Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:59, доклад

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Работа содержит 1 файл

Развитие МП РФ.2doc.doc

— 29.00 Кб (Скачать)


                                                         Развитие малого предпринимательства РФ

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.                                                                                                                                                  В наше время проблема развития малого предпринимательства  актуальна, так как:                                                                                                                                                                                1) формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит успех рыночных преобразований;                                                                                                                                                                                                  2) малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для начала хотелось бы дать определение малого предпринимательства. Что собой он представляет. Итак,     Малое предпринимательство  - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.  Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Поэтому, Малому предпринимательству присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Как же оценить МП? Для этого существуют признаки,  являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП:

       Самостоятельность предприятия;

       Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;

       Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:   – доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;                                                                                                                                        – доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;                                                                                                                                                       – средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:           

• в промышленности - 100 человек;                                                                                                                                                     • в строительстве - 100 человек;                                                                                                                                                             • на транспорте - 100 человек;                                                                                                                                                     • в сельском хозяйстве - 60 человек;                                                                                                                                           • в научно-технической сфере - 60 человек;                                                                                                                                        • в оптовой торговле - 50 человек;                                                                                                                                                      • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;                                                                                            • в остальных отраслях - 50 человек.

 

Итак, рассмотрим основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России. Для этого проанализируем основные экономические показатели малых предприятий (без микропредприятий) за последние 3 года.

 

Число малых прдеприятий (на конец года), тыс.

Средняя численность работников, тыс. человек

Оборот малых предприятий, млрд, руб.

всего

всего

всего

2008

282,7

6736,5

10093,5

2009

227,8

6187,0

8805,9

2010

219,7

5562,9

10247,0

Таким образом, мы видим, что число малых предприятий за последние 3 года сократилось. Особенно это снижение наблюдается в 2009 году, когда предприятия уменьшились  на 19,4%. Что интересно, оборот малых предприятий за 2010 год увеличился на 16,4%

Также можно выделить преимущества и недостатки малого предпринимательства. Итак, преимущества МП: 1) функционирование на локальном рынке; 2) быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры; 3) непосредственная связь с потребителями; 4) узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг; 5) возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом; 6) высокая восприимчивость к нововведениям; 7) вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений; 8) придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам. Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень не­устойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заклю­чении договоров.

В конце своего выступления я хотела бы сказать, что если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку МП на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов, в том числе и банковского сектора, неизбежно устремятся в МП, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.                                                                                                                                             



Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