Развитие крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в пог

Работа содержит 1 файл

курсач (2).doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Þ    лидером научно-технического прогресса;

Þ    крупным работодателем, существенно влияющим как на уровень занятости, так и на уровень оплаты труда и систему социально-трудовых отношений;

Þ    важным фактором формирования имиджа страны в глазах мирового сообщества.

Восстановление страны после катастрофы августа 1998 г. во многом шло за счет ускоренного роста экспорта и сдерживания импорта. Но в четвертом квартале 2000 года импорт впервые, хотя еще и ненамного, обогнал экспорт - рост составил соответственно 23,5 и 21,9%.
___В первом квартале 2001 года разрыв в темпах роста превысил 2 раза (11,0 и 5,0%), а во втором - 4 раза: импорт увеличился на 28,9, а экспорт лишь - на 6,7%. При этом рост импорта и в апреле (27,5%), и в мае (32,1), и в июне (27,3%) был рекордным для последних пяти лет.
___Таким образом, тенденция опережающего роста экспорта, характерная для восстановления, переломлена и сменена тенденцией опережающего роста импорта, характерной для предкризисных периодов. При этом увеличение емкости внутреннего рынка, рост благосостояния народа и улучшение финансового положения предприятий перестают быть достаточными для возрождения экономики. Все большая доля спроса удовлетворяется за пределами страны, и общество все больше работает не на себя, а на своих зарубежных конкурентов.
        Импорт устойчиво опережает экспорт не только из-за естественного затухания позитивного эффекта девальвации и ухудшения внешней конъюнктуры (которого еще не произошло). Экспорт тормозится, а импорт стимулируется ростом реального курса рубля, вызванного, с одной стороны, стабильным обменным курсом (догма "сильный рубль - сильная экономика", при всей ошибочности, неизлечимо въелась в сознание общества), с другой - ощутимой инфляцией. Последняя в 2001 году составит 18% - это в 1,5 раза выше обещанных правительством 12% и лишь ненамного ниже прошлогодних 20,2%.
___Инфляция обусловлена не столько хозяйственной, сколько политической ситуацией - тем, что либеральные реформаторы вновь, как в 1996-1998 годах, подчинили экономическую политику государства крупному бизнесу. Этим они лишили себя возможности ограничивать злоупотребления как естественных, так и обычных монополий (ведь крупный бизнес - это монополии), важнейшим из которых как раз и является завышение цен.
___Другой фактор, "разгоняющий" импорт, - незащищенность собственности. В современной политической ситуации она неустранима, так как облегчает крупному капиталу его экспансию. Недаром защищающие интересы крупного бизнеса либералы, на словах ратуя за незыблемость прав собственности, на практике не делают ничего для ее защиты - например, для де-криминализации процедуры банкротства, являющейся законодательно закрепленным в России отрицанием права собственности как такового.
___Побочное следствие незащищенности собственности - плохой инвестиционный климат, который до решения данной проблемы не поддается улучшению ни снижением инфляции и налогов, ни пропагандой и выталкивает из России заработанные ею деньги. Помимо прямого бегства капиталов, средства покидают, Россию и более сложным путем - незащищенность собственности на средства производства выталкивает деньги из производства в потребление, в первую очередь потребление богатых, то есть потребление импорта.
___Политическая обусловленность роста реального курса рубля (он увеличился на 15,2% в прошлом и на 8,8% - в январе-июле этого года) делает устойчивым и его следствие - сокращение положительного сальдо внешней торговли.
___По официальному прогнозу Минэкономразвития, положительное сальдо внешней торговли снизится с 60,7 млрд. долл. в 2000 году до 50,8 в 2001-м и 39,4 млрд. долл. в 2002 году, то есть на 35% за два года. Понятно, что это окажет самое пагубное воздействие на среднесуточную стабильность не только валютного рынка, но и всей финансовой системы России.
___Таким образом, подчинение экономической политики правительства интересам не политически бесправного населения, а крупного бизнеса (являющегося локомотивом развития страны, но органически неспособного подменить собой государство) ведет к сокращению притока валюты в страну при по крайне мере неизменном уровне оттока капитала.
___Проект бюджета-2002, предусматривающий направление всех дополнительных доходов только на внешние выплаты, устанавливает другой приоритет либерал-реформаторов - защиту интересов внешних кредиторов, пусть даже вопреки очевидным интересам российской экономики. Принципиальный отказ правительства даже от попыток реструктуризации действительно непосильных внешних выплат (для которых даже сверхоптимистичному проекту бюджета-2002 не хватает как минимум 3 млрд. долл.) обрекает Россию на увеличение оттока валюты.;
___Замедление притока валюты при росте ее оттока уже до конца 2004 года сделает неизбежной разрушительную девальвацию. При инерционном развитии Россия войдет в зону валютного риска в начале 2003 года, при форсировании самоубийственных реформ и особенно либерализации валютного регулирования (подготовленный под руководством Грефа законопроект предусматривает практически свободный вывод из страны практически любых сумм) - уже в августе 2002 года.
___Печально, что для спасения от девальвации и перевода экономического роста в устойчивый режим нужно не более и не менее, как изменение сложившейся политической системы и превращение государства в структуру, ответственную перед всеми гражданами, а не только перед группой крупных бизнесменов.

