Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа
В условиях ограниченного дохода потребитель вынужден удовлетворять те желания, которые не выходят за пределы его бюджетных возможностей, но вместе с тем он сделает оптимальный выбор только в том случае, если ему удастся в максимальной степени удовлетворить потребности в рамках своих возможностей, т. е. добиться максимизации общей полезности потребляемого набора благ.
1. Равновесие потребителя…………………………………………………..стр. 2
2. Функции потребления в кейнсианской теории………………………….стр. 4
3. Инфляция: определение и измерение. Индекс цен. Темп инфляции…..стр. 6
Контрольная
работа № 1
Вариант
№ 20
План
1. Равновесие потребителя…………………………………………………
2. Функции потребления в кейнсианской теории………………………….стр. 4
3. Инфляция: определение
и измерение. Индекс цен. Темп
инфляции…..стр. 6
1.Равновесие потребителя.
В условиях ограниченного дохода потребитель вынужден удовлетворять те желания, которые не выходят за пределы его бюджетных возможностей, но вместе с тем он сделает оптимальный выбор только в том случае, если ему удастся в максимальной степени удовлетворить потребности в рамках своих возможностей, т. е. добиться максимизации общей полезности потребляемого набора благ.
Для
определения товарного набора Х
и Y, максимизирующего полезность при
данном доходе, наложим карту кривых безразличия
и бюджетную линию на одну и ту же систему
координат (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Равновесие
потребителя
Равновесию
потребителя соответствует
Формальным
условием равновесия в кардиналистской
теории является второй закон Госсена:
потребитель при заданных ценах
и бюджете максимизирует свою функцию
полезности, если отношение предельной
полезности блага к его цене одинаково
по всем благам. Для двух благ Y и Х данное
условие равновесия можно записать следующим
образом:
МUx/Px = МUy/Py
При выполнении данного условия любое изменение в структуре покупок будет снижать уровень удовлетворенности потребителя.
Условием
равновесия потребителя в ординалистской
теории является равенство абсолютного
значения предельной нормы замены двух
благ соотношению их цен:
|MRSxy|
= Px/Py
Так
как в точке равновесия наклон бюджетной
линии равен наклону кривой безразличия,
т.е. соотношение цен на товары равно предельной
норме замены, условия равновесия в кардиналистской
и ординалистской теориях совпадают:
MRSxy
= Px/Py =
МUx
/ МUy
следовательно,
МUx
/ МUy
= Px/Py или МUx/Px = МUy/Py
Условие
равновесия, при котором потребляются
оба товара, называется внутренним
равновесием. При угловом равновесии
потребитель предпочитает один из товаров
(рис. 1.2). На рис. 1.2,а отражена ситуация,
когда потребитель находится в равновесии,
расходуя весь свой доход на товар Y, на
рис. 1.2,б – на товар Х.
Рис.
1.2
2.Функции потребления в кейнсианской теории.
Создателем современной теории анализа взаимосвязи дохода, потребления, сбережения и инвестиций считают английского экономиста Дж. Кейнса, который в 1936 г. Опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег». В качестве главного инструмента своего анализа Кейнс использовал так называемые «макроэкономические показатели»: национальный доход, потоки сбережений и инвестиций, совокупный спрос и совокупное предложение. По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активизации совокупного спроса, т.е. формирования эффективного спроса. Его главными составляющими выступают доход, потребление, сбережение и инвестиции.
Потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. Под ним понимают индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Прирост потребления, а следовательно, и эффективного спроса устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость эта прямая – чем выше доход, тем выше уровень потребления, и, наоборот, чем ниже доход, тем ниже уровень потребления.
Следует отметить, что личное потребление имеет некоторую специфику: оно растет в меньшей степени, чем растет доход. Это обусловлено действием объективных и субъективных факторов, влияющих на общее количество ресурсов, используемых на потребление, в частности, желанием обеспечить себя на старости лет, купить дорогостоящую вещь, стремлением застраховать себя и др.
Таково
проявление основного психологического
закона, согласно которому с ростом дохода
склонность к потреблению падает, а склонность
к сбережению возрастает. Параметром,
устанавливающим количественную связь
между потреблением и располагаемым доходом,
является предельная склонность к потреблению
(marginal propensity to consume – MPC). Она определяется
как отношение между изменениями в потреблении
и вызываемыми ими изменениями в доходе.
изменения в потреблении Δ С
MPC = =
изменения
в доходе Δ Y
Величина MPC всегда колеблется между 0 и 1.
Если MPC = 0, то весь прирост дохода идет на потребление.
Если MPC = 1, то весь прирост дохода направляется в сбережения.
Графически
склонность к потреблению представлена
на рис. 2.1
3.
Инфляция: определение
и измерение. Индекс
цен. Темп инфляции.
Замена полноценных денег бумажными деньгами породила явление в сфере товарно-денежных отношений, называемое инфляцией.
Впервые термин «инфляция» стал употребляться во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Им обозначался процесс перенасыщения рынка знаками стоимости, разбухания бумажноденежного обращения. Инфляция (от лат. - «inflatio») – вздутие. Она представляет собой процесс обесценения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.
Давая определение инфляции, следует уяснить два момента:
а)
обесценению подвергаются
б) проявляется инфляция только в общем повышении цен, так как частные колебания их – это явление в экономике обыденное и регулируется законом стоимости.
Бумажные деньги – это «фальшивые» деньги, выпускаемые государством в качестве принудительного средства обращения. Причем функцию эмиссии денег (выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения) монополизирует государство. И если в простом товарном обмене (Т-Т) участвуют только продавец и покупатель, то в условиях товарно-денежных отношений (Т-Д-Т) в этот процесс как невидимый призрак вклинивается государство. Увеличивая или сокращая массу бумажных денег в обращении, оно воздействует на уровень цен, а соответственно увеличивает или сокращает количество товара, приобретаемого покупателем. Если государство наводняет экономику излишней денежной массой, то в соответствии с законом денежного обращения должны расти цены, что в конечном итоге приводит к уменьшению объема товаров, приобретаемых покупателями. В этом и проявляется инфляция.
Измеряется
инфляция с помощью индексов цен,
которые выражаются обычно в процентах
и представляют собой относительные
показатели, характеризующие соотношение
цен во времени. Для вычисления индекса
цен берут соотношение между совокупной
ценой товаров и услуг определенного набора
– «рыночной корзины» – для данного периода
и рыночной корзиной идентичной группы
товаров и услуг в базисном периоде.
Индекс цен в данном периоде = ────────────────────── * 100%
Темп
Инфляции – выраженный в процентах годовой
темп роста общего уровня цен в течение
определенного периода времени. Чтобы
определить темпы роста цен, или темпы
инфляции, используют следующую формулу:
Индекс цен Индекс цен
отчетного
Темп инфляции = ─────────────────────────── * 100 %
Для
определения приблизительного количества
лет, в течение которого происходит
удвоение инфляции, в экономической
науке используется «правило величины
70», в соответствии с которым для определения
искомой величины число 70 делят на
темп ежегодного увеличения уровня цен
(инфляции)
Количество лет, в течение 70
которого инфляция
удваивается Ежегодный темп
инфляции
Для
измерения общего уровня цен на практике
используют индекс цен валового внутреннего
продукта (дефлятор ВВП). По сравнению
с индексом цен потребительских товаров
индекс ВВП шире и представительнее, поскольку
он включает также цены на сырье, материалы,
оборудование и т.д.
Литература: