Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:13, реферат
Вологодская область образованна в 1937 году, занимает территорию в 145 , 7 тыс. кв. км – 1% территории России. Протяженность области с запада на восток 650 км, с севера на юг – 350 км. Административно область разделена на 26 районов. В области насчитывается 15 городов , 14 поселков городского типа и около 7000 сел и деревень. Областной центр – Город Вологда, основан в 1147 году.
1.Введение …………………………………………………………………….стр.3
2.Основная часть
1). Анализ динамики основных экономических показателей развития Вологодской области в 1990 – 2007 годах и её оценка …………………………………………………………………………….стр.6
2). Выделение и анализ основных факторов , определяющих динамику развития экономики Вологодской области….стр.9
3). Перспективы развития экономики Вологодской области по материалам опубликованных выступлений губернатора Позгалева В. Е…………………………………………………………………стр.10
3. Заключение (вывод)…………………………………………………..стр.16
4 Список использованной литературы………………………….стр.17
Федеральное
агентство по образованию
Вологодский государственный технический
университет
Кафедра Экономической теории и национальной
экономики
Дисциплина экономическая теория
Реферат
“Проблемы экономики Вологодской области”
Оглавление
1.Введение …………………………………………………………………….
2.Основная часть
1). Анализ динамики основных экономических
показателей развития Вологодской области
в 1990 – 2007 годах и её оценка …………………………………………………………………………….
2). Выделение и анализ основных факторов
, определяющих динамику развития экономики
Вологодской области….стр.9
3). Перспективы развития экономики Вологодской
области по материалам опубликованных
выступлений губернатора Позгалева В.
Е…………………………………………………………………стр.
3. Заключение (вывод)…………………………………………………..
4 Список использованной литературы………………………….стр.17
1.Введение
Вологодская область образованна в
1937 году, занимает территорию в 145 , 7 тыс.
кв. км – 1% территории России. Протяженность
области с запада на восток 650 км, с севера
на юг – 350 км. Административно область
разделена на 26 районов. В области насчитывается
15 городов , 14 поселков городского типа
и около 7000 сел и деревень. Областной центр
– Город Вологда, основан в 1147 году. Крупнейший
индустриальный центр области – Череповец,
основан в 1777 году. Главным должностным
лицом Вологодской области является губернатор
, Вячеслав Евгеньевич Позгалев , представляющий
Вологодскую область федеральным органам
государственной власти и органам власти
других субъектов Российской Федерации.
Глава области и составляемые им органы
образуют систему исполнительной власти.
Законодательным и представительным органом
государственной власти Вологодской области
является постоянно действующие Законодательное
Собрание, которое состоит из 32 депутатов,
избираемых населением .
Население. Общая численность населения
области 1 млн. . 324 тыс. ( 0,9 % жителей России
). Плотность населения – 9,3 чел на кв.
км., имеет значительные различия в силу
неоднородности природно–экономических
условий. Западная часть области заселена
плотнее, чем восточная с ее обширными
таежными лесами. Половина жителей области
в двух городах – Вологде (300 тыс.) и Череповце
(320 тыс.) и соответственно основные производительные
силы размещены здесь же. Уровень урбанизации
– 67 , 6 % . Для сельского расселения области
характерна мелкозаселенность, что затрудняет
развитие сельского хозяйства.
Трудовые ресурсы
вологодской области составляют 750 тыс.
человек, экономически активное население
– 650 тыс. человек. Большая их часть занята
в материальном производстве, главным
образом в отраслях обрабатывающей промышленности,
сельском хозяйстве, строительстве и на
транспорте.
Основная отрасль
специализации - черная металлургия
-62,7%. На втором месте электроэнергетика
– 7,9%. По итогам2004 года на её долю приходится
17 % производимого в стране проката, 16%
- стали , 11% - минеральных удобрений , 14,5
% -подшипников качения , 7 % -деловой древесины
, 11,4% льняных тканей , 1,5 % от общего объема
российского экспорта – продукция вологодских
предприятий (официальные данные областного
правительства).
Экономический рост
в области достигается в основном за счет
черной металлургии. Эта привязанность
ставит экономику области, её социальную
сферу в прямую зависимость от финансово
– экономического положения предприятий
холдинга “Северсталь – групп “, расположенных
на территории области.
Сохранились до настоящего
времени некоторые традиционные художественные
промыслы. Далеко за пределами области
известны произведения мастеров кружевоплетения
объединения “Снежинка”. Вологодские
кружева, неоднократно занимавшие места
на выставках внутри страны и за рубежом,
пользуются устойчивым спросом. Не меньшую
популярность имеют изделия с чернением
по серебру , в том числе позолоченному
, выполняемые великоустюгским заводом
“Северная чернь” . Славится ручное узорное
ткачество череповецкой фабрики “Красный
ткач” , одежда и белье , украшенные вышивкой
Вологодской строчевышивальной фабрике
, изделия великоустюгской фабрики художественных
кистей , вологодского завода опытных
и художественных изделий и так далее.
Самое молодое предприятие художественных
промыслов – фабрика “Великоустюгские
узоры”. На ней выпускают затейливые кузовки,
солонки, вазочки, подстаканники – это
Шемогодская резная береста.
В свиноводстве бесспорным лидером
выступают гигантские комплексы “Надеево”
в Вологодском районе и предприятие “Комплекс”
в Череповецком. В каждом из них находится
на откорме более 40 тысяч голов свиней.
Это крупнейшее предприятие такого рода
в стране, на них занято по 600 рабочих
и служащих, и в отличие от комплексов
крупного роста скота, они работают устойчиво,
обеспечивая самоокупаемость.
Высокой концентрацией
характеризуется птицеводство. Основные
объемы его производства сконцентрированы
на нескольких крупных птицефабриках,
расположенных в пригородах Вологды и
Череповца. Каждая из них производит десятки
миллионов штук яиц в год . В целом птицеводство
области выдерживает нажим аналогичных
предприятий соседних областей и импортной
продукции , полностью удовлетворяя спрос
населения.
В комплекс с индустриальным
животноводством работают крупные предприятия
комбикормовой промышленности: Вологодский
и Шекснинский комбинаты хлебопродуктов.
Проблема снижения себестоимости здесь
не менее актуальна. Сложилась парадоксальная
ситуация : больше половины комбикормов
сельскохозяйственные предприятия закупают
не на свих комбинатах, а за пределами
области, опять же потому , что там дешевле
, перед комбинатами хлебопродуктов стоит
задача – повысить конкурентно способность
своей продукции , снизить её цену.
Земледелие дополняет
отраслевую структуру сельского хозяйства
области. Как уже отмечалось, в его собственной
структуре в последние годы наметилось
уменьшение доли зерновых культур
и повышение – картофеля и овощей. Посевные
площади под зерновыми культурами уменьшились
с 298 тыс. га в 2001 году до 229 тыс. га в 2005 году
Урожайность зерновых сохраняется на
уровне 11 – 12 центнеров с гектара. В то
же время урожайность картофеля повысилась
с 2001 года по 2005 го со 152 до 218 центнеров
с гектара, а овощей открытого грунта с
211 до 251 центнера с гектара, превысив среднероссийские
показатели.
В пригородах Вологды
и Череповца устойчиво работают крупные
тепличные предприятия, круглогодично
поставляющие на стол горожан свежие овощи
и зелень.
Вологодская область
– район традиционного льноводства,
на базе которого в прение годы сформировался
достаточно мощный льнопереробатывающий
комплекс, к сожалению, утративший в кризисный
период свои достижения.
