Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Потребляя одновременно много благ, каждый индивид приобретает для себя такой их набор, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение.
Цель потребителя – получение максимальной полезности от приобретенного им на рынке набора благ.

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 75.19 Кб (Скачать)

1. Равновесие потребителя  в условиях бюджетных ограничений.

1.1 Равновесие  потребителя.

Потребляя одновременно много  благ, каждый индивид приобретает для себя такой их набор, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение.

Цель потребителя –  получение максимальной полезности от приобретенного им на рынке набора благ. Максимизация полезности достигается  тогда, когда отношение предельной полезности блага к его цене станет одинаковым у всех благ из набора, который приобретается покупателем:

, где MU1, MU2 и MUi – предельная полезность 1-го,  2-го и i-го блага; P1, P2 и Pi – цена 1-го, 2-го и i-го блага.

Это равновесие принято называть равновесием потребителя (2-й закон Госсена)

Равновесие  потребителя – это равенство отношений предельных полезностей различных благ к их ценам. (1. с. 78-79).

Из вышесказанного следует  сказать, что полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность экономических благ. 

Общая полезность блага – это полезность всех составных частей блага, которое потребляется, например, 3 выпитых стаканов сока, 4 съеденных конфет. При последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. (4)

 

Данная ситуация отражает содержание закона убывающей предельной полезности, который называют первым законом Г. Госсена. Цена блага с позиций потребителя определяется не общей, а предельной полезностью, так как чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Доход потребителя определяет его бюджетное ограничение. При заданной величине дохода потребитель стремится распределить его так, чтобы получить максимум  полезности. При этом, согласно второму закону Г. Госсена, полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на покупку какого-либо блага, одинаково независима от того, на какое  конкретно  благо она затрачена.

С другой стороны потребительское равновесие - это такая ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность. Например, при ограниченном бюджете для потребителя наборы в 8 кг мяса и 2кг сыра или 4 кг мяса и 4 кг сыра могут быть равноценными, т.е. для него безразлично, какой из наборов приобрести. Это наборы безразличия, т.к. каждый из них приносит один и тот же уровень удовлетворения. Т.е. увеличивая потребление товара Х, он должен уменьшить потребление товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности (5).

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Кривые безразличия.

Кривая безразличия – это кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие  кривой   безразличия  восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето. Говоря не научным языком, кривая безразличия – это кривая, показывающая все возможные комбинации наборов благ, обладающих равной полезностью (1. с.80).

Взяв другие всевозможные варианты сочетания продуктов, мы можем  составить карту кривых безразличия  – это совокупность кривых безразличия. Любая кривая безразличия, лежащая  выше и правее другой, представляет собой более высокий уровень  полезности и потребления. 

 

Рис 1. Карта безразличия.

Первым понятие «кривая  безразличия» ввел в научный оборот Ф.Эджуорт. Эта кривая наглядно отражает все возможные наборы альтернативных благ X и Y, одновременное потребление которых приносит потребителю одинаковое удовлетворение (рис. 1).

 

1.3 Бюджетное ограничение.  Бюджетная линия.

Бюджетное ограничение – это верхняя граница множества рыночных возможностей потребителя или бюджетная линия (1. с.82).

Также можно сказать, что  бюджетное ограничение – это:

 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам;

2) в теории потребления  - точка на кривой бюджетного  ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой  высокой из кривых безразличия,  представляющая собой точку максимизации  полезности;

3) финансовые ограничения  на расходование денежных средств  из бюджета, выражающиеся в  форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены  наличием ограниченного количества  денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи (2).

Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного  дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной  линии, называемой иначе линией цен  или линией возможностей потребления.

Обозначим месячный доход потребителя  через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких  сбережений и весь свой доход расходует  на приобретение только двух товаров X и У. Бюджетное ограничение потребителя  можно записать в форме следующего равенства: 

(1.1)

 

 

Бюджетное ограничение имеет очевидный  смысл: доход потребителя равен  сумме его расходов на покупку  товаров X и У. Преобразуем равенство (1.1) к следующему виду:

  (1.2)

Мы получили уравнение бюджетной  линии, или, как ее еще называют, линии цен (3).

