Психологический закон" Дж. М. Кейнса как основа для моделирования потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Суть этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Работа содержит 1 файл

эк теория.doc

— 686.00 Кб (Скачать)
  1. "Психологический  закон" Дж. М.  Кейнса как основа  для моделирования  потребления

     Суть  этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что  с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

     В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями».

     Потребление, наряду со сбережениями, представляет собой способ использования (национального) дохода. Поэтому функция потребления записывается как C = C(Y). В основе предложений Дж. М, Кейнса лежит «основной психологический закон». Этот закон был сформулирован Дж. М. Кейнсом априорно (на основе его наблюдений за особенностями группового поведения людей), без выведения на основе какой-либо оптимизационной модели. В формальном виде данный закон описывается следующим образом:

     0 < DC/DY < 1;   C¢(Y) > 0;   C¢¢(Y) < 0,

где  DC/DY = c называется предельной склонностью к потреблению.

     Отсюда  следует, что с расширением дохода увеличивается разрыв между Y и С; следовательно, для того, чтобы возросший доход не сократился, необходимо заполнить этот разрыв другим компонентом совокупного спроса - инвестициями.

     При этом сбережения, будучи разностью  между доходом и потреблением, представляют собой просто «остаток», пассивную переменную, не являющуюся объектом принятия решения. Такой подход противоречил неоклассическому отношению  к сбережениям, являющимся активной переменной и трактуемым как «будущее потребление».

     Идея  «основного психологического закона»  позволила Дж. М. Кейнсу сформулировать концепцию мультипликатора инвестиций. 

 
  1. Нормы (склонности) потребления и  сбережения – основа для прогнозирования  поведения домашних хозяйств.

     Наблюдая  за поведением домашних хозяйств, можно  констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся:

     1) доход от участия в производстве;

     2) налоги и трансфертные платежи;

     3) размер имущества; 

     4) доход с имущества.

     Принимая  во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным  факторам следует добавить еще два:

     5) степень дифференциации населения  по уровню доходов и размеру  имущества; 

     6) численность и возрастную структуру  населения.

     Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних  в коротком периоде являются экзогенными  параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся факторов - располагаемый  доход, размер имущества или его  доходность - считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребления».

     В своей концепции потребительского выбора Дж.М.Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.

     В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение  дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон ,характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

     Желание людей сберегать их доход обусловлено:

  • стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств;
  • стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;
  • желанием обеспечить доходы в форме процента;
  • желанием наслаждаться чувством независимости;
  • намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;
  • желанием оставить наследство;
  • просто скупостью.

     К такому выводу Кейнс пришел исходя из "знания человеческой природы" и "детального изучения прошлого опыта". Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.

     Средняя склонность к потреблению (АРС) - это  выраженная в процентах доля любого общего дохода, который идет на потребление.

     Средняя склонность к сбережению (APS) - это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения.

     Таким образом: APC = C/Y, APS = S/Y.  

 
  1. Критические оценки функции Кейнса. Функция потребления  в коротком и длительном периодах. Теории потребления.

     Но  величина дохода меняется: растет или  сокращается. Реакцию потребителя  на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

     Термин "предельный" используется для  обозначения дополнительных, добавочных величин.

     Предельная  склонность к потреблению (МРС) - доля прироста расходов на потребление в  любом изменении располагаемого дохода:  MPC = ∆С/∆Y ,

где ∆С - прирост расходов на потребление; ∆Y - прирост располагаемого дохода (Di).

     Предельная  склонность к сбережению (MPS) - доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:

     MPS = ∆S/∆Y ,

где ∆S - прирост сбережений; ∆Y - прирост  располагаемого дохода.

     Сумма предельной склонности к потреблению  и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:

     MPC + MPS = 1.

     Основные  положения теории Дж.М.Кейнса следующие:

  1. Потребление - функция от располагаемого дохода:

      С = С (Di), или С = С(Y-T),

где Di - располагаемый доход, который равен Y-T.

  1. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода:

      0<МРС<1

(больше 0 - значит, что потребление растет, меньше 1 - значит, что потребление  растет меньше, чем доход).

  1. По мере роста дохода доля дохода, направляемая на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден:

Y↑,C/Y↓,S/Y↑.

     Таким образом, кейнсианская функция потребления  будет иметь следующий вид:

     C = Co + MPC(Y-T),

где Со - величина автономного, не зависящего от располагаемого дохода, потребления.

     Автономное  потребление характеризует минимальный  уровень потребления, необходимый  людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать  размер имущества.

     На  рис.1 изображена кейнсианская функция потребления, которая поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс.

     Рис. 1 - Функция потребления и сбережения.

     Соответственно  функция сбережений будет иметь  вид 

     S(Y) = So + MPS × (Y-T),

где MPS - предельная склонность к сбережению.

     Теория  Кейнса была проверена в 1942г. на основании  статистических данных за 1929-1941гг. На основании  этих данных функция потребления выглядела следующим образом:

С = 47,6 + 0,73Di.

     Исследователи пришли к выводу, что данная формула  приемлема только для краткосрочного периода.

     Практическая  проверка функции потребления показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде.

     В ФРГ в период между 1985 и 1990 г. эта зависимость определялась следующей формулой (млрд марок): = 280 + 0,63y.

     В то же время расчеты по фактическим  данным, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. Одним из первых на это обратил внимание С. Кузнец, получивший следующие результаты по США

Годы 1869-1898 1884-1913 1904-1930
C/y 0,867 0,867 0,879

     Получается, что функция потребления должна иметь вид Cyy, не соответствующий «основному психологическому закону» Дж.М. Кейнса.

     «Загадка  Кузнеца» активизировала исследования характера зависимости объема потребительских  расходов домашних хозяйств от их доходов. Для объяснения полученных С. Кузнецом результатов было предложено несколько версий. По одной из них функция потребления с постоянной средней нормой потребления есть статистический мираж, возникающий из-за того, что в «действительной» функции потребления с течением времени увеличивается автономная составляющая вследствие роста объема имущества. Наглядно это показано на рис.2. Точки MNL относятся к разным функциям потребления, но соединив их, получим график функции спроса с постоянной средней нормой потребления.

Рис. 2. Временные сдвиги графика потребления

Рис 3. Зависимость потребления от дохода в коротком и длинном периодах

     По  другой версии существуют две функции  потребления домашних хозяйств: в  коротком и длинном периодах. Это  объясняется тем, что потребители неохотно сокращают объем потребления: легче уменьшить долю сберегаемого дохода, чем снизить достигнутый уровень потребления. Для описания поведения домашних хозяйств посредством двух функций потребления рассмотрим рис. 3. Пусть в исходном состоянии национальный доход равен y0, а потребительские расходы - C0. Если национальный доход уменьшится до y1, то на первых порах потребление снижается с C0 до C1. Но если окажется, что доход надолго стабилизировался на уровне y1, то потребление снизится до CL1. При увеличении дохода до y2 потребление в коротком периоде возрастет до C2, а в длинном - до CL2.

     Артур Смит предложил гипотезу абсолютного дохода, в соответствии с которой истинной является только функция потребления краткосрочного периода, так как только она способна адекватно отражать решения потребителей. Функция потребления долгосрочного периода является иллюзией, возникающей в результате смещения функции потребления краткосрочного периода со временем вверх. Такое смещение объясняется Смитом воздействием структурных экономических факторов: миграцией сельского населения в города, старением населения, увеличением в структуре потребления товаров длительного пользования и предметов роскоши и т.д.

Информация о работе Психологический закон" Дж. М. Кейнса как основа для моделирования потребления