Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:04, курсовая работа
Деньги являются неотменным атрибутом не только сегодняшней экономики, но и всей жизни в целом. Они являются важным элементом сегодняшних отношений, на базе которого строится деятельность всего человечества. Сложно представить мир без денег. Поэтому актуальность данной темы будет всегда неоспоримой во все времена. Однако для эффективного применения и использования денег необходимо изучить и познать их во всех аспектах. Цель данной работы - подробно рассмотреть сущность и функции денег.
Введение
1. История возникновения
2. Сущность денег
3. Функции денег
4. Функции денег и их роль в современной рыночной экономике.
Заключение
Список использованной литературы
В условиях натурального производства продукт удовлетворяет потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имеет значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека), а не стоимость. Для производителя товара в первую очередь важна его стоимость, и лишь во вторую — потребительная стоимость, ибо не обладающий потребительной стоимостью товар невозможно обменять.
С возникновением денег
1) создаются условия для появления, а затем и расширения рынка, поскольку денежный эквивалент позволяет преодолеть узкие рамки обмена товара на товар;
2) единый акт обмена расчленяется на две самостоятельные сделки: продажа собственного товара и покупка нужного товара. Причем эти сделки могут быть разделены во времени и пространстве;
3) деньги приобретают самостоятельное, не связанное с товарным обменом движение, возникает возможность для предпринимателя их накопления от момента продажи своего товара до момента покупки необходимых производству сырья, материалов и т.д.
С
заменой действительных денег знаками
стоимости и последующей отменой их фиксированного
золотого содержания обеспечивался свободный
выпуск этих знаков в соответствии с потребностями
товарного оборота независимо от наличия
золотого обеспечения.
Деньги как экономическая и историческая категория.
Экономическая категория (товар, кредит и т.п.) выражает общественные отношения между людьми в процессе производства, т.е. одну из сторон производственных отношений. Следовательно, любая экономическая категория взаимосвязана с движением стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и его основной части — национального дохода (НД).
Деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение — первичное и вторичное, обмен и использование), поэтому они входят в систему производственных отношений.
Функционируя в системе производственных отношений и обеспечивая движение стоимости ВВП и НД, деньги отражают определенную сторону объективной хозяйственной деятельности, т.е. выступают экономической категорией. Они обслуживают весь производственный процесс образования стоимости ВВП и НД через определение цен, выражающих стоимость отдельных товаров и услуг. Цена отражает не индивидуальные затраты отдельных товаропроизводителей, а общественно необходимые затраты на изготовление определенных групп товаров и услуг.
В условиях рыночной экономики цена товара складывается исходя из необходимой стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют спрос и предложение на рынке, а также конкуренция товаропроизводителей. Рыночная цена вынуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, повышать его эффективность.
Деньги как экономическая категория, возникшая на определенной ступени развития товарных отношений, выступают, поэтому исторической категорией. Как историческая категория деньги на каждом этапе товарного производства наполняются новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства.
В далеком прошлом всеобщим эквивалентом на короткий период времени и на ограниченной территории выступали товары, имеющие индивидуальную потребительную стоимость (скот, меха). При систематическом обмене, когда товар стал перевозиться на большое расстояние, использование таких денег вызывало большие неудобства. Роль денег переходит к металлам (сначала меди, затем серебру и, наконец, золоту).
Деньги — товар по происхождению, но отличаются от него, выступая как особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Следовательно,
Деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и товарной стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на два полюса: на первом — один товар - деньги, на другом — все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их товарная стоимость — на стороне денег. Товары, действующие в обмене, выступают как потребительные стоимости, деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через товарную стоимость. Итак, деньги — это товар, стихийно выделившийся в процессе исторического развития товарного производства и обмена; деньги — это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента; деньги — это механизм, разрешивший противоречие между потребительной стоимостью и товарной стоимостью.
3. Функции денег
Сущность
денег как экономической
Функция денег как меры стоимости.