Сейчас льнотекстильный комплекс переживает
упадок. Посевные площади и заготовки
льна резко сократились ( производство
льноволокна уменьшилось на 79 % ) , льнозаводы
остановились. Оба льнокомбината, когда
то выпускавшие десятки миллионов льняных
тканей, - на грани банкротства . В то же
время существуют объективные возможности
возрождения комплекса. Уповать приходится,
к сожалению, исключительно на внешние
инвестиции. Однако инвестиционный проект
подъема льноводства и всего льнотекстильного
комплекса, бесспорно, является одним
из наиболее перспективных проектов в
народном хозяйстве Вологодской области
. Ведь по прогнозам к 2010 г. До 70 % всей одежды
в мире будет производиться или из чисто
льняных тканей , или из тканей , изготовленных
на основе льняного волокна.
Важнейшая составляющая
агропромышленного комплекса области
- пищевая промышленность
– базируется в основном на местном сырье.
Её формируют молочная, мясоперерабатывающая,
мукомольная и консервная отрасли.
Велик вклад в экономическое
развитее области предприятий
молочной промышленности ( всего их
22) , выпускающих сливочное масло, сгущенное
молоко, сыр, цельномолочную продукцию
и тому подобное. Крупными и достаточно
успешными рабочими предприятиями этой
отрасли являются Вологодский и Череповецкий
молочные комбинаты, компания “Северное
молоко», Сухонский молочноконсервный
завод в г. Соколе, Шекснинский масло завод
и другие.
В Вологде работает крупный
консервный завод , здесь намечается переход
на выпуск плодоовощных
консервов с современной упаковкой
, освоение новых видов продукции из дикорастущих
грибов и ягод , огромные ресурсы которых
, имеющиеся в вологодских лесах , используются
не полностью .
Мукомольная промышленность представлена
главным образом Вологодским мелькомбинатом,
в основном обеспечивающим потребности
в муке.
Большим экономическим
достижением и ярким примером плодотворного
российско – германского сотрудничества
, ставшего возможным в ходе реформ , явилось
создание в Вологде совместного предприятия
“Вологд-Крюгер” – крупного современного
завода по производству
детского питания.
Вологодская область сыграла
важнейшую роль в формировании русской
нации , внесла большой вклад в сокровищницу
русской мировой культуры
В условиях
рыночной экономики благоприятное географическое
положение области , ее природные ресурсы
, благоприятные возможности для развития
предпринимательства , создаваемые администрациями
области , городов и районов, программно
– целевой подход к управлению экономикой
, высокий уровень квалификации специалистов
, открывают все новые и новые возможности.
1). Анализ динамики
основных экономических показателей развития
Вологодской области в 1990 – 2007 годах и
её оценка.
Десять лет назад
ситуация в области иначе как “кризисной”
не называли.
Предприятия ведущих отраслей промышленности
находились на грани банкротства , сельское
хозяйство “лежало на боку”, хронические
неплатежи , многомесячные задержки заработной
платы , протестные акции бюджетников
и пенсионеров.
В этих условиях 23 1996 года Президент
Борис Ельцин назначил на должность губернатора
эффективного мэра Череповца Вячеслава
Позгалева. Позже вологжане трижды доверяли
ему этот пост на выборах главы области.
Тогда объем промышленного производства
по сравнению с 1990 годом снизился у нас
на 30 процентов, долги по зарплате, пенсиям
и пособиям зашкаливали , - вспоминает
Вячеслав Позгалев . Доверие населения
к власти упало ниже некуда . В последнем
он не раз убеждался сам , объезжая область
и встречаясь с отчаявшимися людьми, чуть
не с кулаками бросались. Разговор был
трудным. «Считаю, что главное – не давать
людям пустых обещаний». Пришлось объяснить
что волшебной палочки у меня нет и что
поднимать область придется сообща, засучив
рукава.
Не латать дыры, а
работать над перспективами развития
области. По такому пути пошла команда
управленцев Вячеслава
Ситуация начала улучшатся уже в 1997 году.
Наметился рост промышленного производства,
экспортных поставок, росли доходы населения.
В этом же году был принят областной закон
о государственной поддержке инвестиционной
деятельности, предусматривающий предоставление
налоговых льгот проектам, включенным
в областную инвестиционную программу.