 

2.3. Регулирование крупного бизнеса в России и за рубежом.

Крупный бизнес склонен отождествлять свои корпоративные интересы с общенациональными. Так, широко известен лозунг одной из крупнейших компаний мира: «Что хорошо для Форда – хорошо для Америки». Крупные корпорации часто используют этот постулат в своих пиаровских кампаниях.

Однако эволюция рыночного хозяйства в ХХ в. убедительно доказывает, что интересы крупного бизнеса, государства и общества не являются идентичными. Более того, подобные противоречия приводили к драматическим событиям и потрясениям. Во времена Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт проводил политику «Нового курса», существенно ограничив свободу крупных корпораций. С начала ХХ в. активно развивалось антимонопольное законодательство.

После второй мировой войны во многих европейских странах прошла волна национализации крупных компаний. Во Франции, Великобритании, Австрии целые отрасли перешли из частных рук в собственность государства. Ужесточилось антимонопольное законодательство, что вызвало обострение отношений между властью и крупным бизнесом. Так, например, президент «Дженерал Моторс» Слоан в 60-х годах заявлял, что главным врагом крупных корпораций является правительство.

Большой интерес представляют отношения государства и крупного капитала в послевоенный период в странах, которые понесли большой ущерб во время Второй мировой войны и при этом попытались вырваться в число индустриально развитых стран. Речь идет в первую очередь о Японии и Южной Корее. В них крупный капитал возник при непосредственном участии власти, но этот процесс имел свои особенности:

        становление крупных корпораций осуществлялось по инициативе сильного государства и при его непосредственном контроле за этим процессом;

        оно проходило в рамках индикативного планирования и стратегии экономического развития страны;

        государственная политика предусматривала существенную поддержку отдельных отраслей национальной экономики, ориентировала крупные корпорации на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях глобализации;

        государство делало ставку на мультипликационный эффект развития крупного бизнеса (экспортные отрасли давали заказы для других отраслей национальной экономики).

Регулирование отношений бизнеса и государства стало одной из узловых проблем экономической теории ХХ в. Либералы, кейнсианцы, марксисты формулировали противоположные практические рекомендации в отношении этого вопроса. Однако объективные закономерности развития рыночного хозяйства, экономической рациональности и политического благоразумия заставляли как бизнес, так и власть отказаться от радикальных решений и искать определенный баланс своих интересов.

