Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа
Формирование рынка труда в России стало одним из ключевых условий роста требований к квалифицированным специалистам, уровень подготовки которых оценивается теперь с учетом их рыночной значимости. За годы реформ произошла ликвидация системы распределения выпускников вузов, которая не была подкреплена созданием нового механизма их использования, разрушена система связи профессионального образования и профессионального труда, выпускники зависят от власти складывающегося рынка труда. К настоящему времени произошла нерегулируемая государством реструктуризация рынка профессиональных образовательных услуг. Спрос на рынке труда специалистов перестал соответствовать структуре подготовки специалистов.
Введение
1. Рынок труда
1.1 Понятие, структура и функции рынка труда
1.2 Рынок труда и заработная плата
1.3 Спрос и предложение на рынке труда, их равновесие
2. Образовательные услуги
2.1 Понятие образовательных услуг
2.2 Формирование рынка образовательных услуг. Общая структура системы образования РФ
2.3 Образовательная услуга как один из элементов рынка труда
3. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг 3.1Состояние современного рынка труда и образовательных услуг в России
3.2 Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
3.3 Государственное регулирование проблем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
Потребительная
стоимость образовательных
Последнее представление выработалось в эпоху огосударствленной экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с плановой разнарядкой и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретал и для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение.
В рыночной экономике дело обстоит по-иному. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором ,а не заказчиком выступает государство).
Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может быть организация, нуждающаяся в специалистах, а в частном случае и государство. Это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга — подготовка специалиста.
Маркетинг
образовательных услуг
3. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг
3.1Состояние современного рынка труда и образовательных услуг в России
Сегодня рынок образовательных услуг отделен от рынка труда, а рынок труда несбалансирован. В подготовке кадров вузы больше ориентируются на запросы абитуриентов и их родителей, а не работодателей. В итоге система профобразования не является механизмом синхронизации процессов, которые происходят в экономике и на рынке труда. Между тем, российские вузы мало связаны и с рынком технологий. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки вузы в 2004 году составляли всего 5,5% всех объемов НИОКР. В результате высшая школа не создает новые кадровые позиции на рынке труда и отстает в подготовке специалистов от потребностей компаний.
В современном российском обществе налицо рассогласование таких его важных компонентов, как профессиональное образование, с одной стороны, и рынок труда – с другой. В сложившихся обстоятельствах произошла ориентация профессионального образования на потребителей своих услуг и обучение тем специальностям, которые потребители хотят получить. Таким образом, молодежь и родители стали сочетать две роли в отношении системы профессионального образования: они выступают и его потребителями, и заказчиками. Система образования замкнулась на их запросы, не ориентируясь на потребности рынка труда.
Результатом отсутствия обратной связи, свидетельствующей о востребованности подготавливаемых профессиональных кадров, стала
практически полная несогласованность действий системы профессионального образования и рынка труда. В то же время, очевидно, что система профессионального образования не может быть автономна от работодателя.
Потенциал профессионального образования, перспективы его развития
находятся
в прямой зависимости от спроса на выпускников
профессиональных учебных заведений.
Этот спрос обусловлен развитием рынка
труда, который формирует социальный заказ
на специалиста. К сожалению, указанный
спрос изучен пока крайне мало. А отсутствие
научно обоснованного анализа спроса
и прогнозов потребности в работниках
определенного уровня и квалификации.
3.3 Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Проблемы взаимодействия
Анализ рынка образовательных услуг, предоставляемых системой профессионального образования, и его соответствие потребностям рынка труда вызваны необходимостью решения проблем, существующих в настоящее время в российской экономике.
В сложившихся экономических, социальных, политических условиях функционирование образовательной системы должно быть увязано с динамикой региональных рынков, на территории которых находятся образовательные учреждения.
