Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:24, курсовая работа
Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
15
2.1 Основные положения классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
25
3.1 Характеристика неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА | 5 |
1.1 | Развитие экономической мысли стран Древнего Востока | 5 |
1.2 | Развитие экономических учений античных государств | 9 |
2 | ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА | 15 |
2.1 | Основные положения классической политической экономии | 15 |
2.2 | Вклад марксистов в экономическую науку | 18 |
2.3 | Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма | 21 |
3 | РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ | 25 |
3.1 | Характеристика неоклассического направления | 25 |
3.2 | Институционализм - оригинальная концепция | 27 |
3.3 | Современное развитие
экономической науки в |
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 34 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 36 | |
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая
теория изучает источники, факторы
национального богатства, изучает
общественно-производственные, то есть
экономические отношения в
Предметом
экономической теории является проблема
рационального использования
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
Я считаю тему своей курсовой работы весьма актуальной, потому, что понимание событий, происходящих в мире, требует умения оперировать большими пространственными и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой истории и современной жизни.
Поэтому важно изучение истории возникновения экономических знаний и проблематику их развития.
В своей работе рассказываю, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание я посчитала нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением, так как, по-моему, они представляют собой весьма большой интерес.
В первой главе своей курсовой работы я рассказываю о зарождении экономических учений в древнем мире, на первых этапах человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. Наиболее яркими представителями этого периода являлись ученые Конфуций, Ксенофонт, Платон и Аристотель. Также не малый вклад в развитие экономических учений внесли «Законы царя Хаммурапи», «Речение Ипуреса», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», «Артхашастра» и другие работы.
Во
второй части речь идет об экономической
науки в средние века. Этот период
можно отнести к эпохе
В третьей главе я показываю современный этап развития экономической науки и развитие данной науки в Республики Казахстан. В этой части я рассказываю о направлениях институционализма и неоклассической экономической теории. Также в третьей главе своей работы я рассказываю, о развитии экономических мыслей в Казахстане и о том кто внес наибольший вклад в развитие экономики, как науки в нашей стране.
К
сожалению, при изучении экономической
теории не всегда уделяется должное
внимание изучению истории экономических
учений. Надо сказать, что некоторые экономисты
считают излишним обращаться к теориям
и взглядам прошлого, так как они якобы
устарели и потеряли свою значимость,
поэтому на знакомство с ними не стоит
тратить времени. На мой взгляд, они глубоко
не правы, потому что все основы наших
сегодняшних представлений берут свои
истоки в прошлом. Представления и идеи
прошлого не принадлежат исключительно
истории: они несут в себе элементы наших
сегодняшних и завтрашних взглядов.
1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО
МИРА
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическое учение выделялось в виде отдельных мыслей, отдельной формы мышления, и представлялось очень трудным для создания одной целостной науки. Экономическая мысль - явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни. Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Экономические идеи древности часто находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Так как периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
Одним
из крупных древневосточных
1) Самый большой процент по денежной сумме - 20 процентов, а по натуральной немного больше - 33 процента;
2) Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь;
3) Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов;
4) Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали. [7]
Из подобных примеров можно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.
Если говорить о Древнем Египте, то можно упомянуть о двух найденных документах «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» и «Речение Ипуреса». Первый документ относится к XXII веку до нашей эры. В этом поучении приводятся правила государственного управления и руководство хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Второй документ принадлежит XVIII веку до нашей эры. Данный документ дает понять, что уже в то время цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое могло бы привести к последствиям, отрицательно повлиявшим на экономику государства. Из этого можно сделать вывод, что уже в то время люди понимали, о необходимости анализировать и прогнозировать экономические процессы.
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа «Артхашастра», царя Чандрагупты I и его советника Каутилья. Само название «Артхашастра» в дословном переводе означает - «учение о доходах». В данной работе находит отражение проблема «стоимости вещей». Величина стоимости определяется количеством «дней работы», а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда. Авторы старались объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых, борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По их мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, они призывали к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Также в работе показано отличие рыночной цены от стоимости, указывается, что конкурирующий покупатель «увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности». Он включает прибыль в цену товара в качестве «прочих издержек» и заранее определяет ее «для данной местности в 5 процентов с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10 процентов». [10] Так предоставлялась экономическая теория Древней Индии, на первый взгляд простые экономические уставы и правила, но именно эти правила стали основой тех экономических учений, которыми мы пользуемся по сей день.
В
Китае экономические теории нашли
отражение в конфуцианстве. Идеолог
Китая Конфуций защищал рабовладельческий
строй, развивая выдвинутую впервые
в Китае теорию естественного
права - социальную, нравственную и
юридическую философию. Конфуций различает
«великую общность» (коллективную собственность
- крестьянскую общину) и частное владение
(рабовладельческую собственность). Связывая
все противоречия империи с частной собственностью,
он все же в конечном итоге отдает предпочтение
ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное
деление общества, рассматривая его как
установленное богом и природой. Конфуций
исходил из того, что источником богатства
является труд и богатство государя должно
основываться на богатстве народа. Также
он полагал, что государство должно обязательно
регулировать цены на хлеб и создать хлебный
запас на случай неурожая, тем самым заботиться
о народе. Еще, по его мнению, государство
должно создать самые выгодные условия
по кредитованию для земледельцев. Он
предложил заменить прямые налоги на соль
и железо на косвенные, которые бы учитывались
уже в готовых продуктах, изготовленных
из этих товаров. Золото он считал товаром,
который существует для измерения других
товаров. Так же важнейшим памятником
Древнего Китая является Коллективный
трактат «Гуань-Цзы», который относится
к периоду дальнейшего развития рабства,
ремесла, торговли. Труд провозглашается
в нем источником могущества государства,
и выдвигается важная идея об эквивалентности
обмена. Трактат «Гуань-Цзы» содержит
вывод о том, что народ создает доход для
знатных и прибыль для торговцев. Авторы
«Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве
главной выдвигали задачу «сделать государство
богатым и народ довольным». Равномерно
распределяя богатства без «обогащения»
торговцев и ростовщиков. И так же, как
он, доказывали естественность сословного
деления общества. Основываясь на то, что
без высших сословий страна не имела бы
доходов, но если б все были богаты, страна
бы не имела простой рабочий труд. В числе
мер по стабилизации натурально-хозяйственных
отношений наиболее важными они считали
регулирование государством цен на хлеб,
создание государственных запасов хлеба,
введение льготных кредитов земледельцам,
замену прямых налогов косвенными, перекладывая
эти налоги на производимые с их использованием
товары. Небезынтересно отметить и то
обстоятельство, что основными составляющими
понятия богатства в трактате названы,
наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные
блага, товарная сущность которых на рынке
не подлежит сомнению. При этом роль золота
как товара и меры исчисления ресурсов
государства «объяснялась» прежде всего,
его природным предназначением выступать
в качестве денег и способствовать такому
обмену, в результате которого «выгоды
у одних» бывают «больше, чем у других».