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью.

Мы получили уравнение бюджетной  линии, или, как ее еще называют, линии  цен. На рис. 3.8 эта линия первоначально  занимает положение KL.

Точки пересечения бюджетной линии  с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель  весь свой доход I израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести 1/Рх единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна 1/Рх • Аналогично можно показать, что длина отрезка О К равна 1/Ру- Наклон бюджетной линии равен -Рх/Ру — коэффициенту при X в уравнении (1.2). Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I руб. и являются потому доступными для Нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.   

Совместим теперь на рис. 3.9 карту безразличия  нашего потребителя с его бюджетной  линией KL.

Какой товарный набор выберет потребитель? Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.

 

Именно этот набор обеспечит  ему максимум удовлетворения. Потребитель  не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия, ведь при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. По аналогичным причинам потребитель не выберет точку В. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается некоторой кривой безразличия U2- Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит Хе единиц товара X и Ye единиц товара У. Следовательно, равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка Е на рис 3.8).

В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен ~Рх/Ру> наклон кривой безразличия равен —MRSxy- Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:

(1.3)

Условие оптимума потребителя (3.12) можно  интерпретировать следующим образом.  Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Итак, для того, чтобы завершить анализ потребительского выбора, необходимо совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым найти такой набор товаров Х и Y, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров Х и Y, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне, показывает линия бюджетного ограничения.

2. Контрольные тестовые  задания.

1) укажите, какой из  перечисленных факторов будет  смещать кривую спроса на товар  вправо:

1. Повышение цены.

2. Снижение доходов.

3. Рост доходов.

4. Снижение цены.

5. Удешевление товаров-заменителей.

Ответ: №3, т.к. для большинства товаров и услуг увеличение денежного дохода граждан приведёт к повышению спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведёт к понижению спроса на них – такие товары и услуги называют нормальными - это мясные и молочные изделия, бытовая техника, мебель и многое другое.

 

 

 

 

 

 

2) Чтобы получить максимум  прибыли, монополист должен выбрать  такой объем выпуска, при котором:

1. Предельные издержки равны  цене продукта.

2. Предельные издержки равны общим издержкам.

3. Предельный доход равен предельным  издержкам.

4. Предельный доход равен общим  издержкам.

5. Средние издержки равны цене  продукта.

Ответ: №3, т.к. в процессе налаженного производства  нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельного дохода и предельных издержек, т.е. дополнительного дохода от прироста продукции и дополнительных издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке максимизируется.

 

 

 

 

 

Задача:

Имеются следующие сведения о структуре  издержек и прибыли предприятия  ( в долл.):

Внутренние издержки    

200

В том числе

 

    неполученные проценты на денежный капитал

30

    неполученная рента за аренду помещения

50

    неполученное менеджерское вознаграждение

120

Внешние издержки

750

В том числе

 

    оплата наемного труда

500

    оплата поставок сырья

250

Общая выручка предприятия

1000


Определите:

а) бухгалтерские издержки; б) экономические  издержки; в) нормальную прибыль; г) экономическую  прибыль; д) бухгалтерскую прибыль.

Решение:

а) Бухгалтерские издержки – все  внешние расходы предприятия (внешние издержки).

 Ответ: 750$.

б) Экономические издержки = бухгалтерские  издержки + внутренние издержки.

Ответ: 750+200=950$

в) Относительная величина прибыли (норма прибыли) – это отношение массы прибыли к величине текущих издержек предприятия.

 

Ответ:

г) Экономическая прибыль – это  разница между выручкой предприятия  и  экономическими издержками.

Ответ: 1000-950=50$

д) Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой предприятия и бухгалтерскими издержками (внешними).

Ответ: 1000-750=250$

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Микроэкономика / Под ред. Г.А.  Родиной, С.В. Тарасовой. -М.: Издательство Юрайт, 2012.-263 с. – Серия: Бакалавр.

2. www.abc.informbureau.com/

3. www.market-journal.com/microeconomika/

4. www.economika-politika.ru/

5. www.sbiblio.com/

6. www.finansy.ru/book/

7. www.bibliotekar.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений