Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:59, доклад
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.
Для начала хотелось бы дать определение малого предпринимательства. Что собой он представляет. Итак, Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Поэтому, Малому предпринимательству присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Как же оценить МП? Для этого существуют признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП:
Самостоятельность предприятия;
Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям: – доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
• в промышленности - 100 человек;
Итак, рассмотрим основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России. Для этого проанализируем основные экономические показатели малых предприятий (без микропредприятий) за последние 3 года.
| Число малых прдеприятий (на конец года), тыс. | Средняя численность работников, тыс. человек | Оборот малых предприятий, млрд, руб. |
всего | всего | всего | |
2008 | 282,7 | 6736,5 | 10093,5 |
2009 | 227,8 | 6187,0 | 8805,9 |
2010 | 219,7 | 5562,9 | 10247,0 |
Таким образом, мы видим, что число малых предприятий за последние 3 года сократилось. Особенно это снижение наблюдается в 2009 году, когда предприятия уменьшились на 19,4%. Что интересно, оборот малых предприятий за 2010 год увеличился на 16,4%
Также можно выделить преимущества и недостатки малого предпринимательства. Итак, преимущества МП: 1) функционирование на локальном рынке; 2) быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры; 3) непосредственная связь с потребителями; 4) узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг; 5) возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом; 6) высокая восприимчивость к нововведениям; 7) вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений; 8) придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам. Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.
В конце своего выступления я хотела бы сказать, что если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку МП на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов, в том числе и банковского сектора, неизбежно устремятся в МП, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