Программа перестройки М.С. Горбачева 1985 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:07, реферат

Описание работы

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?

Содержание

Введение
Предпосылки перестройки
Первые реформы
Реформа избирательной системы
Первый президент
Итоги перестройки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономич реформы.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынка

 
 
 
 
Реферат

по предмету: «Экономические реформы»

на тему: Программа перестройки М.С.  Горбачева 1985 г.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            

Челябинск

2010 

    Содержание 

  1. Введение
  2. Предпосылки перестройки
  3. Первые реформы
  4. Реформа избирательной системы
  5. Первый президент
  6. Итоги перестройки
  7. Заключение
  8. Список литературы

          Введение

 
 

    Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

    В середине 80-х руководство КПСС провозгласило  курс на перестройку. По масштабу вызванных  ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с  такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя  “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?

          Предпосылки перестройки.

 
 

    Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.

    Речь  шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям.

    Напротив, в первоначальном проекте перестройки  во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

          Первые  реформы.

 
 
 

    Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре  народного хозяйства страны и  отсутствии серьезных стимулов к  труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

    Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.

    Сначала было “ускорение” - наивная попытка  с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

    Тогда сократили закупку ширпотреба и  бросили валютные средства на закупку  техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

    Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

    Рост  заработков при этом никак не повлиял  на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

    Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

    Потери  народного хозяйства от реформ Горбачева  росли. рублей. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония...

          Реформа избирательной системы. Первый и  Второй Съезды.

 
 
 

    Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

    1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

    Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной организации” на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным  округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

    Первый  Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили по Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

    Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.)  носили  более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.  Одним  из  центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики.  Был  обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады,  посвященные  как  внешнеполитическим  проблемам так и внутриполитические.

    Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь “игрой в демократию”, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

          Первый  президент

    Избрание Горбачева  на  должность  Генерального секретаря  ЦК КПСС вовсе не было  предопределено  расстановкой  политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой,  недоступной простому смертному аппаратной  игры победу одержала именно его команда.

    Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для

    того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить  курс  на  обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС.  Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании,  начались кадровые перестановки.  Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик.  Чисткой  аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты. На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило,  заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок.  И  не  успела новая номенклатура припасть к кормушке,  как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

    Однако «свалить»  Лигачева  на  партийной арене  оказалось не так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные  структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на  двух  стульях  сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

    Наконец, на XVIII Съезде задача была выполнена: Горбачев окончательно  подмял  под себя партаппарат,  который даже смирился с переходом к рынку и потерей европейских колоний.  Но оказалось,  что борьба  за власть не закончена,  напротив - вступает в новую стадию. Инициативу перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.

          Итоги перестройки

 
 
 

    К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

    Теперь  коснемся вопроса, непосредственно  связанного с экономическими итогами  перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

    Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.

    За  годы «перестройки» было сделано  удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Информация о работе Программа перестройки М.С. Горбачева 1985 г