Равновесие потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

В условиях ограниченного дохода потребитель вынужден удовлетворять те желания, которые не выходят за пределы его бюджетных возможностей, но вместе с тем он сделает оптимальный выбор только в том случае, если ему удастся в максимальной степени удовлетворить потребности в рамках своих возможностей, т. е. добиться максимизации общей полезности потребляемого набора благ.

Содержание

1. Равновесие потребителя…………………………………………………..стр. 2

2. Функции потребления в кейнсианской теории………………………….стр. 4

3. Инфляция: определение и измерение. Индекс цен. Темп инфляции…..стр. 6

Работа содержит 1 файл

ДКР по Экономич. теории.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 1 

Вариант № 20 

План 

1. Равновесие потребителя…………………………………………………..стр. 2

2. Функции потребления в кейнсианской теории………………………….стр. 4

3. Инфляция: определение  и измерение. Индекс цен. Темп  инфляции…..стр. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Равновесие потребителя.

     В условиях ограниченного дохода потребитель  вынужден удовлетворять те желания, которые не выходят за пределы его бюджетных возможностей, но вместе с тем он сделает оптимальный выбор только в том случае, если ему удастся в максимальной степени удовлетворить потребности в рамках своих возможностей, т. е. добиться максимизации общей полезности потребляемого набора благ.

     Для определения товарного набора Х  и Y, максимизирующего полезность при данном доходе, наложим карту кривых безразличия и бюджетную линию на одну и ту же систему координат (рис. 1.1). 

Рис. 1.1. Равновесие потребителя 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Равновесию  потребителя соответствует такая  комбинация товаров Х и Y, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении и при которой у потребителя нет стимула менять её на другую. Данному условию соответствует товарный набор в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии – точке Е. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе. Товарные наборы, соответствующие любой кривой безразличия U2, расположенной левее кривой безразличия, будут обладать меньшей полезностью для потребителя. Товарные наборы на кривых безразличия, расположенных правее U2, обладают большей полезностью, но не доступны потребителю из-за бюджетного ограничения. Таким образом, равновесию потребителя соответствует комбинация товаров Y1, Х1.

     Формальным  условием равновесия в кардиналистской  теории является второй закон Госсена: потребитель при заданных ценах  и бюджете максимизирует свою функцию полезности, если отношение предельной полезности блага к его цене одинаково по всем благам. Для двух благ Y и Х данное условие равновесия можно записать следующим образом: 

     МUx/Px = МUy/Py 

     При выполнении данного условия любое  изменение в структуре покупок будет снижать уровень удовлетворенности потребителя.

     Условием  равновесия потребителя в ординалистской теории является равенство абсолютного  значения предельной нормы замены двух благ соотношению их цен: 

     |MRSxy| = Px/Py 

     Так как в точке равновесия наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, т.е. соотношение цен на товары равно предельной норме замены, условия равновесия в кардиналистской и ординалистской теориях совпадают: 

MRSxy = Px/Py = МUx / МUy 

     следовательно,  

     МUx / МUy = Px/Py  или МUx/Px = МUy/Py 

     Условие равновесия, при котором потребляются оба товара, называется внутренним равновесием. При угловом равновесии потребитель предпочитает один из товаров (рис. 1.2). На рис. 1.2,а отражена ситуация, когда потребитель находится в равновесии, расходуя весь свой доход на товар Y, на рис. 1.2,б – на товар Х. 

     Рис. 1.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Функции  потребления в  кейнсианской теории.

     Создателем  современной теории анализа взаимосвязи  дохода, потребления, сбережения и инвестиций считают английского экономиста Дж. Кейнса, который в 1936 г. Опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег». В качестве главного инструмента своего анализа Кейнс использовал так называемые «макроэкономические показатели»: национальный доход, потоки сбережений и инвестиций, совокупный спрос и совокупное предложение. По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активизации совокупного спроса, т.е. формирования эффективного спроса. Его главными составляющими выступают доход, потребление, сбережение и инвестиции.

     Потребление выступает главным компонентом  совокупных расходов. Под ним понимают индивидуальное и совместное использование  потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Прирост потребления, а следовательно, и эффективного спроса устойчиво зависит от прироста дохода. Зависимость эта прямая – чем выше доход, тем выше уровень потребления, и, наоборот, чем ниже доход, тем ниже уровень потребления.

