Различие рынков совершенной и монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая совершенную конкуренцию, следует заметить, что она представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.

Содержание

1. (7) В чем различие рынков совершенной и монополистической конкуренции……………………………………………………………………….3
2. (37) Дайте характеристику валютного рынка, валютного курса. Раскройте сущность различных систем валютных курсов…………………….9
3. Список литературы…………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

В чем различие рынков совершенной и монополистической конкуренци1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     РОСЖЕЛДОР 

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования 

     Кафедра «Экономика и менеджмент»

     Дисциплина  «Экономическая теория» 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 
 

     Студент                                                                  

     группы

     шифр  

     Руководитель

     дисциплины                                                                         
 
 

     Ростов-на-Дону

     2009 г.

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     1. (7) В чем различие рынков совершенной  и монополистической конкуренции……………………………………………………………………….3

     2. (37) Дайте характеристику валютного  рынка, валютного курса. Раскройте  сущность различных систем валютных  курсов…………………….9

     3. Список литературы…………………………………………………….16          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. (7) В чем различие рынков совершенной и монополистической конкуренции 

     Рассматривая  совершенную конкуренцию, следует  заметить, что она представляет собой  лишь абстрактную, чисто теоретическую  модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.

     Рынок совершенной конкуренции – это  рынок, где удовлетворяются условия (черты) совершенной конкуренции.

     К отраслям совершенной конкуренции  относят отрасли, где присутствует много фирм (более 100), каждая из которых занимает незначительную долю рынка (менее 1%), производящих однородную продукцию; барьеры выступления в отрасль полностью отсутствуют. Все продавцы действуют независимо друг от друга, а покупатели хорошо информированы о ценах продавцов. В таких отраслях цена формируется под воздействием спроса со стороны всех покупателей и предложения всех продавцов. Каждая фирма-продавец реализует продукцию по цене рынка и не имеет возможности каким-либо образом влиять на эту цену.

     В реальной жизни такие рынки встречаются  крайне редко, лишь некоторые из них  удовлетворяют перечисленным выше условиям совершенной конкуренции. Типичным примером совершенно конкурентного рынка является биржевая торговля. Например, на товарных биржах продаются и покупаются строго стандартизированные товары, что позволяет торговать ими без предварительного осмотра, не самими товарами, а контрактами на товар. Ежедневно на бирже заключается большое количество сделок, далеко не каждая из которых заканчивается реальной поставкой товара. Наличие большого количества независимых продавцов и покупателей, открытость информации о биржевых котировках, однородность торгуемых товаров, а также невозможность отдельного продавца или покупателей влиять на рыночную цену позволяют отнести этот рынок к совершенно конкурентному.

     Конкурентная фирма – это фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке. На рынках, где работает множество фирм, продающих однородную продукцию, и где существует абсолютно свободный доступ новых фирм на рынки, цена складывается под воздействием рыночного спроса и предложения всех фирм. Конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную извне, не зависящую от производимого и продаваемого ею количества продукции. Если конкурентная фирма решит поднять цену всей продукции выше рыночной, то она сразу потеряет всех своих покупателей. Поскольку продукция, предлагаемая конкурентной фирмой, абсолютно идентична продукции ее конкурентов, покупателю безразлично, у кого именно ее покупать. Покупатели тут же уйдут к конкурентам, предлагающим рыночную цену.

     Таким образом, на совершенно конкурентных рынках каждая фирма принимает рыночную цену, поэтому при выборе объема выпуска, максимизирующего прибыль, эта  фирма будет рассматривать цену как постоянную величину, не зависящую от стратегии самой фирмы. В таких условиях каждая отдельная фирма максимизирует свою прибыль, только изменяя объемы производства.

     Считается, что  рыночная  структура  характеризуется  совершенной  конкуренцией, если выполняются следующие условия:

     1.    Имеется много покупателей и  продавцов данного  товара,  причем  каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного  объема.

     2.    Товар должен быть совершенно  однородным с точки зрения  покупателей,  и  все покупатели  должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.

     3.     Отсутствуют  входные  барьеры   для  вступления   в   отрасль   нового производителя и возможности  свободного выхода из отрасли.

     4.    Полная информация всех участников  рынка,  то  есть  каждый  покупатель  осведомлен  о  ценах  всех  продавцов  и  о  любом  изменении  цен  любым продавцом.

     5.     Рациональное  поведение  всех  участников  рынка,  преследующих  свои собственные интересы. Сговор, в какой либо форме исключается.

     Очевидно,  что  совершенная  конкуренция,  определенная  приведенными   выше условиями, весьма редка на практике.

     Иным  образом ведут себя фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Работая на таких рынках, фирмы могут повышать цены на свою продукцию, не опасаясь потери всех своих клиентов. Вместе с тем, если фирма на несовершенно конкурентном рынке хочет увеличить объемы продаж, она может понизить свои цены и привлечь тем самым дополнительных покупателей. Иными словами фирмы на рынках несовершенной конкуренции сами могут выбирать цены на свою продукцию. В целях максимизации прибыли такие фирмы планируют и цены, и объемы производства.

     Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна.

     Рынком  монополистической конкуренции  называют такой тип рынка, на котором  большое число производителей предлагает определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.

     Так как каждый конкурент продает  отличную от всех других разновидность  определенного блага, то он выступает  как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса.

     Основные  черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

     - на рынке присутствует относительно  большое число мелких фирм, каждая из которых занимает незначительную часть рынка;

     - эти фирмы производят разнообразную  продукцию, и, хотя продукт  каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти  товары-заменители и переключить  свой спрос на них;

     - вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов;

     - фирмы на рынках монополистической  конкуренции независимы в выборе  цены и объема выпуска. Предприниматель, решая вопрос о цене, не принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов;

     - доступ к информации о ценах,  возможных прибылях фирм на  рынках монополистической конкуренции  относительно прост.

     Спрос на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Адидас» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако, если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

     Дифференциация  производимых продуктов сводится к  функционированию множества производителей (агентов предложения), делающих ставку на расширяющееся разнообразие благ и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходит резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости

     Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.

     Характеристики  рынка монополистической конкуренции  практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияние не ценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).

     Основные  характеристики конкурентных ситуаций рынка

Признаки Конкурентная  структура рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Число производителей Множество Много
Тип продукции Массовый (стандартизованный) Дифференцированный
Контроль  над ценой Отсутствует (рыночная цена, воспринимается как величина данная) Некоторый (в довольно узких рамках)
Условия вступления в отрасль Свободные Сравнительно  легко
Неценовая конкуренция Отсутствует Применяется широко
Примеры отраслей, действующих на таких рынках Сельское хозяйство, бытовые услуги Пищевая, легкая промышленность, производство мебели
 

 

     

     (37) Дайте характеристику валютного рынка, валютного курса. Раскройте сущность различных систем валютных курсов 

Информация о работе Различие рынков совершенной и монополистической конкуренции