А в 1998 году начавшей “подниматься с колен”
экономике области пришлось пережить
еще одно серьезное испытание. Августовский
кризис, дефолт, кризис банковской системы
и все, что с этим связанно. Примерно в
это же время губернатор предлагает, насколько
возможно сократить для промышленных
предприятий ставки налога на прибыль,
на пользование автодорогами и ряда других
налогов.
В то время это был нестандартный ход не
только в масштабах области, но и в России
в целом, считает председатель областного
парламента Николай Тихомиров. Решались
не только интересы металлургов, но и химиков,
машиностроителей, которые тогда переживали
не лучшие свои времена. Эти меры, в целом,
отразились и на ситуации в экономике
области и на пополнении казны.
Эти меры снова обернулись сторицей. Промышленное
производство и прибыль начали расти высокими
темпами. Так, платежи в бюджет главного
налогоплательщика вологодской области
ОАО “Северсталь” в 2006 году по сравнению
с кризисным 1998-м выросли в 58 раз.
В 2000 году область стала регионом – донором,
каковым остается и сегодня. В 2006 году
бюджет области составил 26, 5 млрд. рублей
против 2,7 млрд. рублей в 1996 году ( в ценах
соответствующих лет ). По налоговым поступлениям
в бюджеты всех уровней занимает 17-е место
в России. В 1995 году по этому показателю
она находилась на 28 месте.
Например: Рассмотрим таблицу по производству валовой продукции сельского хозяйства в Вологодской области в 1990-2006гг. По данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации области.
Все категории хозяйств
Сельскохозяйственные предприятия 25% 54% 87%
Личные подсобные
хозяйства
Крестьянские (фермерские хозяйства) - 6% 62%
Как видно из таблицы,
при значительном развитии в области
крестьянских (фермерских) хозяйств, заметный
рост наблюдался и в личных подсобных
хозяйствах населения. Именно за счет
их значительно возросло производство
основных видов с/х продукции. Но
огромным минусом стал существенный
перекос цен между
2). Выделение и анализ основных факторов , определяющих динамику развития экономики Вологодской области.
Проводимые аналитические
Занимая около 1% территории и
имея менее 1% численности населения
России, Вологодская область дает
1,7% российской промышленной
«Северсталь»-благодаря
умелому управлению по итогам 2005года,
смог увеличить объем выпуска
продукции на 40% больше, чем в 2003г.
Рост обеспечен за счет модернизации
производства, выпуска нового сложного
вида проката стали для
Таким образом , в
сегодняшних рыночных условиях для
принятия управленческого правильного
решения, требуется разработка оперативного,
текущего и перспективного анализа.
3). Перспективы развития
экономики Вологодской области
по материалам опубликованных
выступлений губернатора Позгалева В.
Е.
Вячеслав Позгалев : «Опыт – основа верных
решений»
О стратегии социально – экономического
развития вологодской области на период
до 2010 года.
Как и в других российских
регионах на Вологодчине есть все для
богатой , содержательной и достойного
начала нового века жизни . В области выплавляется
сталь и выращивается лен , строятся дороги
и прокладываются газопроводы , заготовляется
и перерабатывается древесина. Наши селяне
и переработчики поставляют на рынки России
и за рубеж высоко качественные продукты
питания .
Удобное географическое положение региона
, расположенного на перекрестке транспортных
коридоров Север – Центр и Запад – Урал
, его природные ресурсы , высокий уровень
квалификации специалистов , программно
– целевой подход к управлению экономикой
, благоприятные условия развития предпринимательства
, создаваемые правительством области
, открывают перед Вологодчиной новые
интересные возможности .
Политика , проводимая
последние годы правительством области
, позволила решить значительное число
первоочередных проблем , существенно
улучшить ситуацию в экономике.
