Проблемы и перспективы развития Российского фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Содержание

ВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ..................................................4
1.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков………………………………..4
1.2. Основные функции РЦБ и участники……………………………….…………6
1.3. Структура РЦБ…………………………………………………………………15
1.4. Виды ценных бумаг……………………………………………………………17
ГЛАВА 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК В РОССИИ………………………………….21
2.1 Этапы становления российского фондового рынка………………………….21
2.2 Особенности формирования российского фондового рынка………………..23
2.3. Факторы, определяющие современное состояние российского фондового
рынка………………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА.............................................................................................30
3.1. Позитивные и негативные тенденции современного фондового рынка…...30
3.2. Перспективы развития российского фондового рынка……………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

   Несмотря  на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

   Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

   В данном разрезе возможно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

  1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
  2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
  3. Улучшение качественных характеристик рынка:
    • Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
    • Пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации).
  4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
  • Создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);
  • Формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
  • Формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
  • Ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
  • Создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • Формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
  • Государственная поддержка образования в области фондового рынка;
  • Преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.
  1. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
  1. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
  2. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
  3. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
  • Создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
  • Передачи части прав по регулированию рынка регионам;
  • Введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
  • Государственной поддержки саморегулируемых организаций;
  • Создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
 

   3.2. Перспективы развития российского фондового рынка 

   Регулирование рынка ценных бумаг поощрило ориентацию основных его профессиональных участников на крупных клиентов – в основном на западные фонды и банки. Это совпадало с экономической целесообразностью – работать с несколькими крупными клиентами намного выгоднее и дешевле, чем с множеством мелких. В результате возникшие на волне приватизации формы работы, ориентированные на мелких держателей ценных бумаг, такие как фондовые магазины, не получили развития. Торговлю же в банках облигациями сберегательного займа нельзя признать успешной, в первую очередь потому, что котировки сильно отличались от биржевых и вместе с эмиссией банков делали эти бумаги не слишком привлекательными.

   Между тем, по разным оценкам, сбережения населения, хранящиеся дома (как правило, в долларах), составляют 40-60 млрд. долл. Понятно, что  все их привлечь в реальный сектор невозможно, но 30-40% из этих средств, которые вполне могут быть мобилизованы, составляют от 15 до 25 млрд. долл. Они могли бы снять проблему дефицита оборотных средств и инвестиций в промышленности и в сельском хозяйстве.

   Задача  превращения этих средств в инвестиции стоит давно и понятна многим, но пути ее решения остаются далеко не очевидными. Так, леворадикальной частью Думы был проведен закон № 116 ФЗ от 20.06.1998 г. «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление физическими лицами доходам», который по существу, прямо запрещает хранить дома денежные средства свыше некой минимальной суммы, а, значит, невольно (или сознательно) превращает если не всю, то большую часть населения в невольных преступников.

   Другой  путь является более сложным и  трудоемким, но более перспективным и единственно приемлемым. Это восстановление доверия к финансовым институтам и в первую очередь, к государству.

   На  сегодняшний день, существующее регулирование  деятельности, связанной с инвестированием подталкивает к концентрации сбережений через банки и инвестиционные фонды, но доверие к этим финансовым посредникам по сути утрачено, поэтому более реальным было бы узаконить прямые инвестиции, которые тем или иным путем осуществляются, но уже за рамками законодательства. Примером таких инвестиций может служить кредитование своих знакомых, занимающихся мелким бизнесом.

   Прямые  инвестиции предполагают непосредственное, без посредников, финансирование предприятий  инвестором. К примеру, в США до половины всех граждан являются акционерами тех или иных компаний, т.е. напрямую финансируют реальный сектор.

   Опыт  привлечения таких инвестиций существует в Москве, где работает фондовый центр для населения и имеется  программа расширения сети фондовых магазинов. К сожалению, этот опыт пока не получи должного распространения.

   Для того чтобы подобные структуры могли  привлечь средства населения, необходимо создать соответствующие условия. Часть их них находится под непосредственным контролем властей – это регулирование участников рынка, законодательная и нормативная база. Другая часть – восстановление доверия – может быть создана только как результат совместных, последовательных и достаточно долгосрочных усилий. Наконец, третья – техническая база – вполне может быть отдана на усмотрение профессиональных участников рынка ценных бумаг.

