Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
1. Введение.............................................................................................. 3
2. Государственный бюджет. Основные черты. Принципы…………4
3. Особенности отдельных уровней бюджетной системы…………..14
4. Дефицит государственного бюджета………………………………30
5. Профицит и современный бюджет............................................... 34
6. Заключение……………………….................................................41
7. Список используемой литературы………………………………….42
Причин тому две :
Во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
Во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения , и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения быстро криминализируются.
Теневая экономика-сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогооблажения.
Большую изобретательность в уклонении от налогов проявляют граждане нашей страны. В последние годы правительству удалось получить не более 50-60% причитающихся налогов. Остальные граждане и фирмы всевозможными способами укрывали свои доходы.
3 Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег . Самый лнгкий и самый опасный способ пополнения бюджета- выпуск денег государством сверх реальных потребностей экономики. Опасный потому , что общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень не долговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее , чем суммы налоговых поступлений , зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.
4 Одалживание денег . у когоже государство может взять деньги взаймы?
Прежде всего , у собственного , т. е. государственного банка. Формы одалживания могут быть разными, но чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг. Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую- необходимо завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг. Государственный долг- сумма суд, взятыми государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.
Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости не руководству страны , ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.
Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета- это сегодня одна из главных задач.
Три концепции сбалансированности государственного бюджета
Первая концепция – бюджет должен сбалансироваться ежегодно. Стремясь сбалансировать бюджет государство , может либо, во-первых, повыситьставки налогов , либо, во-вторых , сократить государственные расходы , либо, в-третьих, использовать сочетание этих мер .однако следствием этих мер будет не увеличение , а сокращение совокупности спроса. Другой пример: в стране инфляция . Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки правительство должно либо, снизить ставки налогов . либо увеличить правительственные расходы . либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Вывод ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим , а проциклическим .
Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования,и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.
. Логическое обоснование этой концепции выглядит просто и привлекатель- но. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последую- щего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, воз- никшего в период спада. Таким образом правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.
Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Дли-тельный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъ- емом и наоборот. И в том , и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономи- ческой политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второ- степенный. Основной целью государственных финансов является макроэконо- мическая стабильность,а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицита-
ми или
профицитами. Предполагается, что макроэкономическая
стабильность и экономический рост
автоматически оказывают положительное
воздействие на преодоление бюджетного
дефицита и сокращение государственного
долга.
Заключение
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согла- сованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и исполь- зования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в систе- ме государственных финансов.
Государственный
бюджет представляет систему бюджетов,
включающую в себя федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами
строятся на основе принципа бюджетного
федерализма, согласно которому за бюджетом
каждого уровня закрепляются свои доходы
и расходы, которые он должен финансиро-
вать. Основным источником поступлений
в бюджет являются налоги, однако наряду
с ними доходы могут формироваться за
счет неналоговых поступлений, займов
и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются
на текущие, обес- печивающие текущие потребности
государства, и капитальные, обеспечеваю-
щие расширенное воспроизводство и прирост
запасов.
Список
использованной литературы.
1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М., 2005.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М. 2007.
3.Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: , 2006.
4.Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. – М., 2004. .
5.Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики. – М.,
6.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М., 2004.
7.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.
8.Куликова Н. И., Чайникова Л. Н., Бабенко Е. Ю. « Современная бюджетная система России»- М., 2008
9.Чекурин и Киселева «Курс экономической теории».
10.Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов А. В. Бликанов «Финансы и кредит»-2008
11.А. Селезнев., « Проблемы бюджетной трехлетки-2009-№5 с. 15
12.http: //www.consultant.ru
13.www.minfin.ru
14.www.budgetrf.ru
15.www.minfin.ru