Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Уже более 10 лет прошло после распада СССР в 1991 году, и сейчас России стоит на пути интеграции в мировую экономику и стабильного экономического развития. В начале 1990-х годов Россия отказалась от плановой экономики в пользу рыночных отношений, была произведена реформа государственного управления, разработана и принята конституция страны, создана законодательная база для развития рыночной экономики. Такие перемены не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался.
Введение.
1.Место России в мировой экономике
1.1 Место России среди других стран мира
1.2 Россия как страна незавершенных реформ
1.3 Прогноз экономического развития России
2. Проблемы и перспективы экономического развития России
2.1 Понятие малого предпринимательства
2.2 Экономическая характеристика малого бизнеса
2.3 Инновационность малых предприятий
Заключение.
Список литературы.
Как видно из приведенных данных, до кризиса 1998 года более четверти респондентов относили Россию к государствам "второго эшелона" - не самым экономически развитым, но и не отстающим.
В январе 1999 года почти половина опрошенных отвели России место "в числе наиболее отстающих стран мира" - видимо, причиной тому стал августовский кризис.
В ходе опроса, проведенного год спустя, такая же доля россиян сочла, что по уровню экономического развития наша страна находится между 50-м и 100-м местом.
Но уже осенью 2000 года доля респондентов, считающих наше государство одним из экономически развитых, превысила докризисный уровень. Более того, 7% опрошенных полагали, что по уровню экономического развития наша страна "находится в первой десятке".
Последний опрос показал, что оптимизм наших сограждан продолжает расти: 41% из них относят Россию по уровню экономического развития к странам "второго эшелона" или даже к мировым лидерам.
1.2 Россия как
страна незавершенных реформ. Экономический
рост в России в настоящее время носит
экстенсивный характер и происходит прежде
всего за счет традиционной неконкурентоспособной
продукции. Россия почти не производит
современной и высококачественной конкурентоспособной
продукции массового спроса гражданского,
т.е. невоенного, назначения. Более того,
в отличие от новых индустриальных стран
и таких крупных развивающихся стран,
как Бразилия, Индия и тем более Китай,
Россия пока не сумела пробиться на широкий
мировой рынок, занять собственные надежные
ниши по поставкам готовой, а не сырьевой
промышленной и сельскохозяйственной
продукции.
Россия остается также и страной не доведенных
до конца реформ. Большинство неудач в
сфере российской экономики и ее реформирования
было обусловлено слабостью институтов
власти, отсутствием необходимой политической
воли к созданию истинно эффективной рыночной
экономики и формированию демократического
строя. Недостаточный профессионализм,
неграмотность и неопределенность в принятии
решений, бездеятельность, а порой и прямой
саботаж при их выполнении на разных уровнях
государственной власти, слияние последней
с финансовой и частнопредпринимательской
средой превратились в обычное явление
в системе нынешнего управления в России.
Все это не может не сказаться самым негативным
образом на характере развития нашей экономики.
Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе
часто называют «российской ментальной
инвалидностью», – об отсутствии четкости
и определенности в общественном сознании.
Наше общество не полностью отбросило
прежнее советское идеологизированное
мышление, не подвело черту под своим коммунистическим
прошлым в виде общественного суда над
преступлениями большевиков, раскаяния
или покаяния за беззакония, за насилие,
за трагедии советского периода российской
истории.
Еще не став прочно на путь рыночных реформ
и последовательной демократизации, Россия
боится «оранжевых» и иных революций,
«тлетворного» влияния Запада и часто
избирает путь изоляционизма, неприятия
ценностей глобализации и европеизации.
В этом отношении характерны оценки известного
немецкого политического деятеля Отто
Ламбсдорффа: «Российское общество само
не решило, чего оно хочет, по какому пути
желает идти. Так, сегодня в России существуют
рядом друг с другом как самые прогрессивные,
так и реакционнейшие тенденции, рыночное
хозяйство и государственная экономика,
свобода и авторитаризм, прогресс и реакция.
Используя старую терминологию, можно
было бы сказать: в России в настоящее
время царит единство противоположностей».
В связи с этим РФ и ее экономику ожидает
немало трудностей, смут и неопределенностей.
Наиболее опасные из них могут быть связаны
с обострением социального недовольства,
а также с территориальными проблемами.
Но в принципе у России есть все предпосылки
не только для экономического роста, но
и для экономического и социального процветания.