   Основными препятствиями на реализации этого  пути стоят уже названый выше закон  о госконтроле за расходами и  налоговое законодательство. Последнее  просто-напросто ставит запреты на получение доходов по ценным бумагам, вводя трехкратное налогообложение (первый налог уплачивает эмитент, который начисляет дивиденды из чистой прибыли, второй раз он собирается при начислении дивиденда, а третий – после заполнения налоговой декларации физическим лицом). И это при условии прямого владения акциями!

   Вторым  наиболее перспективным направлением является развитие систем электронной (в том числе через Интернет) торговли, которое становится все более популярным в развитых странах. Здесь важную роль играет юридическая поддержка таких инструментов, как электронный документ, электронная подпись, электронная система торговли и заключенная через нее сделка. Определенная нормотворческая работа в этом направлении уже ведется. Удешевление и повышение надежности этих систем способны радикально изменить ситуацию на рынке мелких сделок и привлечь много новых мелких инвесторов.

   Другим  следствием явится демократизация размещения, которая позволит ослабить позиции монополистов - инвестиционных банков и снизить стоимость их услуг.

   Еще один резерв использования рынка –  развитие неэмиссионных ценных бумаг. Сегодня они представлены в основном векселями, которые зачастую используются в сомнительных финансовых схемах. В то же время потенциал этой группы ценных бумаг явно недооценен. Привлекательность их заключается в том, что они способны придать ликвидность нестандартным формам кредитных контрактов. Сегодня ввиду особенностей отечественного бизнеса формы отношений, выработанные в мировой, в первую очередь западной, практике, оказываются плохо приспособленными к отечественным реалиям. Неэмиссионные ценные бумаги, не ориентированные на массовые эмиссии, позволят привлечь средства для финансирования относительно небольших предприятий, стабилизировать товарные и финансовые потоки в экономике, разрешить проблемы государственных закупок и т.д.

   В России ведущая роль в регулировании  рынка ценных бумаг принадлежит  федеральному органу – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая в свою очередь делегировала значительную часть своих полномочий Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).

   В свете  всего вышенаписанного, наиболее срочным  стратегическим вопросом, стоящим перед  органами регулирования, является создание и развитие государственной программы  по «созданию» отечественных инвесторов.

   Достаточно  много этими организациями было сделано для защиты прав инвесторов (стоит вспомнить появление системы раскрытия информации об эмитентах СКРИН «Эмитент», Программы по защите прав и законных интересов инвесторов), при этом не уделялось никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов.

   Выходом из этой ситуации могла бы стать  совместная государственная - ФКЦБ России – на деньги международных институтов, выделяемых на развитие фондового рынка, и негосударственная – НАУФОР, ПАРТАД - на взносы участников, программа по созданию и образованию отечественного инвестора – базового участника любого фондового рынка.

   Российские  эмитенты: повышение  количественных и  качественных показателей

   Такое бурное развитие рынка было бы невозможно без прихода на него новых игроков  - эмитентов и инвесторов. С января 2005 года суммарное количество эмитентов ценных бумаг удвоилось и сегодня составляет 490. Что касается инвесторов, то сейчас происходит становление "моды" на участие в капитале российских эмитентов. За год оборот торгов ADR и акциями российских эмитентов вырос более чем в 4 раза, то есть с 12 до 48 млрд. долларов в январе 2005 и январе 2006 года соответственно (рис. 3).

                

   За 2005 год на иностранных и российских биржах разместили свои акции 14 российских компаний на сумму более 5,3 млрд. долларов. И, судя по намерениям российских компаний, они не собираются останавливаться на достигнутом.

   Приведем  еще несколько красноречивых  цифр и показателей:

  • объем сделок с бумагами российских компаний, заключенных с участием иностранных инвесторов на Фондовой бирже ММВБ в 2005 году, составляет более 29 млрд. долларов (на вторичных торгах доля иностранных инвесторов достигает 15%);
  • в свою очередь, в 2005 году объем торгов депозитарными расписками на акции российских компаний на зарубежных биржах превысил 100 млрд. долларов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Российского фондового рынка