В наши дни можно говорить о формировании консенсуса между крупным бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему взаимоотношений. Конечно, эта система далеко не идеальна, но достаточно эффективна с точки зрения устойчивого экономического развития и политической стабильности стран со зрелой рыночной экономикой.

Отношения бизнеса со всеми ветвями власти определяются правовыми нормами, а также неписаными правилами морально-нравственного порядка. Бизнес и его профессиональные организации не имеют права законодательной инициативы, но представителей бизнеса, как правило, приглашают на парламентские слушания, а также в различные комитеты и комиссии, созданные для обсуждения важных социально-экономических проблем страны. Так, Конфедерация британской промышленности (CBI) и французская организация предпринимателей (MEDEF) зарекомендовали себя как авторитетные организации, к которым прислушивается правительство.

Свои интересы крупные корпорации лоббируют в законодательных органах через фракции политических партий и отдельных депутатов. Система лоббирования является общепринятой политической практикой, но оно должно быть достаточно прозрачным для всего общества.  Однако парламентская система далеко не совершенна и имеет уязвимые места. Во многих странах распространен подкуп крупным капиталом не только отдельных депутатов, но и руководителей парламентских фракций. С этим связана и практика теневого финансирования крупными корпорациями политических партий, особенно во время избирательных кампаний. Даже в странах, считающихся передовыми с точки зрения политической демократии, на этой почве  довольно часто вспыхивают политические скандалы.

Устойчивые взаимоотношения установились между крупным бизнесом и исполнительной властью. Здесь общепризнанными нормами стало четкое разграничение функций частного предпринимательства и государственного управления. Недопустимым считается совмещение этих функций одним лицом. Представители крупного капитала могут быть приглашены государством в исполнительную власть, так как у них есть большой практический опыт, а финансовая состоятельность позволяет им чувствовать себя в этом плане независимыми.

Известно, что представитель династии Рокфеллеров был вице-президентом США, а члены одной из самых богатых американских семей Кеннеди занимали высокие посты в исполнительной власти. В европейских странах также известны случаи, когда президенты и члены правительства были выходцами из крупного бизнеса. При этом существует строжайшее правило: если бизнесмен приходит на государственную службу, то он прекращает предпринимательскую деятельность. Использование своего служебного положения в интересах бизнеса считается уголовным преступлением и недопустимым нарушением морально-этических норм. К числу тяжких экономических преступлений относится и коррупция, когда крупный капитал подкупает государственных чиновников, а последние превращают государственную службу в одну из форм теневого частного бизнеса.

Авторитетные представители крупного бизнеса входят в состав различных правительственных комиссий и делегаций, участвуют в совещательных и консультативных советах, работающих под эгидой президента или правительства. Эта форма сотрудничества позволила крупному бизнесу иметь прямые деловые контакты с исполнительной властью и выражать свое мнение по важным вопросам, затрагивающим его интересы.

Стабильность рынка ценных бумаг имеет немаловажное значение в развитии крупного бизнеса.

Приход на отечественный рынок крупного иностранного игрока – страшный сон предпринимателя. Но ситуация не безнадежна. Опыт российских компаний показывает: с «заморскими» компаниями можно и успешно соревноваться, и плодотворно сотрудничать