Объем промышленного
производства за 1998 – 2002 годы в сопоставимых
ценах увеличилась на Вологодчине почти
в треть
Работа сельского
хозяйства стабилизирована и , начиная
с 1999 года , отрасль работает прибыльно.
В социальной сфере
так же произошли позитивные сдвиги . Область
входит в число двух десятков регионов
России с наиболее высоким уровнем заработной
платы . Постоянно увеличивается заработная
плата работников социальной сферы . Уровень
безработицы стал ниже среднероссийского
. Улучшение ситуации в экономике – это
не просто удачное стечение обстоятельств
, а результат четко продуманной стратегии
развития.
О том что результаты есть , убедительно
свидетельствует и тот факт , что по итогам
социально экономического развития за
2002 год Вологодская область признана регионом-лидером
и недавно получила главный приз – “Российский
национальный Олимп” как лучший регион
Российской федерации.
Для того чтобы соответствовать новым
тенденциям и разработана Стратегия Развития
области на период 2010 года . Она логически
продолжает осуществляющуюся на 1998- 2002
годах Концепцию социально-экономического
развития области.
Главной целью
стратегии является Стабильное повышение
уровня жизни населения на основе устойчивого
сбалансированного развития экономики
области.
Эта цель будет достигаться путем создания
условий для развития бизнеса , активизации
среднего класса , привлечения инвестиционных
ресурсов и диверсификации экономики
, проведения предсказуемой , стабильной
социальной политики. Создание комфортных
условий для ведения бизнеса подразумевает
не только развитие необходимой для этого
инфраструктуры , но и прозрачность , понятность
взаимоотношений “бизнес-власть-общество”.
Бизнесу , если он открытый и честный ,
для эффективной работы не нужна бюджетная
поддержка. Ему требуется четкие правила
игры , атмосфера привлекательности и
надежности . Все это достигается при наличии
двух компонентов : политической воли
и профессионализма власти.
Создавая
в области комфортный бизнес-климат , стимулируя
внутренний спрос , м ы тем самым способствуем
формированию и развитию “среднего класса”.
Он как в жизни , так и в бизнесе , отличается
законопослушностью толерантностью ,
стремлением к социально - политической
стабильности и умением зарабатывать
и считать “каждую копеечку” .
Стратегия
развития области предполагает также
реализацию мегапроектов - как институциональных,
так и коммерческих. Последние не требуют
бюджетной финансовой поддержки. В этом
их привлекательность, так как бюджет
области на фоне расходов крупного инвестиционного
проекта выглядит не столь значительным
и не может быть отнесен к основным источникам
его реализации.
Что необходимо инвестору? В первую очередь
- честные партнерские взаимоотношения,
четко обозначенные и постоянные цели
местной власти, которые не подвержены
сиюминутным изменениям. Практика показывает:
одним из главных факторов успешного экономического
развития и процветания является уважительное
отношение к деньгам, особенно чужим, то
есть уважение к инвестору, к его ответственности
перед акционерами, к праву частной собственности.
Таким образом, стимулирование внутреннего
спроса и проектные инициативы, осуществляемые
с использованием главного ресурса - консолидации
усилий власти, бизнеса и общества, становятся
"локомотивом" и залогом успеха стратегии
и, как следствие, повышения конкурентоспособности
региона.
Реализация институциональных проектов
связана главным образом с развитием территорий.
Это позволяет при проектировании и строительстве
новых производств учитывать региональные
и национальные интересы, перспективы
развития инфраструктур, экологические
и природные особенности территорий, транспортные
и сырьевые потоки, потоки трудовых ресурсов.
В ситуации, когда ресурсная недостаточность
- прежде всего, финансовая - не позволяет
органам власти полноценно развивать
одновременно все территории, необходимо
сосредоточить усилия на тех из них, которые
связаны между собой наиболее тесными
хозяйственными отношениями.
Основные институциональные
мегапроекты в рамках реализации стратегии
развития Вологодской области - это, прежде
всего, три основных "коридора развития":
Западный коридор - это переработка хвойного
леса, развитие рекреационного бизнеса;
Северный коридор - переработка хвойного
и лиственного леса;
Восточный коридор - переработка преимущественно
лиственного леса, а также развитие туризма.
