Противоположность и единство конкуренции и монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Дифференциация- это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроительные фирмы конкурируют, используя стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять- таки дает большую прибыль.

Другая важная переменная величина, определяющая позицию в отрасли,- сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в пределах своей отрасли. Фирма должна решать для себя, сколько разновидностей товаров она будет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях она будет конкурировать.

Одна из причин важности сферы конкуренции состоит в том, что отрасли сегментированы.  Сегментирование важно потому, что в разных секторах рынка- разные запросы: обычная мужская рубашка, продаваемая без всякой рекламы, и рубашка, созданная известным модельером, рассчитаны на покупателей с очень разными запросами и критериями. В обоих случаях перед нами рубашки, но для каждой есть свой тип покупателя. В разных секторах рынка требуются разные стратегии и разные способности; соответственно источники конкурентного преимущества в разных секторах рынка тоже весьма разные, хотя эти секторы “обслуживаются” одной и той же отраслью. И ситуация, когда фирмы одной страны добиваются успеха в одном секторе рынка (например, тайваньские фирмы- в выпуске дешевой кожаной обуви), а фирмы другой страны в той же отрасли- в другом секторе (итальянские фирмы- в выпуске модельной кожаной обуви),- не редкость.

       Фирмы в одной и той же отрасли могут выбрать разные сферы конкуренции. Более того, типично, что фирмы разных стран в одной отрасли выбирают разные сферы конкуренции. В основном выбор таков: конкурировать по “широкому фронту” либо нацелиться на какой- нибудь один сектор рынка. Так, в производстве упаковочного оборудования немецкие фирмы предлагают линии оборудования для широкого диапазона целей, а итальянские норовят сосредоточиться на узкоспециализированном оборудовании, применяемом только в определенных секторах рынка. В автомобилестроении ведущие американские и японские фирмы выпускают целую гамму машин разного класса, в то время как фирмы БМВ и “Даймлер- Бенц” (Германия) в первую очередь выпускают мощные, скоростные и дорогие машины высшего класса и спортивные машины, а корейские фирмы “Хендэ” и “Дэу” сосредоточились на машинах малого и сверхмалого класса.

На примере типовых стратегий становится ясно, что ни одна стратегия не подходит абсолютно для всех отраслей. Напротив, во многих отраслях прекрасно сочетаются несколько стратегий. Более того, структура отрасли ограничивает выбор возможных вариантов стратегии, но не встретишь отрасли, в которой успех может принести только одна стратегия. Кроме того, возможны варианты типовых стратегий с разными способами дифференциации или фокусирования.

В основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая из них основана на конкурентном преимуществе и что для того, чтобы добиться его, фирма должна выбрать свою стратегию. Фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно.

Главная задача- неустанно улучшать показатели фирмы, чтобы усилить имеющиеся преимущества, например более эффективно эксплуатировать производственные мощности или организовывать более гибкое обслуживание клиентов. Тогда конкурентам будет еще труднее обойти ее, ведь для этого им потребуется срочно улучшить свои показатели, на что у них может просто не хватить сил.

Тем не менее в конечном счете для того, чтобы удержать конкурентное преимущество, необходимо расширять набор его источников и совершенствовать их, переходить к преимуществам более высокого порядка, которые дольше сохраняются. Именно так поступили японские автомобильные фирмы: первоначально они вышли на зарубежные рынки с недорогими автомобилями малого класса и достаточно высокого качества, добиваясь успеха за счет дешевой рабочей силы. Но уже тогда, еще имея это преимущество, японские автостроители начали совершенствовать свою стратегию. Они стали активно вкладывать средства в строительство крупных заводов с современным оснащением и получать выгоду от эффекта масштаба, затем стали обновлять технологию, первыми внедрив систему “точно в срок” и ряд других методов повышения качества и эффективности. Это дало более высокое качество, чем у зарубежных конкурентов, и, как следствие, надежность и удовлетворенность покупателей товаром. В последнее время японские автомобильные фирмы вышли в лидеры в области технологии и вводят новые торговые марки с повышенными потребительскими свойствами.

Тактика, направленная на удержание конкурентного преимущества, для фирм, закрепившихся в отрасли,- во многих отношениях нечто неестественное. Чаще всего компании преодолевают инерцию мышления и помехи развитию преимущества под давлением конкурентов, воздействием покупателей или сложностей чисто технического характера. Редкие фирмы вносят значительные улучшения или меняют стратегию добровольно; большинство делает это по необходимости, и происходит это в основном под давлением снаружи (то есть внешней среды), а не изнутри.

Руководство компаний, удерживающих конкурентное преимущество, всегда находится в несколько тревожном состоянии. Оно остро чувствует угрозу лидирующей позиции своей фирмы извне и предпринимает ответные действия.

Монополистическая конкуренция

         Сама идея монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту П.Саффа, который еще в 20-е годы сформу­лировал ее в одной из своих научных статей. Эта теория  означает "уничтожение  стены между конкуренцией (полной или неполной) и мо­нополией, соединение их друг с другом, создание теории, которая содержит то и другое, не уничтожая, однако, различия между ними."

Я рассматриваю монополистическую конкуренцию в сравнении с совершенной конкуренцией.

В связи с тем,  что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монопо­лии,  можно  выделить  следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется  достаточно  свободный  вход  в  эту  отрасль  и  выход из нее. Другой чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют  определенную  возможность  "назначать" цену на производимый ими товар,  т.к.  каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.

Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, то­вар  один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отдел­кой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация това­ра, которая предоставляет фирмам возможность  манипулировать  ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "наз­наченная цена", призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на кото­рый рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить  разумные решения  между  желанием  продать подороже, и стремлением увеличить объем продаж, т.е.  найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену,  хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек,  а с издержками вынуждены считаться лю­бой продавец.

Поэтому отправным пунктом ценообразования для товаропроизво­дителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющих­ся во  времени  вне  зависимости  от  действий товаропроизводите­лей - конкурентов. В свою очередь, наличие массы производителей, вы­пускающих аналогичные товары, а также возможность относительно сво­бодного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.  Все это ведет к тому,  что кривая спроса от­дельной  фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер но, более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следователь­но, дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же това­ром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые впрочем остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие качеств своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения, и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке.

Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем повышения их оплаты.

 

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль.

1.       благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;

2.       конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;

3.       разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный крах.

1.2Монополия. Олигополия

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии. 

Монополия существует там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.

Объем производства при монопольной ситуации имеет тенденцию к такому уровню, когда предельная стоимость ниже цены, тогда как при конкуренции производство стремится к такому уровню, когда предельная стоимость равна цене. Заниженная стоимость обеспечивает монополисту объем производства выше, чем у фирм-конкурентов.  Отсюда  можно  заключить,  что  лучшим  средством  против ограничительной практики является не столько поиск конкурентных структур, сколько стимулирование расширения производства монополиста до такой точки, где его цена сравняется с предельной стоимостью.

Наличие монополий порождено рядом причин естественного и искусственного характера.

Естественной монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, электрические и газовые компании, кабельное телевидение предприятия водоснабжения и связи, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Существует мнение о том, как влияет монополия на научно-технический прогресс. Правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии и создают  все для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями.

Государство может предоставить статус единственного продавца в отрасли (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные только, если одно предприятие обслуживает весь рынок. Взамен государства сохраняет за собой право регулировать действия этих монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

Искусственные монополии. Под этим условным названием имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

- применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

- "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Олигополия

Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов. Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.

Информация о работе Противоположность и единство конкуренции и монополии