Эта функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Как всеобщий эквивалент деньги определяют стоимость всех товаров. Однако не они делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости.
Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т.е. решить, сколько он может стоить. Следовательно, эту функцию выполняют идеальные деньги. У товаропроизводителя не обязательно должны быть наличные деньги, чтобы измерить стоимость своих товаров.
Количественная оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения — закон стоимости. Цена товара формируется на рынке и при равенстве спроса и предложения на товары зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег цена складывается из отношения стоимости товара к стоимости денег.
Если между спросом и предложением нет соответствия на рынке, то цена неизбежно отклоняется от его стоимости (вверх и вниз), что служит сигналом товаропроизводителям, каких товаров произведено недостаточно, а каких — в избытке.
При одинаковых ценах на отдельные виды товаров производители с более низкими затратами на изготовление продукции по сравнению с общественно необходимыми имеют на рынке определенные преимущества в конкурентной борьбе. И наоборот, при расходах на производство выше общественно необходимых возникают убытки, которые могут привести даже к прекращению производства таких товаров. Следовательно, проявляется активное воздействие денег на процесс производства.
При золотом обращении цены определялись стоимостью товара, так как стоимость товара - денег была относительно постоянна. При бумажноденежной и банкнотной системах цены выражаются в денежных знаках, не обладающих стоимостью. Поэтому они не отражают точно ценности товара и создают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений.
В этой функции денег заключено глубокое противоречие товарного производства. Постоянное колебание цен вокруг товарной стоимости, происходящее в результате конкуренции на рынке, приводит к разорению массы мелких товаропроизводителей, обогащению крупных собственников, расслоению населения.
Цена товара обеспечивает не только соизмерение продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара — серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество металла, принятое в данной стране за единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.
Деньги
как масштаб цен
При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.
В 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г, в 1934 г. — 0,888671 г, в 1973 г. — к 0,736 г золота.
В России золотое содержание рубля, установленное в конце XIX в. — 0,774234 г, в 1950 г. — 0,222169 г, а в 1961 г. — 0,98741 г.
Страны-участницы Международного валютного фонда в 80-х гг. прошлого века отменили официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц. Теперь их официальный масштаб цен складывается стихийно на мировом рынке путем сопоставления стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. отсутствует официальное соотношение рубля и золота.
В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными знаками стоимости — кредитными деньгами.
С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:
а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность;
б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;
в) правило обращения наличных и безналичных денег;
г) валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.
Господство кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости. В условиях развития рыночных отношений деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен производительного, товарного и финансового капитала, выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате их участия в кругообороте промышленного капитала, в процессе функционирования которого создается добавочная стоимость.
Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой — создает условия для реализации товарного капитала, включающего прирост. Товарный капитал, созданный на предприятии, получает общественное призвание не в сфере обмена на рынке путем приравнения товара к деньгам, а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры стоимости кредитных денег находит выражение, прежде всего, непосредственно в производстве до рынка. Цена товара формируется в процессе производства (а не на рынке) с помощью приравнивания товаров. На рынке цена товаров подвергается некоторой модификации в результате действия закона стоимости.
Таким
образом, при современных кредитных
деньгах, не разменных на золото, цена
товара находит свое выражение не в одном
специфическом денежном товаре, а во всех
других товарах, напоминая развернутую
форму стоимости.
Функция денег как средства обращения.
Эта функция служит для оплаты приобретаемых на рынке товаров, создавая товаропроизводителям условия преодоления индивидуальных и пространственных границ, которые были характерны при обмене товара на товар. Деньги постоянно и непрерывно обслуживают обмен товаров и, следовательно, способствуют их реализации.
1) Деньги реально присутствуют в обращении в отличие от первой функции (как меры стоимости), где товар оценивается идеально до выхода на рынок. Передача товара покупателю и его оплата осуществляются одновременно, т.е. в обращении должны находиться наличные деньги.