И прежде всего это колоссальные людские,
технологические, производственные и
природные ресурсы: предприимчивые и образованные
люди нового поколения, научно-технический
потенциал в виде большой армии ученых,
многочисленных НИИ и КБ, внушительного
военно-промышленного комплекса, станочного
парка и т. д. К этому следует также добавить
финансовые ресурсы и проявленную в последние
годы политическую волю к возрождению
России.
1.3 Прогноз экономического
развития России. В перспективе до 2015
года можно ожидать достаточно нормального
и качественно улучшенного роста ВВП и
промышленного производства. При этом
среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го
составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного
производства – несколько меньше (4 %).
Некоторое отставание темпа роста промышленности
от темпов роста ВВП характерно для стран,
находящихся на постиндустриальной стадии
развития экономики. Есть основания полагать,
что в экономике России уже начался процесс
перехода к постиндустриальной стадии.
Помимо роста капиталовложений, который
сейчас опережает рост ВВП, со временем
должны заработать такие факторы, как
ускорение научно-технического прогресса,
широкомасштабная предпринимательская
инициатива, форсированный экспорт готовых
изделий, прежде всего продукции машиностроения.
Напомню, что в своей программе экономического
развития до 2008-го правительство уже наметило
среднегодовой темп роста ВВП на уровне
почти 6 %.
Данный сценарий может быть реализован,
если до 2015 года удастся избежать катастроф,
подобных дефолту августа 1998-го, если в
стране продолжатся рыночные экономические
реформы, если будет осуществляться и
впредь модернизация ее экономики и производственного
аппарата. В противном случае темпы экономического
роста неизбежно снизятся или же примут
еще более некачественный, мобилизационный
характер, и тогда вопрос о месте России
в мировой экономике приобретет совсем
иной смысл и перейдет в иную плоскость.
Существует два варианта возможной государственной
экономической политики на перспективу
до 2015 года. Во-первых, частичный возврат
к авторитарным методам прямого государственного
воздействия на развитие экономики с использованием
рыночных механизмов, экономических рычагов
и стимулов на базе уже созданных элементов
рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более
решительное и настойчивое продолжение
ранее начатых рыночных реформ с признанием
допущенных ошибок, их исправлением и
корректировкой рыночного курса, дальнейшим
сотрудничеством с передовыми странами
Запада, упором на ценности правового
государства и гражданского общества.
Второй, наиболее предпочтительный вариант
связан с необходимостью обеспечить современную
законодательную базу и поместить экономический
рост в рамки правового государства и
гражданского общества. Важно подрезать
крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся
в естественный процесс конкурентной
хозяйственной деятельности в корыстных
интересах, и осуществить давно назревшую
административную реформу в целях оздоровления
всего общества. Не менее существенно
сохранить приверженность демократии
и нормальному взаимодействию рыночных
и демократических институтов и в основу
экономического развития страны положить
конкурентоспособность и широкий поток
инноваций.
Данный прогноз позволяет предположить,
как наша экономика будет выглядеть относительно
экономик других стран. Так, в США долгосрочные,
или «исторические», среднегодовые показатели
темпов роста ВВП равняются примерно 2,7
%. Однако в 1990-е экономика Соединенных
Штатов демонстрировала более высокие
темпы, составлявшие порядка 4 % в среднем
в год (вторая половина этого десятилетия),
хотя в 2001–2003 годах эти темпы заметно
снизились. Можно предположить, что на
перспективу до 2015-го среднегодовой прирост
ВВП США будет равен не менее 2,8 %. Поскольку
темпы роста американской промышленности
обычно составляют чуть более 70 % темпов
роста ВВП, для промышленности США можно
принять на перспективу среднегодовой
прирост в размере 2 %.
В Германии долгосрочный ретроспективный
среднегодовой прирост ВВП был не ниже,
а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако
начиная с 1970-х годов она стала отставать
от США по темпам развития своей экономики.
Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно
в самые последние годы, когда германская
экономика под влиянием ряда внутренних
факторов оказалась чуть ли не самой больной
среди стран – членов ЕС. На перспективу
до 2015 года можно принять для Германии
среднегодовой темп роста ВВП в размере
до 2,6 %, промышленного производства –
1,8 %.
Во Франции долгосрочный «исторический»
темп роста ВВП был ниже, чем в Германии
и Соединенных Штатах. В последние годы,
однако, Франции удалось несколько приблизиться
к США по динамике этого показателя. Вместе
с тем на перспективу до 2015-го, как мне
представляется, вряд ли целесообразно
исходить для этой страны из среднегодовых
темпов роста ВВП и промышленности, превышающих
соответственно 2,5 и 1,2 %.
