Пути повышения конкурентоспособности промышленного производства Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:32, доклад

Описание работы

Особенности данного этапа ставят новые задачи в исследовании проблем повышения конкурентоспособности на уровне предприятий как основных факторов конкурентных отношений. Прежде всего, речь идет о выявлении факторов и условий создания устойчивых конкурентных преимуществ, выборе адекватных механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности предприятий. Приходится констатировать, что к настоящему времени система таких инструментов не эффективна.

Работа содержит 1 файл

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ.doc

— 36.50 Кб (Скачать)


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ


 

Актуальность темы -  неуклонный рост конкурентоспособности признан ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли Украины в мировом сообществе. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Потребность в разработке новых теоретических подходов к решению проблем формирования и развития конкурентоспособности назрела давно и требует изучения мирового опыта в этой области.

Особенности данного этапа ставят новые задачи в исследовании проблем повышения конкурентоспособности на уровне предприятий как основных факторов конкурентных отношений. Прежде всего, речь идет о выявлении факторов и условий создания устойчивых конкурентных преимуществ, выборе адекватных механизмов и инструментов повышения конкурентоспособности предприятий. Приходится констатировать, что к настоящему времени система таких инструментов не эффективна. Основная часть украинских производителей продолжает оставаться неконкурентоспособной на мировых рынках. При этом отсутствует позитивная структурная и инновационная динамика экономики в целом, усиливается энерго-сырьевая ориентация и зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Необходимо не только усовершенствовать уже применяемые инструменты, но и развить их многообразие, обеспечивая конкуренцию форм и методов осуществления структурных сдвигов, ускорения темпов роста. К настоящему времени ни отраслевой, ни территориальный, ни корпоративный принципы управления промышленностью не стали доминирующими.

 

Конкурентоспособность - это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках "третьих стран".
Теория конкуренции исходит из того, что конкурируют не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть ее конкурентоспособность, непосредственно определяется наличием в ней конкурентоспособных отраслей и производств. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей должно стать самым важным приоритетом промышленной политики Украины, которая должна найти всестороннюю активную поддержку Верховного Совета и Правительства и повлиять на формирование благоприятного нормативно-правового поля конкуренции. Эта довольно объемная и кропотливая работа, которая требует постоянного мониторинга конкурентной среды с учетом особенностей национальной экономики и мирового рынка, условий производства и факторов, которые могут оказывать содействие эффективной конкуренции.
Для Украины, чтобы предотвратить нерациональное использование национальных ресурсов в процессе структурной перестройки, особенно актуальным является определение как раз таких отраслей и создание действенного механизма поддержки приоритетных производителей и усовершенствования на этой основе структуры производства.
Условия конкурентной среды, которые сложились в промышленности Украины, в значительной мере присущи большинству стран СНГ. Особенности прослеживаются лишь по отдельным отраслям в зависимости от того, какие виды минерально-сырьевых и энергетических ресурсов имеет в достаточном количестве та или иная страна, исключением здесь может быть разве что Россия, которая имеет почти все виды ресурсов.

 

 

Исходя из мирового и отечественного опыта развития рыночной экономики существует много примеров путей повышения конкурентоспособности промышленного производства как отдельных предприятий, так и целых стран, которые сводятся к трем основным вариантам.
Во-первых, получение конкурентных преимуществ за счет дешевых или дефицитных национальных ресурсов (человеческий капитал, минеральное сырье, энергоресурсы);
Во-вторых, «догоняющая» модернизация производственного сектора с использованием собственных, а чаще — заимствованных достижений научно- технического прогресса;
В-третьих, стратегия инновационного прорыва, которая предусматривает существенную активизацию инновационных процессов, интеллектуальное развитие человеческого капитала, переход к системной генерации идей, распространение и использование знаний.
Большинство экономически развитых стран Европы и мира, начиная с последней четверти прошлого столетия, начали активно использовать третий вариант конкурентной стратегии, в основе которого лежит активизация инновационной деятельности, рост роли гуманитарной сферы, высоких информационных технологий, постиндустриальных принципов общественного развития.

Для Украины, которая стремится повысить свою конкурентоспособность и войти в число экономически развитых стран мира, оптимальным решением проблемы видится именно третий вариант — стратегия инновационного прорыва.
Вступление Украины в ВТО требует создания соответствующей нормативно-правовой базы для улучшения условий ее участия в международной конкуренции. Тем не менее следует учитывать, что ВТО не только открывает новые возможности относительно роста объемов инвестирования, экспорта, уменьшения антидемпинговых расследований, но и может привести к отрицательным последствиям — экспансии импорта и разрушению производств, продукция которых недостаточно конкурентоспособна. Чтобы предотвратить это, необходимо активизировать работу относительно улучшения условий международного сотрудничества для отечественных промышленных предприятий и перехода на работу по техническим регламентам, разработанным на основе европейских директив.

Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточить усилия, прежде всего, на тех направлениях, где роль государства незаменима, - на развитии общей инфраструктуры, образования, науки, создании цивилизованного нормативно-правового поля конкуренции. Общий эффект от этого для страны в целом будет намного большим чем для отдельного предприятия. В деле развития конкурентоспособности предприятий промышленная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

        совершенствование нормативно-правовой базы развития конкурентной среды, недопущение проявлений монополизма на внутреннем рынке и создание равных условий для конкурирующих субъектов;

        развитие потребительского спроса на продукцию и услуги путем введения прогрессивных стандартов качества, расширение правовой базы потребительских обществ, распространение достоверной информации о товарах и услугах;

        стимулирование предприятий к проведению глобальной стратегии относительно перспектив развития, повышения эффективности, конкурентоспособности и расширения экспорта;

        постоянное развитие и совершенствование инфраструктуры - транспорта, телекоммуникаций, связи, образования, здравоохранения и науки;

        проведение согласованной структурной политики между странами СНГ по вопросам развития конкурентоспособности предприятий и обеспечения равных условий конкуренции.

Конкуренция как комплексная категория дает возможность ввести в действие большой потенциал рыночных стимулов деловой активности, которые пока что используются недостаточно. Проводя активную промышленную политику, инструментом которой есть добросовестная конкуренция, можно достичь желаемого согласования интересов государства и субъектов хозяйствования.

Необходимо подчеркнуть, что государство только создает соответствующие условия для возникновения и улучшения факторов конкурентных преимуществ, а непосредственно создаются эти преимущества товаропроизводителями. Поэтому государственные усилия по созданию приобретенных или специализированных конкурентных преимуществ могут быть сведены на нет из-за медлительности государственных структур, их неспособности своевременно осознать потребности конкретных отраслей и принять новые направления деятельности.



Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности промышленного производства Украины