Существующая
модель развития рынка труда в
качестве ресурса рассматривает
уже готового специалиста с его
профессионально-
Для
решения поставленных задач предложено
формирование механизма согласования
рынка труда и рынка
Для
формирования механизма взаимодействия
предлагается разработать и внедрить
интерактивную систему
Состояние экономики современной России характерно наличие проблем: безработица и незанятое трудом население, новые требования со стороны работодателей к профессиональному образованию и переподготовке кадров, несоответствие кадровых потребностей работодателей и профессиональных возможностей лиц, претендующих на работу. В стране предпринимаются разнообразные меры по уменьшению негативных явлений в сфере образования и на рынке труда. Однако, негативные тенденции сохраняются. Достаточно сказать о двух серьезных пробелах в системе образования. Если в цивилизованных странах в школах тринадцатилетняя подготовка, включая учреждения начального и среднего профессионального образования, то превалирующая всеобщая одиннадцатилетняя подготовка не дает квалифицированных и молодых трудящихся. Кроме того, на предприятиях низкая заработная плата. Другой пробел в высшем образовании. Реально, пожалуй, более половины специальностей не соответствуют потребностям экономики, производства и низкий уровень качества образования. В то же время за рубежом в развитых странах многоуровневая подготовка обеспечивает адаптивность выпускников, самореализации талантливой молодежи, обеспечивает производство и науку высококвалифицированными кадрами. В России бакалавриат и магистратура не находят должного внимания как со стороны региональных органов управления, так и со стороны руководства вузов. Чрезвычайно низкий уровень инновационных процессов в связи повсеместно слабо развитым менеджментом. Аналитические разработки научной общественности свидетельствуют о том, что в настоящий момент в мировом сообществе происходит развитие научной социально-экономической революции (НСЭР), которая началась в середине прошлого столетия, которая увлекла сотни тысяч процветающих предприятий и учреждений мира, включая образовательные учреждения, которая стала выдающимся явлением в 21 веке, и которая в значительной мере изменила облик мировой цивилизации.
Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана с людьми и их трудовой деятельностью. Категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Немаловажная
проблема – безработица. Безработица
– это социально-экономическое явление,
при котором часть рабочей силы (экономически
активного населения) не занята в производстве
товаров и услуг. Безработные наряду с
занятыми формируют рабочую силу страны.
Занятость измеряется количеством взрослых
работников с 16 лет и старше, которые имеют
работу. В реальной экономической жизни
безработица выступает как превышение
предложения рабочей силы над спросом
на нее.
4.
Государственное регулирование проблемы
взаимодействия рынка труда и рынка образовательных
услуг
Список использованной
литературы
1. Российский
статистический ежегодник 2007 / Федеральная
служба государственной
2. Россия в цифрах.2009: Крат.стат.сб. / Росстат — М., 2009. — 527 с.
3. Ловецкий Н.Г. Образование и рынок труда в эпоху глобализации // Профессиональное образование. Столица. 2008. №5 С.14-15.
4. Любарский А.Н. Особенности перехода российского образования к рынку.// Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: Сб. науч. ст./ под общ. ред. И.И. Соколовой/ СПб Учреждение РАО ИПО. 2008. С.21-23.
5. Макаров А.Н. Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда // Педагогика. 2008 №2. С.33-39.
6. РБК daily. — 2009. — 17 марта.
7. Сайт государственной службы федеральной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru
8. Федеральный информационный ресурс — Web-портал «Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://labourmarket.ru
9. Кирсанова
Я. В финансах начался естественный отбор
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.utro.ru/articles/
Приложение А
Рис. Кривая спроса на рабочую силу
Приложение
Б Рис. Кривая предложения рабочей
силы
Приложение В Рис.
Механизм взаимодействия спроса и предложения
на рынке труда
We – Заработная плата рыночного равновесия
W1 – Заработная плата ниже рыночного равновесия
D1 – Спрос
S1 – Предложение
W2 – Заработная плата выше рыночного равновесия
D2 – Предложение превышающее спрос