Весьма необычные и интересные вещи происходят
с показателями экономического роста
Великобритании. В течение многих десятилетий
ее экономика развивалась заметно медленнее
экономик других ведущих капиталистических
стран. В Европе даже появился термин «английская
болезнь». Однако после либеральных реформ
Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила
свой экономический рост, и в 1980-е годы
среднегодовой прирост ВВП Великобритании
(2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и
США. В последние годы темпы роста экономики
Великобритании замедлились и были ниже,
нежели в Соединенных Штатах, но выше,
чем в Германии, Италии, Франции и Японии.
В западной прессе стали всерьез рассматривать
перспективы того, что Великобритания
обгонит Францию по объему ВВП. Но на период
до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых
темпов роста ВВП Великобритании в 2,4 %,
ее промышленного производства в 1,1 %, т.
е. не более высоких, чем во Франции.
Прогноз по главным странам Западной Европы
позволяет сделать ориентировочные оценки
возможных темпов роста ВВП и промышленности
по всему Западно-Европейскому региону.
Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы
до 2015 года составит порядка 2,5 %, промышленного
производства – 1,7 %.
При этом, похоже, западноевропейская
экономика будет расти до 2015-го несколько
медленнее, чем американская. Экономические
позиции Западной Европы после долгого
периода их относительного усиления в
последние два-три десятилетия стали ослабевать
по сравнению с позициями США. Сегодня
нет оснований полагать, что за ближайшее
десятилетие эта тенденция изменится.
В Соединенных Штатах более низкая норма
налогообложения, ниже, чем в Западной
Европе, норма накопления и норма безработицы,
более высокая конкурентоспособность.
США имеют более сильные позиции в области
выпуска высокотехнологичной продукции,
инновационной активности и инфраструктуры
научно-технического прогресса, что будет
в значительной мере определять экономический
рост и лицо экономики любой развитой
страны в начале ХХI века. Традиционно
Соединенные Штаты превосходят Западную
Европу по широте и риску предпринимательской
активности.
Ориентировочное
сопоставление ВВП и объемов
промышленного производства во всех
сравниваемых странах показывает, что
к 2015 году Россия не достигнет тех
соотношений по ВВП с США, которые она
имела в 1913 году, но заметно приблизится
к Германии и превзойдет Великобританию
и Францию. Отставание от США будет значительным
и сохранится надолго.
Доля России в мировом ВВП в 2000 году была
равна всего 2,1 %, (в 1913 году в современных
границах – 6,2 %), соотношение ВВП России
к ВВП всего Западно-Европейского региона
составляло в 2003-м году 12,5 % (в 1913 году –
18 %). В 2015 году доля России в мировом ВВП
будет равна почти 3 %, а соотношение ВВП
России и всей Западной Европы составит
порядка 17 %. Доля России в мировом ВВП
в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше,
чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны
и в мировом промышленном производстве.
По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных
границах в мировом промышленном производстве
в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в
2015 году она вряд ли намного превысит 5
%, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда
еще за несколько последних столетий Россия
не имела таких низких показателей по
сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП
ведущих стран Европы.
Таким образом, за более чем вековой период
не повысится доля нашей страны в мировой
экономике, ее важнейшие макроэкономические
показатели не вырастут относительно
уровня США. Тем не менее экономически
Россия в перспективе неизбежно будет
сильным государством, займет по размерам
ВВП первое место в Европе и пятое-шестое
место в мире.
2. Проблемы и перспективы экономического развития России
Развитие нового технологического уклада в России сдерживается как незначительным масштабом и неотработанностью соответствующих технологий, так и неготовностью социально-экономической среды к их широкому применению. Тем не менее основные технологические траектории его роста уже сформировались. Вдоль них нарастает концентрация ресурсов, определяющих конкурентные преимущества различных стран на 20-30-летнюю перспективу нового длинноволнового подъема. Именно сейчас, в самом начале конкуренции альтернативных технологий, есть шанс захватить лидерство на перспективных направлениях применения нанотехнологий и тем самым «оседлать» соответствующие восходящие потоки новой длинной волны экономического роста.
Возможности опережающего развития российской экономики. На наш взгляд, только опережающее, до крупномасштабной структурной перестройки мировой экономики, освоение Россией нанотехнологий и других производств ядра нового технологического уклада позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.
