Развитие предпринимательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

Работа содержит 1 файл

реферат 3.docx

— 27.74 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

 

Казахская академия труда и социальных отношений

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

На  тему:  ««Развитие предпринимательства в  Казахстане»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Студент 1 курса 

дистанционной формы обучения

факультет «Юриспурденция»

 О*******.

ПРОВЕРИЛА:

 Б*******

АЛМАТЫ 2012

 

Содержание

  1. Введение
  2. История становления предпринимательства в РК 
  3. Развитие предпринимательства в РК
  4. Заключение
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической  политики государства. Предпринимательский  класс выступает неотъемлемым атрибутом  рыночной экономики, самостоятельным  субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому  среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.

В Казахстане переход к рынку  произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История становления предпринимательства в РК 

Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.

В той сложной и критической  обстановке, имевших место в начале 90-х годов в Казахстане, когда  остановились крупные предприятия, и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным решением руководства  страны было введение либерализации  цен. Сейчас, по истечении более 15 лет  суверенного Казахстана, развитие экономики  и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить  на 4 этапа, каждый из которых имеет  свои отличительные особенности.

Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в  период либерализации в сфере  торговли и услуг, то есть там, где  был быстрый оборот денег. Крупные  предприятия сразу обзавелись многочисленными  малыми предприятиями по сбыту своей  продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Создание «красными» директорами при  крупных производствах кооперативов и малых предприятий по снабжению  и реализации продукции, а также  искусственное раздробление предприятий  под новым модным словом «сегментирование»  привело к перераспределению  прибыли крупных предприятий  и бывшей всенародной собственности  в интересах отдельных групп  и лиц. Тогда эти «серые» схемы  были началом возникновения казахстанской  «теневой» экономики. В Республике в этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0% от общего числа  работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг  составила 7,0% от валового внутреннего  продукта страны. Именно в конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей Казахстана, в котором принял участие  президент Республики Казахстан  и правительство РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ была определена первая программа развития предпринимательства в республике Казахстан.

Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.

Банковская и торговая деятельность оказалась наиболее прибыльной в  ущерб реальному сектору экономики. В 1995 году, против 1992 года, удельный вес  продукции субъектов малого предпринимательства  в ВВП страны снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность работающих в этом секторе экономики сократилась  в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно.

В этот период ослабленное предпринимательство  не могло сдерживать рост безработицы.

Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая  макроэкономическая стабилизация. Для  поддержки малого бизнеса был  принят Указ президента Республики Казахстан  от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной  поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Во исполнение этого Указа в Республике субъектам  малого предпринимательства продано 1520 пустующих объектов и сооружений, передано в аренду - 1334 объекта. По выбору предпринимателей, для использования  в производственных целях, передано в доверительное управление 571, на безвозмездной основе - 204 объекта. На перепланировку квартир нижних этажей жилых строений под магазины, кафе, аптеки и другие объекты было получено 5664 разрешений. Увеличилось число  проданных в рассрочку и переданных по актам на землевладение земельных  участков.

Многие отрасли в период «дикой»  приватизации навсегда умерли, и лишь некоторые из них возрождаются только сегодня. Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных  предприятий, лишенных централизованного  управления, в связи с ликвидацией  бывших республиканских министерств.

Адресная приватизация была особенно актуальна в сфере мелкотоварного производства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Было бы логичным начинать адресную приватизацию, которая предполагала бы передачу объектов вышеперечисленных отраслей в них  работающим коллективам по остаточной стоимости, либо в доверительное  управление на конкурсной основе. В  таком случае, был бы и сохранен технический и трудовой потенциал, а предприятия, не прекращая работы, имели бы возможность технического перевооружения и плавного входа  в рынок.

Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др.

В результате этих мер в стране появились первоклассные кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы  услуг. Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась  в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность  работающих в этом секторе экономики в 1997 году превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики.

Четвертый этап - период качественного  развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного  производства, объемов валового внутреннего  продукта, стабильным развитием финансово-кредитной  сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками  финансирования проектов малого предпринимательства  являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также  средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка  Реконструкции и Развития. В отдельных  регионах для заинтересованного  кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.

Малый бизнес в Казахстане развивается  быстрыми темпами. Численность субъектов  малого предпринимательства возросла за год (с августа 2004 по август 2005) на 9,6%, численность занятых - на 8,5%, объем  продукции в номинальном выражении - на 13,5% (в целом рост реального  ВВП к соответствующему периоду  прошлого года - 9,7%). Но, несмотря на его  устойчивый рост, в настоящее время  отчетливо обозначилась явная тенденция  замедления темпов малого бизнеса. Так, в 2002 году года темпы роста малых  предприятий по числу предприятий  и численности занятых составляли около 60% и 40%, в 2003 году - 34% и 31%, в 2004 году - 15,4% и 6,7%, а за 8 месяцев 2005 года - 9,6% и 8,5%.

Данная тенденция является симптоматичной, т. к. экономическая ситуация в стране в 2004 и за 8 месяцев 2005 года была значительно  лучше, чем в прежние годы. Сказалась  благоприятная внутренняя и внешнеэкономическая  конъюнктура, быстрый рост производства во многих отраслях экономики, увеличение реальных денежных доходов населения  и т. д. Тогда как в 1998-1999 годах  условия для развития малого предпринимательства  были значительно менее благоприятны. Такая ситуация с развитием малого предпринимательства свидетельствует, что существует ряд проблем, которые  заметно сдерживают его развитие и которые до сих пор не нашли  разрешения, несмотря на принятые государством меры.

Показательным в этом отношении  является невыполнение Государственной  программы развития и поддержки  предпринимательства на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных  и программных документах, предусматривалось  осуществить мероприятия, направленные на решение имеющих место проблем  в области кредитования, налогообложения, обучения кадров и развития соответствующей  инфраструктуры для СМП. Согласно целевым  установкам данной программы, к концу 2000 года ожидалось довести количество субъектов малого предпринимательства  до 500 тысяч, численность занятых - до 2 миллионов человек. Предполагалось, что доля производства субъектов  малого предпринимательства в ВВП  возрастет до 15%. Однако, несмотря на сравнительно высокие темпы роста  количества субъектов малого предпринимательства  и численность занятых в них, указанные значения рассматриваемых  параметров достигнуты не были» (16, с. 2).

В этих условиях обязательства МЭИТ по доведению доли малого предпринимательства  в 2006 году до 30%, а численности занятых - до 2-х миллионов могут быть решены только при успешном разрешении проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

Стабилизация социально-экономического положения в стране оказала положительное  влияние на развитие малого и среднего предпринимательства.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2005 года в Республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые  предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.

Численность граждан, занятых в  малом предпринимательстве (юридические  лица), достигла на 1 января 2005 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую  дату рост составил 8,7%.

Доля вклада субъектов малого предпринимательства  в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство  дает около 25%.

Увеличение дохода от реализации товаров  и услуг юридических лиц - субъектов  малого предпринимательства за 2004 год  составило к 2003 году 8,7%.

Сложившаяся отраслевая структура  малых предприятий практически  не меняется в последние годы. Из общего количества активных юридических  лиц - субъектов малого предпринимательства  доминирующее положение занимают сферы  торговли, ремонта автомобилей и  изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества активных в  сфере малого предпринимательства  с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности  занятых в малом предпринимательстве).

Информация о работе Развитие предпринимательства в Казахстане