Как бы мощно ни фонтанировали идеями лидеры молодых российских компаний, совершенно очевидно: лобовое столкновение с грандами мирового бизнеса не сулит им ничего хорошего. В арсенале известных зарубежных компаний – огромные финансовые ресурсы, новейшие технологии, филигранные методы менеджмента. Поэтому главной задачей россиян, сталкивающихся на одном рынке с многоопытными иностранцами, становится поиск правильной стратегии, позволяющей максимально задействовать все свои конкурентные преимущества.
        Для иностранцев в России наиболее интересны рынки с большой емкостью и платежеспособным спросом, например рынки массовых товаров и услуг. Они стремятся строить бизнес, который поддается масштабированию и обладает потенциалом для быстрого роста. Борьбы не избежать на тех рынках, где отечественные производители были неконкурентоспособными в с советские времена. Это, к примеру, производство продуктов питания, напитков, одежды, обуви.
        Часто иностранцев привлекает не весь рынок целиком, а лишь его самые лакомые сегменты. Взять, к примеру, рынок страхования, где в ближайшие годы ожидается обострение конкурентной борьбы.
         Едва ли крупные зарубежные игроки, которые придут в Россию, проявят интерес к потребительскому страхованию, той же обязательной автогражданке. Скорее всего, иностранцы займутся страхованием дорогих иностранных автомобилей, продаваемых через салоны официальных дилеров, или будут работать в области так называемых тяжелых рисков. Начнут страховать своих клиентов от раковых заболеваний. В отличие от россиян они владеют в этой области всеми необходимыми методами диагностики, статистической информацией.
        Показательна с этой точки зрения и ситуация на туристическом рынке, основными игроками которого являются агентства, продающие туры в розницу, и туроператоры – оптовики, создающие этот продукт. Если среди агентств фирм с иностранным капиталом нет вообще, то среди тур-операторов в последние годы развернулась жесткая конкуренция между «нашими» и «не нашими».
        Около 70% операторов, работающих в России, – это иностранцы. Это турецкие компании «Пегас», «Мострэвел», немецкие ITS, TUI. Они продают в России свой стандартный продукт – те же отели, авиарейсы, экскурсии, что и в других странах мира. А создавать свою сеть по продаже путевок, работать с конечным потребителем им не интересно из-за малых объемов российского рынка. Ведь у нас отдыхает за рубежом всего 1-2% населения, в отличие от той же Германии, где заядлых путешественников около 70%.

Более безопасно могут себя чувствовать отечественные компании, позиции которых защищены государством. На авторынке – это повышенные таможенные тарифы на ввоз зарубежных машин, на страховом – ограничение доли иностранных компаний в целом1.

Сложнее работать иностранцам и там, где они сталкиваются с естественными монополиями или мощной бюрократической машиной. К примеру, если бизнес связан с отправкой грузов по российской железной дороге или строительством.
       Однако по-настоящему сильных зарубежных игроков эти препоны не останавливают. Для них не составляет большой проблемы найти форму

________________________

1 по закону суммарный капитал западных страховщиков в России не может превышать 25% от капитала всех страховых компаний.

собственности, при которой им можно было бы с минимумом издержек работать в России. К примеру, крупнейшая в мире американская компания по страхованию жизни AIG Life делала успешный бизнес в нашей стране еще за много лет до того, как в 2003 году у нас был принят закон, разрешающий иностранцам официально работать в этой области страхования.
        После того как двери зарубежным страховщикам на российский рынок были официально открыты, по сути, ничего не изменилось.  Они и раньше приходили в Россию, становясь акционерами отечественных компаний или приобретая небольшие отечественные фирмы – своего рода «юридическую оболочку» для бизнеса. Принятие закона было принципиально только для очень крупных компаний, которые ждут полной юридической ясности. Однако, принимая решение – работать или не работать в России, они будут ориентироваться на другие вещи, в частности на спрос на страховые продукты. Сейчас в России он мизерный по сравнению с европейскими странами и Америкой. Поэтому многие зарубежные «монстры» пока занимают выжидательную позицию.
         Что касается такого преимущества российских компаний, как знание рынка, умение работать с чиновниками и представителями естественных монополий, – оно тоже весьма сомнительно. Как показывает практика, крупные международные корпорации предпочитают ставить во главе своих российских представительств местных менеджеров, наработавших уже немалый опыт практического бизнеса. К примеру, российское отделение ITS – крупнейшего немецкого туроператора, пришедшего в Россию в прошлом году, возглавил бывший владелец российской компании «Золотой век», оператора по Египту, Индии и некоторым другим странам.

 

 



Информация о работе Развитие крупного бизнеса в России