Развитие малого бизнеса в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в Украине созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать Украине необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Содержание

Введение. 4
Раздел 1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике. 7
Что такое малый бизнес. 7
Роль малого бизнеса в экономике. 11
Раздел 2. Правовые основы деятельности малых предприятий. 16
Создание и ликвидация малых предприятий. 16
Государственная регистрация предприятия. 17
Ликвидация и реорганизация предприятия. 18
Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. 19
Управление предприятием. 21
Хозяйственная и иная деятельность предприятия. 22
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 24
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса. 24
Заключение. 28
Список литературы. 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему малый бизнес.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

       Но все же, несмотря ни на  что, количество вновь создаваемых  фирм превосходит число ликвидированных,  что говорит об абсолютном  увеличении числа предприятий  малого и среднего бизнеса  в экономике. Причем достаточно  важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

       Отсюда можно говорить о трех  моделях развития мелкого предпринимательства:

    1. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
    2. медленное расширение деловой активности;
    3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

       По данным опроса владельцев  малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

       В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

     Относительно  состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

       В общем, в 70-е - 80-е годы  сначала наметилась, а затем еще  очевидней стала проявляться  тенденция, при которой доля  крупнейших компаний в выпуске  продукции, инвестициях, обороте  и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

       Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

       В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие  фирмы, как правило, не имеют  такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

  

       Динамизм, развитие и диверсификация  форм малого бизнеса дают основания  предполагать, что в обозримом  будущем этот сектор хозяйствования  в странах Запада будет развиваться.

       Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и наша  страна, учитывая обширный зарубежный  опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к  сегодняшним экономическим условиям  хозяйствования в Украине. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в Украине кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

       Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого  и среднего предпринимательства  в современной экономике и,  следовательно, большой интерес  к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию  в системе антикризисных мер,  но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

             Список  использованной литературы:

 
  1. Райзберг  Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцев  Е.Б. Современный экономический словарь. –М.: ИНФРА-М, 1999.- 479с.
  2. Завьянов Б.Н., Демидов Д.М., Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке. –М.: ДЕЛО, 2000.- 384с .
  3. Гальчинский А.С. Основы экономических знаний. –К.: Высшая школа., 2002.-543с.
  4. Робинсон Д.Р. Экономическая теория несовершенной конкуренции. –М.: Алерта, 1996.- 511с.
  5. Кривенко К.Т., Савчук В.С. Политическая экономика. –К.: КНЕУ, 2001.- 508с.
  6. Федоренко В.Г., Николенко Ю.М., Диденко О.М. Основы экономической теории: Учебник. –К.: ИНФРА-М, 2003.- 784с.
  7. Интернет страница. http://ref.net.ua/work/det-38461.html
  8. Интернет страница. http://economy.com/tom-67,2.html
  9. Кийосаки Р. Квадрант денежного потока. -М.: ИНФРА-М, 2004. -257с. 
  10. Интернет страница. http://gazeta.ru/p.137
  11. Зодоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. - М.: Рыбари, 2000. - 479с.
  12. Шаповал В.М., Аврамчук Р.Н., Ткаченко В.Н. Экономика. –К.: ДЕЛО, 2001. -400с.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Украине