белорусских
текстильных предприятий в силу
своих возможностей (сложное финансово-
экономическое положение, физический
и моральный износ технологического оборудования,
необеспеченность сырьевыми ресурсами
и т.д.) не смогли воспользоваться плодами
благоприятной конъюнктуры рынка в полной
мере, так как доля товаров новых структур
и модного дизайна в ассортименте их продукции
пока незначительна. Это, наряду с уменьшением
заказов на спецодежду и технический текстиль
вследствие сложностей, возникших на зарубежных
предприятиях металлургической, машиностроительной,
нефтегазовой промышленности, сезонностью
реализации выпускаемого ассортимента
и др., является основными причинами высокого
уровня запасов готовой продукции на отдельных
предприятиях текстильной отрасли.
Подсекция
DC «Производство кожи, изделий из
кожи и производство обуви»
в структуре обрабатывающей промышленности
занимает 0,8 процента. Однако, производство
кожевенных товаров является значимым
для отрасли, так как служит основным сырьем
для выпуска обуви, кожгалантерейных изделий
и других товаров.
За 2006-2010
гг. предприятиями произведено обуви
кожаной 50,5 млн. пар; кожтоваров
хромовых – 1161805 тыс.кв.дм; кожтоваров
юфтевых и жестких соответственно 101182
тыс.кв.дм и 165619 тыс.кв.дм;
— кожтоваров
из спилка – 221226 тыс.кв.дм.
Мероприятия
по выполнению программы
социально-экономического
развития Республики
Беларусь на 2011-2015 г.
в области промышленного
производства
Целями Программы
являются создание условий, обеспечивающих
развитие белорусской легкой промышленности,
а также повышение эффективности
производства современных конкурентоспособных
товаров, удовлетворяющих потребности
населения, государства и субъектов
хозяйствования.
Указанные цели
предполагают решение
следующих задач:
- проведение технологической
модернизации предприятий легкой промышленности
и обеспечение на этой основе стабильного
инновационного развития отрасли, что
позволит увеличить объем производства
по легкой промышленности в 1,5 раза;
- насыщение рынка
страны современными конкурентоспособными
товарами легкой промышленности на основе
увеличения инновационной продукции в
объеме отгруженной продукции в 1,6 раза;
- опережающее развитие
выпуска готовых изделий: швейных, трикотажных,
чулочно-носочных, обуви за счет обеспечения
глубокой переработки отечественного
сырья по кооперации: тканей – в 2 раза,
кожевенных товаров – в 1,6 раза, а также
химических волокон и нитей;
- снижение материалоемкости
и энергоемкости выпускаемой продукции
и повышение рентабельности производства;
- законодательное
обеспечение устойчивого положения отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и
внешнем рынках, используя при этом распространенные
в международной практике инструменты
государственного регулирования;
- поэтапное расширение
интеграции Республики Беларусь в мировое
производство текстиля и товаров легкой
промышленности, при этом экспорт указанных
товаров увеличится в 2,2 раза;
- обеспечение защиты
внутреннего рынка от недобросовестной
конкуренции и низкокачественной продукции
как отечественной, так и импортной, применения
тарифных и нетарифных мер для сокращения
объемов необоснованного импорта;
- совершенствование
экономической и социальной инфраструктуры
функционирования предприятий легкой
промышленности;
- решение задачи
кадрового обеспечения, исходя из необходимости
постоянного обновления, подготовки, переподготовки
и аттестации кадров, как технического
звена, так и управленческого и т.д. Научное
обеспечение текстильной промышленности
осуществляет два научно-исследовательских
и проектных института, УО «Витебский
технологический институт». Научные разработки
данных учреждений соответствуют мировому
уровню и внедряются на предприятиях легкой
промышленности.