     Следует отметить, что личное потребление  имеет некоторую специфику: оно  растет в меньшей степени, чем  растет доход. Это обусловлено действием  объективных и субъективных факторов, влияющих на общее количество ресурсов, используемых на потребление, в частности, желанием обеспечить себя на старости лет, купить дорогостоящую вещь, стремлением застраховать себя и др.

     Таково  проявление основного психологического закона, согласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. Параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом, является предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – MPC). Она определяется как отношение между изменениями в потреблении и вызываемыми ими изменениями в доходе. 

                 изменения в потреблении  Δ С

     MPC =       =

                       изменения  в доходе   Δ Y 

     Величина  MPC всегда колеблется между 0 и 1.

     Если  MPC = 0, то весь прирост дохода идет на потребление.

     Если  MPC = 1, то весь прирост дохода направляется в сбережения.

     Графически  склонность к потреблению представлена на рис. 2.1 
 
 
 
 
 
 

3. Инфляция: определение  и измерение. Индекс  цен. Темп инфляции. 

     Замена  полноценных денег бумажными  деньгами породила явление в сфере  товарно-денежных отношений, называемое инфляцией.

Впервые термин «инфляция» стал употребляться  во время гражданской войны в  США (1861-1865 гг.) Им обозначался процесс  перенасыщения рынка знаками стоимости, разбухания бумажноденежного обращения. Инфляция (от лат. - «inflatio») – вздутие. Она представляет собой процесс обесценения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.

     Давая определение инфляции, следует уяснить два момента:

 а)  обесценению подвергаются только  бумажные деньги, ибо в условиях  золотомонетного обращения количество  денег всегда соответствует потребности  в них;

 б)  проявляется инфляция только  в общем повышении цен, так  как частные колебания их – это явление в экономике обыденное и регулируется законом стоимости.

     Бумажные  деньги – это «фальшивые» деньги, выпускаемые государством в качестве принудительного средства обращения. Причем функцию эмиссии денег (выпуска  денег в обращение и изъятия денег из обращения) монополизирует государство. И если в простом товарном обмене (Т-Т) участвуют только продавец и покупатель, то в условиях товарно-денежных отношений (Т-Д-Т) в этот процесс как невидимый призрак вклинивается государство. Увеличивая или сокращая массу бумажных денег в обращении, оно воздействует на уровень цен, а соответственно увеличивает или сокращает количество товара, приобретаемого покупателем. Если государство наводняет экономику излишней денежной массой, то в соответствии с законом денежного обращения должны расти цены, что в конечном итоге приводит к уменьшению объема товаров, приобретаемых покупателями. В этом и проявляется инфляция.

     Измеряется  инфляция с помощью индексов цен, которые выражаются обычно в процентах  и представляют собой относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора – «рыночной корзины» – для данного периода и рыночной корзиной идентичной группы товаров и услуг в базисном периоде. 
 

                                    Цена «рыночной  корзины»

                                          в данном периоде

Индекс  цен в данном периоде = ──────────────────────  * 100%

                                    Цена аналогичной  «рыночной 

                                    корзины» в базисном периоде   
 

     Темп  Инфляции – выраженный в процентах годовой темп роста общего уровня цен в течение определенного периода времени. Чтобы определить темпы роста цен, или темпы инфляции, используют следующую формулу: 

                        Индекс  цен          Индекс цен

                   отчетного периода  базисного периода

Темп инфляции = ───────────────────────────  * 100 %

                              Индекс цен базисного  периода 
 

     Для определения приблизительного количества лет, в течение которого происходит удвоение инфляции, в экономической  науке используется «правило величины 70», в соответствии с которым для определения искомой величины  число 70 делят на темп ежегодного увеличения уровня цен (инфляции) 
 

Количество лет, в течение     70

                                    = ──────────────────  * 100 %

которого инфляция удваивается      Ежегодный темп инфляции 
 

     Для измерения общего уровня цен на практике используют индекс цен валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП). По сравнению с индексом цен потребительских товаров индекс ВВП шире и представительнее, поскольку он включает также цены на сырье, материалы, оборудование и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур «Основы экономической теории», Мн., 2011
  2. С.В. Бичик «Основы экономической теории», Мн., 2001
  3. «Экономическая теория» под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, Мн., 2001
  4. «Экономическая теория» под ред. В.Д. Камаева, М., 2000
  5. «Экономическая теория» под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой, Мн., 2002

Информация о работе Равновесие потребителя