Развитие экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
15
2.1 Основные положения классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
25
3.1 Характеристика неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Копия Моя курсовая.docx

— 67.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5
1.1 Развитие экономической  мысли стран Древнего Востока 5
1.2 Развитие экономических  учений античных государств 9
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА  
15
2.1 Основные положения  классической политической экономии 15
2.2 Вклад марксистов в экономическую науку 18
2.3 Представители и их взгляды исторической школы и маржинализма 21
3 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ  
25
3.1 Характеристика  неоклассического направления 25
3.2 Институционализм - оригинальная концепция 27
3.3 Современное развитие экономической науки в Казахстане 31
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Экономическая теория изучает источники, факторы  национального богатства, изучает  общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие  общественным производством.

      Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

      Данная  работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой  экономической мысли. Цель работы состоит  в том, чтобы отразить главные  тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую  науку.

      Я считаю тему своей курсовой работы весьма актуальной, потому, что понимание  событий, происходящих в мире, требует  умения оперировать большими пространственными  и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше  понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой  истории и современной жизни.

      Поэтому важно изучение истории возникновения  экономических знаний и проблематику их развития.

      В своей работе рассказываю, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание я посчитала нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением, так как, по-моему, они представляют собой весьма большой интерес.

      В первой главе своей курсовой работы я рассказываю о зарождении экономических  учений в древнем мире, на первых этапах человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. Наиболее яркими представителями  этого периода являлись ученые Конфуций, Ксенофонт, Платон и Аристотель. Также не малый вклад в развитие экономических учений внесли «Законы царя Хаммурапи», «Речение Ипуреса», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», «Артхашастра» и другие работы.

      Во  второй части речь идет об экономической  науки в средние века. Этот период можно отнести к эпохе капитализма. Развитие экономической мысли в  эпоху  капитализма приводит к  формированию политической экономии как  науки, разработке ее основных принципов  и категорий. Здесь я рассказываю  о Классической политической экономии, исторической школе и о маржинализме, а так же о теории Карла Маркса.

      В третьей главе я показываю  современный этап развития экономической  науки и развитие данной науки  в Республики Казахстан. В этой части  я рассказываю о направлениях институционализма и неоклассической экономической теории. Также в третьей главе своей работы я рассказываю, о развитии экономических мыслей в Казахстане и о том кто внес наибольший вклад в развитие экономики, как науки в нашей стране.

      К сожалению, при изучении экономической  теории не всегда уделяется должное  внимание изучению истории экономических учений. Надо сказать, что некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, так как они якобы устарели и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. На мой взгляд, они глубоко не правы, потому что все основы наших сегодняшних представлений берут свои истоки в прошлом. Представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних и завтрашних взглядов.  

      1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО  МИРА 

      
    1. Развитие  экономической мысли стран Древнего Востока
 

      Экономическое мышление является ровесником человеческого  общества. Первоначально экономическое  учение выделялось в виде отдельных  мыслей, отдельной  формы мышления, и представлялось очень трудным  для создания одной целостной  науки. Экономическая мысль - явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были, скорее, технологические и технические вопросы, которые затем, по мере обобщения фактов, стали подводить к анализу социально-экономических сторон хозяйственной жизни. Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Экономические идеи древности часто находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Так как периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

      Одним из крупных древневосточных рабовладельческих  государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там  с 1792 по 1750 года до нашей эры, составляли экономическую основу рабовладельческого строя. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства. В законах отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя, сохранность частной собственности.  Вместе с тем они выражают заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, стремясь поставить их на службу государству. Кодекс законов царя Хаммурапи использовался уже в XVIII веке до нашей эры. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.

      1) Самый большой процент по денежной сумме - 20 процентов, а по натуральной немного больше - 33 процента;

      2) Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь;

      3) Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов;

      4) Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали. [7]

      Из  подобных примеров можно увидеть, что  уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов  об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали  в развитии другие.

      Если  говорить о Древнем Египте, то можно  упомянуть о двух  найденных  документах «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» и «Речение Ипуреса». Первый документ относится к XXII веку до нашей эры. В этом поучении приводятся правила государственного управления и руководство хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Второй документ принадлежит XVIII веку до нашей эры. Данный документ дает  понять, что уже в то время цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое могло бы привести к последствиям, отрицательно повлиявшим на экономику государства. Из этого можно сделать вывод, что уже в то время люди понимали, о необходимости анализировать и прогнозировать экономические процессы.

      Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа «Артхашастра», царя Чандрагупты  I и его советника Каутилья. Само название  «Артхашастра» в дословном переводе означает - «учение о доходах». В данной работе находит отражение проблема «стоимости вещей». Величина стоимости определяется количеством «дней работы», а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда. Авторы старались объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых, борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По их мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, они призывали к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Также в работе показано отличие рыночной цены от стоимости, указывается, что конкурирующий покупатель «увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности». Он включает прибыль в цену товара в качестве «прочих издержек» и заранее определяет ее «для данной местности в 5 процентов с установленной цены, а для иностранных товаров – в 10 процентов». [10]  Так предоставлялась экономическая теория Древней Индии, на первый взгляд простые экономические уставы и правила, но именно эти правила стали основой тех экономических учений, которыми мы пользуемся по сей день.

      В Китае экономические теории нашли  отражение в конфуцианстве. Идеолог  Китая Конфуций защищал рабовладельческий  строй, развивая выдвинутую впервые  в Китае теорию естественного  права - социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает «великую общность» (коллективную собственность - крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая, тем самым заботиться о народе. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров. Так же важнейшим памятником Древнего Китая является Коллективный трактат «Гуань-Цзы», который относится к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена. Трактат «Гуань-Цзы» содержит вывод о том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев.  Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным». Равномерно распределяя богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков. И так же, как он, доказывали естественность сословного деления общества. Основываясь на то, что без высших сословий страна не имела бы доходов, но если б все были богаты, страна бы не имела простой рабочий труд. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов косвенными, перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».  

Информация о работе Развитие экономической мысли