Распределение доходов и их неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение сущности доходов и их распределения.

Содержание

Введение .................................................................................................................3
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы...........................4
2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая
Лоренца и коэффициент Джини ....................................................................11
3. Проблема справедливого распределения доходов в России
и пути ее решения ...........................................................................................17
Практикум .............................................................................................................21
Заключение ...........................................................................................................23
Литература ............................................................................................................25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ ТЕОРИЯ.doc

— 222.00 Кб (Скачать)
 

          Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

         Номинальный доход – денежный доход, полученный от продажи факторов производства без вычета налогов [8;444]. Он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

     Располагаемый доход – денежный доход после  уплаты налогов и других обязательных платежей. Он может быть использован на личное потребление и личные сбережения [8;445]. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель “реальные располагаемые доходы”, рассчитываемый с учетом индекса цен.

     Реальный  доход – количество благ и услуг, которое можно приобрести на располагаемый  доход по текущим ценам.

           Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Проблема справедливого  распределения

    доходов в России и пути ее решения 

    Полученный  доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его уровня жизни. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.

    В период становления рыночной экономики  в России такие особенности носят  негативный характер. Правда, это характерно не только для России. История подтверждает, что в любой стране ломка сложившихся  экономических стереотипов, переход  на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения [6;505].

    В Российской Федерации возникла необходимость  формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два  уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ.

    В Российской Федерации возникла необходимость  формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный  период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два  уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз» [12;17-18]

    Существующие  же правовые и экономические механизмы  в сфере регулирования доходов  не только не решают задачу борьбы с  неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном  масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.

    По  данным Госкомстата России, сегодня  преобладающая часть населения - около 35% - граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» [9;36]. Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

    а) около 50 млн. человек (треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;

    б) происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);

    в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;

    г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.

    Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основным является законодательное установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с прожиточным минимумом и, по крайней мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр величины минимальной оплаты труда сможет компенсировать  рост цен.

  Соотношение средней  заработной платы  с величиной прожиточного  минимума и динамика  реальной начисленной  заработной платы  (1990=100), 1990-2008, %

          2000-2008 годы были периодом устойчивого роста не только номинальной, но и реальной (с учетом индекса потребительских цен) заработной платы. В 2008 году реальный размер средней заработной платы увеличился на 10,3% (в 2007 году - на 17,2% по сравнению с 2006 годом). В результате, уровень средней заработной платы в реальном выражении превысил уровень оплаты труда 1990 года примерно на 10%. Соотношение среднего размера начисленной заработной платы и величины прожиточного минимума для населения трудоспособного возраста превысило 3, составив в 2007 году 3,3 раза, а в 2008 году, по данным за первые три квартала - 3,4 раза [ 16 ].

          Проводя соответствующую фискальную политику, взимая налоги с прибыли и личных доходов, государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее социально защищенным слоям населения (пенсионерам, ветеранам, безработным, многодетным семьям с низкими доходами и т.д.). Такая политика позволит добиться более справедливого распределения доходов [5;367].

          Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.

          Любое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются учреждениями социальной сферы.

          Государство может непосредственно вмешиваться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой  необходимости [7;367].

          Все эти меры, несмотря на сопротивление наиболее обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень населения. 
 
 

Практикум 
 

  1970 1980 1990 1995 2000 2003
Ден.доходы,всего(%),

в том  числе по 20%

группам населения

 
100
 
100
 
100
 
100
 
100
 
100
Первая (с наименьшим

доходом)

 
7,8
 
10,1
 
9,8
 
6,1
 
5,8
 
5,6
Вторая 14,8 14,8 14,9 10,7 10,4 10,3
Третья 18,0 18,6 18,8 15,2 15,1 15,3
Четвертая 22,6 23,1 23,8 21,7 21,9 22,7
Пятая 36,8 33,4 32,7 46,3 46,8 46,1
Коэффициент Джини - - - 0,387 0,395 0,4
 

          1. По данным таблицы сделайте вывод об усилении или ослаблении степени неравенства в России за последние десятилетия. Объясните динамику коэффициента Джинни.

          2. Постройте кривые Лоренца по данным 1970 года и 2003 года. Сравните и. Объясните различие.

          В последнее десятилетие наблюдается увеличение  коэффициента Джини. С каждым годом степень неравенства только увеличивается,  не из-за того, что богатых становится больше, а из-за того, что увеличивается количество бедного населения страны.

          Россия оказалась в наихудшей  из всех возможных ситуаций, испытав  огромное падение объемов производства  и огромное усиление неравенства распределения доходов после кризисов 1991 и 1998 годов. Изменения в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Из данных этой таблицы видно, что кривая Лоренца  будут отдаляться от кривой абсолютного  равенства, а это значит, наблюдается  увеличение степени неравенства  распределения доходов в обществе. Ситуация за последние 10 лет изменилась только в сторону ещё большего расслоения.

    

     Распределение денежных доходов в период с 1970 по 2003 годы происходит следующим образом: первая группа семей получают самые низкие доходы, и их доля составляет 5,6-7,8%, вторая группа семей получают доход в 10,3-14,8%, третья группа семей – 15,3-18,0%, четвертая - 22,6-22,7%, и последняя группа семей получают 36,8-46,1% совокупного дохода.

     Таким образом, исходя из показанного распределения  можно сделать вывод, что в  нашем случае 80% всех семей получают немногим больше половины всего совокупного дохода, а оставшиеся 20% - немногим меньше половины. Естественно, это характеризует прежде всего неравномерность распределения совокупного дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы. Каждая ее точка соответствовала бы равномерному распределению доходов, т.е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50% семей – 50% и т.д. Однако в силу того, что способности отдельных людей как собственников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы. Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства ее вообще нет. Все это и определяет различия в получаемых доходах.

Информация о работе Распределение доходов и их неравенство