Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:10, контрольная работа
Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена.
Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
Спрос. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.
Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.
Контрольные теоретические вопросы ......................................................
3
Контрольные тестовые задания .................................................................
13
Задача ...........................................................................................................
14
Список литературы .....................................................................................
15
3
План работы
Стр.
Контрольные теоретические вопросы .............................. | 3 |
Контрольные тестовые задания .............................. | 13 |
Задача .............................. | 14 |
Список литературы .............................. | 15 |
3
1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена.
Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
Спрос. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.
Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.
Кроме цены на спрос влияют и другие факторы: увеличение (или сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания; колебание расходов на рекламу; изменение цен на товары-заменители (товары-субстатуты) и дополнительные (комплиментарные) блага; число потребителей в отрасли и др.
Для анализа функциональных зависимостей спроса в экономической теории используются понятия закона спроса и функции спроса.
Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта. Функция спроса–функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него факторов. Зависимость спроса от различных факторов может быть проиллюстрирована графически, для чего обычно строится кривая спроса.
Кривая спроса, показывающая, какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени.
Изменение цен означает движение по кривой спроса; воздействие неценовых факторов сдвигает кривую спроса вправо или влево.
Предложение. Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества приобретенных благ от уровня цен графически иллюстрируется с помощью кривой предложения. Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество экономического блага производители готовы продать по разным ценам в данный производители готовы продать, но разным ценам в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.
Кроме цены на предложение влияют и другие факторы:
• изменение технологии производства (если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции);
• изменение ресурсных цен (снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения товара);
• изменение налогов и субсидий (повышение налогов снижает величину предложения, а субсидии приводят к расширению производства);
• изменение числа товаропроизводителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара);
• ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.
Рис.1. Равновесная цена
Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.
Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Устойчивость равновесия. Виды устойчивости
Устойчивость равновесия - способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.
Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS).
Виды устойчивости
1. Абсолютная;
2. Относительная;
3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).
2. Сущность, причины и виды инфляции.
Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию. Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди.
Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция - это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным предложением и повышением цен.
Далее рассмотрим следующие вопросы: причины, формы проявления и виды инфляции.
Объяснения причин дисбаланса различны. Теоретическая база понятия «инфляция» имеет в своем арсенале три основных направления: кейнсианскую теорию инфляции, монетаристскую количественную концепцию; теорию чрезвычайных издержек.
Кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянии их на увеличение совокупного спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение совокупного спроса стимулирует рост инфляции.
Монетаристская теория денег в качестве причины инфляции видела количественное переполнение каналов обращения бумажными деньгами.
Авторы теории чрезвычайных издержек (Дж. М.Кейнс, У.Торн, Р.Куэн) были уверены, что инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой - теория инфляционной спирали «заработная плата-цены».
В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции.
1. Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег.
2. Рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику.
3. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов – с другой.
4. Экономика становится все более сервисно ориентированной.
5. Действие механизмов индексирования доходов.
6. Нерациональная структура экономики.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающийся многократным ростом цен на сырье, нефть. Инфляционный процесс в России, например, усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью российского экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
Среди внутренних факторов можно выделить не денежные и денежные – монетарные. Не денежные – это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-
Формы проявления инфляции:
1. Рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательской способности.
2. Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.
3. Увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Виды инфляции
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают:
Открытую (явную) инфляцию, которая проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен;
Скрытую (подавленную) инфляцию, которая имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.
Если критерием служит проявление инфляции, то различают:
внутреннюю инфляцию - снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке;
внешнюю - снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты
Различают также инфляцию по причинам возникновения:
инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;
инфляция издержек;
инфляция спроса;
По степени сбалансированности роста:
сбалансированная инфляция, где цены различных товаров относительно друг друга неизменны;
несбалансированная инфляция, когда цены постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Если мы будем рассматривать темпы роста цен, то можем выделить следующие виды инфляции:
Умеренная
Галопирующая,