Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:48, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена анализу современной экономической системы Китая по основным направлениям.
Постепенное осуществление в Китае реформы и открытости помогло постоянно поддерживать государство и общество в состоянии стабильности.
1.2. Структура экономики Китая.
Большую часть XX века китайская экономика функционировала преимущественно в условиях дефицита. Со вступлением же в 90-е годы началось и продолжается до сих пор стремительное развитие энергетики, транспортных перевозок, а также почтовой связи и телекоммуникаций, производства наиболее важных видов сырья, других базовых отраслей и инфраструктуры. Торможение экономического роста со стороны производственных отраслей, являющихся «узкими местами», ослабло, и рынок продавца применительно у обычной продукции промышленности стал превращаться в рынок покупателя , а это значит, что Китай распрощался с эпохой товарного дефицита. К настоящему времени уже сложился в начальной форме не только рынок покупателя обычной промышленной и сельскохозяйственной продукции, но и рынок покупателя средств производства. И если раньше предприятия в целях своего развития боролись между собой за объекты и инвестиции и расширяли свои производственные мощности, то теперь они повышают свою самую существенную конкурентоспособность.
В Китае действует экономическая система совместного развития различных секторов экономики с доминантой секторы общественной собственности. Экономика по своему составу делится на две большие части. Это, во-первых, общественная, куда входят государственная и коллективная экономика, а также смешанный государственный и коллективный компоненты смешанных форм собственности. И, во-вторых, необщественная, куда входят частная экономика. Экономика Сянгана, Аомэня, Тайваня и зарубежных предпринимателей. Вслед за разрушением границ между секторами экономики появилась форма собственности в виде перекрестного холдинга и быстро развились такие формы собственности, как акционерная система, совместное хозяйствование и блоки предприятий.
В составе ВВП государственная экономика занимает сейчас одну треть, смешанная - несколько больше трети и негосударственная – одну треть, что образует собой форму треугольника. У госсектора абсолютное преимущество в таких отраслях инфраструктуры, как железные дороги, гражданский и воздушный флот, почта и телекоммуникации, городское водо-, электро- и газоснабжение, также в таких сферах, как научные исследования, народное образование, национальная оборона и финансы.
Вся экономическая деятельность Китая сводится к трем крупным индустриям, каждая из которых в свою очередь подразделяется на ряд отраслей. Первая индустрия – это сельское хозяйство ( в том числе лесное, животноводческое, рыбное и т.д.). Вторая – это промышленность (включая горное дело, машиностроение, электроснабжение, водо- и теплоснабжение и т.д.) и строительное дело. И, наконец, третья – это все отрасли, не вошедшие в первую и вторую индустрию, например, сервис, а также правительственные органы.
Нерациональность индустриальной структуры – одна из главных проблем функционирования китайской экономики. Поэтому сегодняшний экономический план[2] видит в урегулировании экономической структуры главную линию социально-экономического развития, ключ к упорядочению структуры экономики.
В 2004 году доля добавленной стоимости всех трех этих китайских индустрий в ВВП составляла соответственно 15,9, 50,9 и 33,2 процента, а доля занятых в каждой из них – 52,9, 23 и 24,1 процента. При сопоставлении с типовой международной моделью видно, что удельный вес продукции второй индустрии несколько выше, третья по развитию идет позади, а первая удерживает излишнюю рабочую силу, притом урбанизация отстает от индустриализации. Эти структурные аномалии объясняются тем, что до 80-х годов XX века Китай долгое время осуществлял стратегию экономического развития с приоритетом тяжелой промышленности.
Задачи урегулирования производственной структуры состоят в том, чтобы укрепить и усилить базисное положение аграрного сектора, ускорить реорганизацию и реконструкцию промышленности, повысить уровень организации ее структуры, обеспечить всемирное развитие сервиса, форсировать информацию народного хозяйства и общества, продолжать усиливать инфраструктурное строительство.
Как известно, во многом отражает состояние экономики и банковская сфера. С ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР.
Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости[3]»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования.
Как уже упоминалось выше, в 2001 г. произошло одно из самых знаменательных для экономики страны событий – вступление Китая в ВТО. КНР, будучи к тому времени уже достаточно сильной мировой державой, смогла добиться выгодных для себя условий, в том числе пятилетнюю отсрочку окончательного открытия своей финансовой системы. Тем не менее, за эти пять лет китайскому правительству предстояло проделать огромную работу: подготовить свою банковскую систему к конкуренции с иностранными банками.
Результат не заставил себя ждать. Китай выполнил свои обязательства по ВТО: после 11 декабря 2006 г. иностранные банки хлынули в страну. Тем не менее, Китай, на словах предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности, обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков. Тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере.
Так, сейчас банковская система КНР состоит из НБК или Центрального банка, «политических» (т.е. некоммерческих) банков, государственных коммерческих банков, акционерных банков, городских коммерческих банков и небанковских финансовых учреждений в лице городских и сельских кредитных кооперативов, а также инвестиционных трастовых компаний.
Государство сохраняет контроль над банковской системой, благодаря чему удалось не допустить гиперинфляции в результате экономических преобразований. Инфляция составляла в 2003 году 1,2% по сравнению с 12% у России, к примеру. Контроль государства над банками позволяет кредитовать важные инвестиционные проекты, которые вряд ли были бы проинвестированы частными банками.
1.3. Основные показатели экономического развития Китая.
