Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:24, реферат
Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
Казахская академия труда и социальных отношений
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: ««Развитие предпринимательства в Казахстане»
ВЫПОЛНИЛА:
Содержание
Становление малого бизнеса в Республике
с первых дней экономических реформ
является одним из приоритетов экономической
политики государства. Предпринимательский
класс выступает неотъемлемым атрибутом
рыночной экономики, самостоятельным
субъектом экономических
В Казахстане переход к рынку произошел спонтанно, без подготовки. Это был период постсоциалистического «экономического романтизма», когда правящая элита придерживалась взгляда группы крупных советских ученых-экономистов и политиков под руководством академика Шаталова В. и лидера движения «Яблоко» Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном» переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали, что преодоление социально-экономического кризиса и реформирование экономики можно проводить синхронно и быстро по стандартной модели. На начальном этапе перехода к рынку радикальные реформы проводились «на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической подготовки.
Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.
В той сложной и критической
обстановке, имевших место в начале
90-х годов в Казахстане, когда
остановились крупные предприятия,
и сотни тысяч людей потеряли
работу, естественным решением руководства
страны было введение либерализации
цен. Сейчас, по истечении более 15 лет
суверенного Казахстана, развитие экономики
и вместе с ней развитие малого
предпринимательства можно
Первый этап - либерализация цен
(1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики
- малые предприятия - появились в
период либерализации в сфере
торговли и услуг, то есть там, где
был быстрый оборот денег. Крупные
предприятия сразу обзавелись многочисленными
малыми предприятиями по сбыту своей
продукции, ремонту, обслуживанию основных
и вспомогательных производств.
Создание «красными» директорами при
крупных производствах
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства, в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных и нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. Ужесточение налогового пресса привело к ситуации, когда заниматься производственной деятельностью стало невыгодным и бесперспективным. Особый интерес в условиях постсоветского периода, а именно, дефицита товаров на рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости вложенных средств, стал представлять для предпринимателей так называемый «челночный» бизнес. Это был период пышного расцвета «челночного» бизнеса в торговле, свирепствующей гиперинфляции, перераспределения бюджетных и кредитных денежных средств в пользу очень узкого круга лиц имеющих доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные операции — махинации в банковской и тесно связанной с ней торгово-посреднической деятельностью - на тот момент оказались наиболее прибыльными, в отличие умирающему реальному производственному сектору экономики республики. Продавать деньги по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками и откатами», взять доллар в кредит по 4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге, получив сверхприбыль или вообще не вернуть, стало выгодней, чем что-то производить. (Большинство кредитов того времени так и не было возвращено). Именно в этот период появились первые ростки так называемой национальной олигархии в только начавшемся непомерно разрастаться финансово-кредитном и банковском секторе экономики.
Банковская и торговая деятельность
оказалась наиболее прибыльной в
ущерб реальному сектору
В этот период ослабленное
Третий этап - бум малой приватизации
(1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале
1997 годов в стране произошла некоторая
макроэкономическая стабилизация. Для
поддержки малого бизнеса был
принят Указ президента Республики Казахстан
от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной
поддержке и активизации
Многие отрасли в период «дикой» приватизации навсегда умерли, и лишь некоторые из них возрождаются только сегодня. Частично и с опозданием прошла приватизация наиболее социально-ориентированных предприятий, лишенных централизованного управления, в связи с ликвидацией бывших республиканских министерств.
Адресная приватизация была особенно
актуальна в сфере
Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного управления в форме трестов, управлений торговли и общественного питания районного и городского уровня, явились бы основой формирования малого бизнеса в стране. К сожалению, адресная приватизация была проведена с опозданием, и существующая инфраструктура вышеперечисленных отраслей была уже практически уничтожена. При воссоздании данной инфраструктуры теперь требуется освоение новых площадей, полное обновление оборудования и основных средств, подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные кадры уже потеряны и дисквалифицировались. Таким образом, был упущен важный сектор экономики, ориентированный на социальное обслуживание населения. Но, как ни странно, после сокращения многих отраслевых министерств в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного управления и мелочной опеки со стороны государства, стали развиваться наиболее динамично и вовлекать в работу наибольшее количество населения. Это явилось еще одним доказательством того, что рынок малого бизнеса является саморегулируемым и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре, основанной на спросе и предложениях. Примерами адресной продажи предприятий являются кондитерская фабрика «Рахат», «Бахус», «Алматы Крем» и др.
В результате этих мер в стране появились первоклассные кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля их оборота возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность работающих в этом секторе экономики в 1997 году превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой существенный вклад в стабилизацию экономики Республики.
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития. В отдельных регионах для заинтересованного кредитования субъектов малого бизнеса коммерческими банками были созданы ликвидные залоговые фонды из коммунальной собственности. Такие фонды действуют в Алматы, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском, Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес в Казахстане развивается
быстрыми темпами. Численность субъектов
малого предпринимательства возросла
за год (с августа 2004 по август 2005) на
9,6%, численность занятых - на 8,5%, объем
продукции в номинальном
Данная тенденция является симптоматичной,
т. к. экономическая ситуация в стране
в 2004 и за 8 месяцев 2005 года была значительно
лучше, чем в прежние годы. Сказалась
благоприятная внутренняя и внешнеэкономическая
конъюнктура, быстрый рост производства
во многих отраслях экономики, увеличение
реальных денежных доходов населения
и т. д. Тогда как в 1998-1999 годах
условия для развития малого предпринимательства
были значительно менее
Показательным в этом отношении
является невыполнение Государственной
программы развития и поддержки
предпринимательства на 1999-2000 годы.
«В ней, как и в прежних
В этих условиях обязательства МЭИТ по доведению доли малого предпринимательства в 2006 году до 30%, а численности занятых - до 2-х миллионов могут быть решены только при успешном разрешении проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Стабилизация социально-
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2005 года в Республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.
Численность граждан, занятых в малом предпринимательстве (юридические лица), достигла на 1 января 2005 года 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую дату рост составил 8,7%.
Доля вклада субъектов малого предпринимательства
в валовом внутреннем продукте (далее
- ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно
малое и среднее
Увеличение дохода от реализации товаров и услуг юридических лиц - субъектов малого предпринимательства за 2004 год составило к 2003 году 8,7%.
Сложившаяся отраслевая структура
малых предприятий практически
не меняется в последние годы. Из
общего количества активных юридических
лиц - субъектов малого предпринимательства
доминирующее положение занимают сферы
торговли, ремонта автомобилей и
изделий домашнего пользования -
40,5% от общего количества активных в
сфере малого предпринимательства
с суммарной численностью занятых
163,6 тыс. человек (31% от общей численности
занятых в малом
Информация о работе Развитие предпринимательства в Казахстане