Реализация институциональных проектов,
связанных с "коридорами развития",
предполагает создание в них более привлекательных
и комфортных условий для функционирования
бизнеса, для формирования и развития
"среднего класса", для обустройства
инфраструктуры, сферы обслуживания. Такие
"коридоры", получив благоприятный
импульс и окрепнув, смогут "втягивать"
в свою экономическую орбиту потенциал
соседних территорий.
В Вологодской
области богатейшие лесные ресурсы. Вот
почему одним из перспективных направлений
является развитие лесного комплекса
как крупной устойчивой совокупности
предприятий лесного сектора и связанных
с ним производств.
Речь идет не о бездумном вливании государственных
средств, что абсолютно неэффективно,
а о структурировании и активизации лесного
сектора.
Предусматривается объединение усилий
предприятий лесного комплекса Вологодчины
для выработки единой стратегии развития,
организации единой системы управления
лесными ресурсами, формирования целостного
экономического пространства в лесном
комплексе региона. Упор будет сделан
как на развитие узлов, обеспечивающих
наибольший мультипликативный эффект
для области в целом, так и на развитие
объектов лесной инфраструктуры.
Одна из серьезных проблем лесного комплекса
- низкая инновационная активность. Наиболее
эффективной формой инновационного предпринимательства,
признанной в мировой практике, являются
технопарки. Они представляют собой современные
формы интеграции высшего образования,
науки, промышленности и предпринимательства,
что позволяет эффективно внедрять и использовать
новые технологии. Технопарки формируют
благоприятную среду для ускоренной коммерциализации
результатов научных исследований, превращения
их в товары и услуги, воспринимаемые рынком.
Поэтому проектом, требующим большого
внимания, является создание технопарка
"ЛЕС", что будет содействовать формированию
условий для серьёзного прорыва в развитии
научно-технического потенциала лесного
комплекса.
К инновационным мегапроектам можно отнести
проект "Структурирование и развитие
устойчивой агломерации "Вологда-Череповец".
Суть мегапроекта - выравнивание условий
ведения бизнеса в этих близких территориально,
но значительно отличающихся по многим
параметрам городов, что должно дать существенный
мультипликативный эффект. Перспективны
и более прочные интеграционные связи
между предприятиями металлургии Череповца
и машиностроительными заводами Вологды.
Основные направления
региональной промышленной политики,
как на ближайшую, так и на среднесрочную
перспективу связаны также с сохранением
наиболее эффективных элементов имеющегося
потенциала и развитием в областной индустрии
сравнительных конкурентных преимуществ.
Это - и расширение продаж продукции металлургического
комплекса области на внутреннем рынке.
Превращение его в основного поставщика
сырья для отечественного машиностроения
и металлообработки, и дальнейшее развитие
химической промышленности на базе создания
новых видов конкурентоспособной продукции.
Кластеризация лесопромышленного комплекса,
которая будет содействовать ускоренному
развитию отрасли, созданию мощностей
по углубленной переработке древесины,
выпуску продукции в соответствии с мировыми
стандартами.
Важным направлением является также ускоренное
развитие отраслей потребительского сектора
- в первую очередь пищевой промышленности,
имеющей перспективную сырьевую базу.
Еще одна цель, позволяющая полнее использовать
имеющиеся преимущества и возможности
роста экономики - это поддержка создания
интегрированных производственных структур.
Для закрепления положительных тенденций
в агропромышленном комплексе будут решаться
такие важнейшие задачи, как развитие
устоявшегося брэнда "Вологодский"
и правовой системы регулирования земельных
отношений, а также поддержка сельскохозяйственных
предприятий для их финансово-экономического
оздоровления.
Цель социальной политики области - это
сохранение и развитие "человеческого
ресурса", повышение конкурентоспособности
рабочей силы, улучшение качества и уровня
жизни населения.