Если исходить из покупательной способности, Китай уже является второй по размеру мировой экономической системой. Ожидается, что Китай, развиваясь намного быстрее, чем любая другая нация, в течение двух десятилетий опередит Соединенные Штаты, став крупнейшей мировой экономической системой. Некоторые эксперты считают данные о росте китайской экономике завышенными, но даже если не принимать во внимание рост ВВП (о котором речь пойдет ниже), темпы экономического развития Китая все равно остаются самыми высокими на протяжении уже достаточно довольно длительного времени, как и в отношении развивающихся, так и в отношении развитых стран. Другие, основываясь на таких показателях, как потребление энергии (к примеру, в 90-е годы в Китае обеспеченность энергоресурсами составляла 90% от необходимого уровня потребления[4]), утверждают, что темпы экономического роста Китая на самом деле превышают официальные данные. В то время как экономика страны сталкивается с серьезными проблемами, как неразвитым сектором услуг, значительной угрозой лишения привилегий, очевидно, что подобные трудности могут лишь замедлить, но не остановить ее бурное развитие.
В 1979 – 2001 годах среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Китая составил 9,3 процента, притом в 90-е годы XX века он превзошел 10 процентов, а его среднегодовой прирост на душу населения поднялся до 8,1 процента. В 2001 году ВВП достиг 9 593,3 млрд. юаней и вышел на шестое место в мире, а в среднем на человека превысил 800 долларов США. В результате Китай встал в ряды стран мира, находящихся на низшей ступени средней зажиточности.
С 1998 года прирост ВВП в Китае остается стабильным в пределах 7-8 процентов со среднегодовым увеличением в 7,55 процент. Если оглянуться на период времени с начала 90-х годов, то можно увидеть, что экономический рост Китая после своего пика в 1992 году, когда он достиг 14,2 процента, семь лет подряд, с 1993 по 1999 год, плавно идет на снижение. Но в 2001 году на широком фоне явного замедления мирового экономического развития, но особенно синхронной экономической депрессии и спада в некоторых развитых странах китайская экономика по-прежнему удерживала темпы своего роста в пределах 7 процентов. На рис. 1 представлены данные темпа роста ВВП Китая в процентах за 1960 – 2006 годы[5]. В настоящий момент ВВП образуется за счет трех компонентов – государственного, смешанного и негосударственного секторов.
По объему производства первичной и рядовой готовой промышленной продукции Китай вышел сейчас в первые ряды мира. Удельный вес сельских тружеников снизился у него с 70,5 процента первых лет реформы и открытости до 50 процентов, а удельный вес продукции второй индустрии в ВВП превысил 50 процентов. Все это говорит о том, что китайская индустриализация вышла из своей начальной стадии и вступила в среднюю. За счет расширения промышленной структуры промышленной структуры Китай повышает теперь качество роста промышленности и свою международную конкурентоспособность, ускоряет техническую реконструкцию традиционных производств и развитие новых индустрий, стимулирует гармоничное развитие маркетизации, урбанизации и индустриализации. Также повышает удельный вес продукции третьей индустрии в ВВП, поощряет переход избыточной сельской рабочей силы в несельскохозяйственную сферу и тем самым существенно ускоряет процесс своей индустриализации и своей превращение из большой промышленной страны в промышленную державу.
Из официальных китайских источников можно узнать, что в 2009 году объем инвестиций в железнодорожные проекты утроился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вложения в сельскохозяйственный сектор выросли в два раза, а в угольные проекты – на 60%. Число новых проектов выросло на 28% до 18 тыс. 533.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.
Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.
Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Однако, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических и социальных проблем связанных с политической и социальной нестабильностью: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных районов, увеличилась безработица. В Китае нарастают уличные протесты.
Данные гласят, что с начала этого года армия безработных в городах увеличилась до 10,2 млн человек, причем значительная часть населения влилась в ее ряды в последние месяцы Очевидно, что увеличение численности безработных во многом связано с плачевной ситуацией в мировой финансовой сфере.
Многие компании в свободных экономических зонах на юге Китая постепенно сворачивают производство, а уволенные рабочие выходят с протестами на улицы. Особенно остро ощущают на себе влияние кризиса мелкие и средние предприятия. Эксперты называют положение критическим и не исключают дальнейшего ухудшения ситуации к середине 2009 года, когда уровень безработицы среди городского населения может вырасти с нынешних 4 до 4,5%.
Вместе с тем озвученный китайскими властями уровень безработицы у многих аналитиков вызывает сомнения. По мнению эксперта Керри Брауна, официальные данные о 10 млн безработных в городах не соответствуют реальности. В эти списки, например, не попали десятки миллионов сезонных рабочих, кочующих по стране в поисках заработков. Ранее западные эксперты оценивали их численность до 150 млн человек.
У китайских властей достаточно опыта в решении проблемы безработицы. В 1990-х годах в Китае в результате реорганизации государственных промышленных предприятий работы лишились около 60 млн. человек. Тогда кризиса удалось избежать путем перенаправления их в другие отрасли. Однако теперь ситуация изменилась. Нынешний китайский экономический рост основывается на трудоемких отраслях, которые завязаны на экспортный рынок. Основными рынками сбыта для Китая являются западные страны. Однако сейчас Запад в рецессии, что приведет к значительному снижению национального экспорта Поднебесной.
2. Китай в мировом хозяйстве в условиях глобализации.
Возьмите любую игрушку в руки, и вы наверняка обнаружите ярлык «Сделано в Китае». Это неудивительно. Китай производит семь из десяти традиционных игрушек, которые продаются в мире. Производство игрушек использует по большей части элементарные технологии, не является стратегическим и не имеет ничего общего с вопросами национальной безопасности.