Значительные потери нашей страной научно-технического потенциала на фоне его быстрого наращивания лидерами мировой научной сферы (США и ЕС) порождают сомнения в возможности сконцентрировать усилия и вырваться вперед на каком-то «прорывном» направлении. Исходя из этого, некоторые ученые предлагают использовать стратегию опережающей коммерциализации фундаментальных открытий. Среди предпосылок, имеющихся в России для ее реализации, следует отметить: наличие научных кадров, способных перейти в коммерческий сектор для эксплуатации фундаментальных открытий, устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработки инженерно-сложных изделий и доведения их до необходимого уровня качества; участие российских ученых в международном научно-техническом сотрудничестве, повышающее доступность для них результатов передовых исследований; появление компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевании монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг.
Существенно повлиять на реализацию имеющихся предпосылок способна активная научно-техническая и структурная политика государства. Оно может поддерживать собственную фундаментальную науку, пусть даже по более узкому фронту исследований, чем располагающие большими ресурсами страны-лидеры. Базовая наука необходима для восприятия чужих открытий, накапливания собственных заделов в соответствующих областях знаний, создания кадрового потенциала для прикладных НИОКР.
Привлекательным качеством стратегии опережающей коммерциализации научных открытий является гибкое отношение к иностранным конкурентам. Собственные результаты в сфере НИОКР открывают перспективу реальной технологической кооперации с зарубежными компаниями, вплоть до совместной коммерциализации принадлежащих разным сторонам, но взаимодополняющих открытий.
В соответствии с общими закономерностями долгосрочного экономического роста оптимальная стратегия развития и распространения нового технологического уклада в российской экономике должна сочетать стратегию: лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство; догоняющего развития в направлениях со значительным отставанием; опережающей коммерциализации в остальных направлениях.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России предусмотрено создание междисциплинарных «центров превосходства» по прорывным направлениям технологического развития путем создания пяти-семи национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и поддержки формирования десяти-пятнадцати исследовательских университетов. Однако сами прорывные направления не конкретизируются. Расплывчатость ориентиров прорыва ставит под сомнение его успех.
Необходимо, чтобы при формировании приоритетов в научных разработках речь шла не просто о перечислении примерных видов деятельности в различных областях развития, но о выделении тесно взаимосвязанных направлений поисковых исследований. В качестве приоритетных должны выделяться проблемные технологии, самостоятельная разработка которых оправдана невозможностью или нецелесообразностью их заимствования.
Поскольку нанотехнологий — ключевой фактор зарождающегося шестого технологического уклада, ведущие позиции в соответствующей этому укладу инновационной конкуренции будет занимать лидер в производстве приборостроительной базы для наноиндустрии. В России существует производство необходимого в сфере наноиндустрии уникального оборудования, включая сверхвысоковакуумные комплексы, зондовые нанолаборатории, сканирующие зондовые микроскопы. Эта продукция поставляется в 40 стран. Важно закрепление России на ведущих позициях с учетом перспективных требований к на-носистемной технике и действий конкурентов.
Особого внимания заслуживает приборостроение для нанометрологии. Освоение каждого нового технологического уровня в микро- и наноэлектронике требует соответствующих изменений в метрологическом обеспечении производства. Утеря собственного специально-технологического машиностроения вызывает необходимость приобретения всего комплекта технологического и контрольного оборудования за рубежом.
В условиях инновационного соперничества большую роль играют тесные связи между производителями оборудования для новейших технологий и его потребителями, своего рода кластеризация подотраслей. Такое сотрудничество благоприятствует доведению оборудования до высоких кондиций. Ускоряется обновление оборудования в соответствии с меняющимися запросами потребителей. Как показал опыт Японии, фактическое запараллеливание проектирования новой конечной продукции и необходимого для ее производства оборудования - мощный фактор усиления конкурентных позиций в условиях инновационного соперничества. В частности, производство нанопродукции, имеющей массовый спрос в гражданском секторе экономит, - средство удешевления поставок этой продукции и в оборонный сектор экономики. При этом важную роль в генерировании такого спроса должны сыграть заказы госкорпораций. «РЖД», «Газпром», «Роснефть», «Ростехнологии», региональные и муниципальные хозяйственные организации должны стать приобретателями передовой продукции нового технологического уклада. Определенные стимулы могут быть созданы и для массовых потребителей, включая запрет на приобретение устаревших, энергозатратных и экологоемких продуктов (пример - введенный в ряде развитых стран запрет на приобретение ламп накаливания).
Информация о работе Проблемы и перспективы экономического роста в России