Для реализации Стратегии в рамках формирующихся
"коридоров развития" при создании
комфортных зон для функционирования
бизнеса необходимо более плотное и качественное
развитие социальной инфраструктуры области.
Именно в этом направлении органы власти
должны быть готовы выстраивать пространство
для конструктивного диалога с бизнесом.
Сфера образования должна формировать
"человеческий ресурс" с новым качеством,
готовить кадры с учетом квалификационных
ожиданий и потребностей бизнеса. А он
в свою очередь должен участвовать в развитии
материально-технической базы образовательных
учреждений, формировании заказа на подготовку
специалистов в ПТУ, техникумах и ВУЗах.
Лучше потратить средства бизнеса не на
поиск квалифицированных специалистов
в других регионах, а на создание условий
для хорошего образования в своей области,
так как для решения возникающих в этой
сфере проблем только бюджетных ресурсов
недостаточно.
В современных условиях к рабочей силе
предъявляются более высокие требования,
которые касаются не только профессиональной
квалификации, но и состояния здоровья
людей.
С учетом этого в системе здравоохранения
необходимо обеспечить доступность к
более качественной медицинской помощи
сельского населения, создать предпосылки
для перехода к преимущественно страховой
форме мобилизации финансовых средств
в рамках развития системы обязательного
медицинского страхования, а также к по
душевому принципу финансирования здравоохранения.
Всё это позволит экономически стимулировать
эффективные варианты использования имеющихся
ресурсов.
В Вологодской области большое количество
историко-художественных достопримечательностей.
Это серьезное преимущество региона не
только в развитии культуры, но и в сфере
туристических услуг.
Одним из перспективных направлений развития
туризма является реализация проекта
"Великий Устюг - родина Деда Мороза".
Разработан план обустройства Вотчины
Деда Мороза, включающий в себя строительство,
ремонт и реконструкцию объектов инфраструктуры.
Основные задачи - это развитие транспортного
обслуживания, торговой сети, системы
питания и размещения туристов, совершенствование
туристского обслуживания.
Формирование развитой инфраструктуры
жизнедеятельности, связанной с транспортными
и информационными коммуникациями - одно
из важнейших условий ведения бизнеса.
Устойчивое и эффективное функционирование
транспортного комплекса является одним
из необходимых условий стабилизации
и развития экономики региона, а также
улучшения условий и уровня жизни населения.
Действия Правительства области в этом
направлении будут основаны на принципах
стимулирования инвестиционной и предпринимательской
активности, развития объектов транспортной
инфраструктуры. Прогнозируемый рост
экономики в целом и связанный с этим рост
грузооборота потребует также обновления
парка транспортных средств. Важной задачей
является привлечение частных инвестиций
в развитие транспортной инфраструктуры.
Основной ожидаемый результат реализации
программы - это преодоление тенденции
замедления экономического роста и мобилизация
новых источников, обеспечивающих его
ускорение в перспективе.
Ключевой фактор в этом процессе - модернизация
экономики региона на базе более полного
использования инвестиционного потенциала
и стимулирования инновационной активности.
Мероприятия, направленные на поддержку
малого и среднего бизнеса, создание благоприятных
институциональных условий, а также эффективной
инфраструктуры для его развития позволят
повысить экономическую активность населения.
Данный фактор будет стимулировать рост
реальных доходов и потребительского
спроса, привлечение в экономику незадействованных
финансовых ресурсов населения.
Обеспечение экономического роста создаст
условия для позитивных изменений в социальной
сфере.
Таким образом, будет запущен механизм
экономического роста, базирующийся на
повышении конкурентоспособности и диверсификации
производства, инновационном обновлении
экономики, социальной активности. Это
позволит снизить зависимость экономики
от неустойчивой конъюнктуры мировых
рынков основной продукции региона - черных
металлов и обеспечит повышение уровня
жизни населения, решение наиболее важных
социальных проблем.