Проблема вступления Узбекистана в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую.
Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Между тем, процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего, на существенно обновленной (в результате «уругвайского» раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ и Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), заменившую с 1 января 1995 года Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта «уругвайского» раунда, страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.
Цель данной курсовой работы рассмотреть вопрос присоединения Республики Казахстан к ВТО и выявить преимущества и недостатки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть создание и развитие ВТО.
2. Проанализировать перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.
3. Определить проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.

Содержание

Введение.
1. Всемирная торговая организация – основа системы
международной торговли.
1.1 Создание и развитие ВТО.
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО.
2. Перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.
2.1 Глобализация Республики Казахстан.
2.2 Процесс вступления Казахстана в ВТО.
3. Проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Проблемы вступления РК в ВТО.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Для Республики Казахстан не может считаться  справедливым, если обязательства по вступлению в ВТО будут основаны на сокращении уровня внутренней поддержки, оказываемого государством аграрному сектору. В 1990г. сельское хозяйство занимало 34% в ВВП, но за годы реформ уровень сельскохозяйственного производства сократился в 2,5 раза, и теперь его доля в ВВП составляет лишь 8,4%.

     Уровень правительственной поддержки сельскохозяйственных производителей в Казахстане значительно отличается от сложившегося в развитых странах. Так, отношение размера дотаций к размерам агропродукции составляет 80% в Швейцарии, средний уровень в странах Европейского Союза - около 45%. В Казахстане же его среднее значение по данным за 1995-1997 гг. было ниже 20%. Страны же ЕС и Япония продолжают защищать свои продовольственные рынки от американских товаров. Европейский Союз тратит половину госбюджета на субсидию сельскому хозяйству, в том числе 7 млрд. долл. на поощрение сельскохозяйственного экспорта. В этих условиях Казахстану также необходимо добиваться специальных мер защиты внутреннего производства сельского хозяйства. Но требования ВТО таковы, что если страна хочет применить подобные меры, нужны серьезные исследования, чтобы доказать, что производителю будет нанесен ущерб импортом.

     По  мнению противников ВТО - эта организация  поддерживает интересы транснациональных  корпораций и не проявляет заботы о простых людях. США активно  использует посредничество ВТО для защиты своих интересов. Из 24 случаев, когда Вашингтон обращался за помощью к ВТО, в 22 эта организация поддерживала американскую позицию. Соединенные Штаты получили поддержку ВТО и в вопросе генетически измененных продуктов. США также намерены добиваться установления общемировых стандартов в сфере трудовых отношений. Не трудно догадаться, что, например установление минимума зарплаты, резко подорвет конкурентоспособность слаборазвитых стран на мировых рынках. Не случайно против этого решительно выступает Китай.

     Одновременно  администрация США выступает  за активизацию ВТО в сфере  охраны окружающей среды, что также  будет играть ей на руку, так как в США установлены более высокие стандарты, чем в большинстве стран мира, которые не способны удовлетворить американские экологические требования.

     В число приоритетов США входит также всемирное соглашение о  транспарентности в государственных  закупках. Этот рынок ежегодно поглощает  свыше 3 трлн. долл. Под видом борьбы с коррупцией американская администрация стремится обеспечить доступ на этот рынок. Но экономические соперники Вашингтона не собираются сдаваться без боя. Особое раздражение у многих вызывают американское антидемпинговое законодательство и практика санкций под надуманными предлогами («защита дельфинов и черепах»).

     Другой  аргумент противников глобализации: она нивелирует культурное своеобразие  стран, превращая их всех в бледную  копию Запада. Во многом это справедливо, но здесь, прежде всего, следует спросить самих жителей стран, что для них важнее: повышение уровня жизни или возможность жить в живописных юртах и исполнять на голодный желудок народные танцы?

     Положительные стороны.

     Главный положительный фактор - открытие новых возможностей по доступу на мировые рынки. Разительный пример - город Бангалор в Индии, выросший на контрактах американских корпораций в один из крупнейших в мире центров разработки программного обеспечения.

     Не  секрет, что членство в ВТО существенно  повышает инвестиционную привлекательность страны, так как одним из основных принципов этой организации является принцип «транспарентности», то есть полной открытости страны, прозрачности законодательной базы. Естественно, что иностранцы, уверенные в защищенности своих инвестиций, более охотно будут вкладывать свои деньги в экономику данной страны.

     Острое  соперничество между региональными  блоками приводит к регулярным «банановым войнам». Но ВТО стала инструментом, благодаря которому торговые войны не приводят к настоящим военным конфликтам. Это особенно важно в сегодняшнее неспокойное для Казахстана и многих стран СНГ время.

     Без вступления в ВТО Казахстан неизбежно  будет подвергаться разного рода экономической дискриминации. Ведь правила игры на мировом рынке  устанавливаются без нас, а нередко - и против нас. Санкции, квоты, поправка Джексона-Веника и прочие меры, ущемляющие интересы Республики Казахстан, будут продолжаться, пока мы не станем полноправным участником международного разделения труда. Но сегодня Казахстан не готов полностью открыть свой рынок для более сильных конкурентов. Наша промышленность, сельское хозяйство, финансовый сектор нуждаются в протекционистской защите.

     Оппозиция свободной торговле базируется на двух противоположных идеях - и что характерно, неверны обе.

     Первая  заключается в том, что свободная  торговля понижает уровень жизни  в развитых странах, стимулируя утечку рабочих мест и создавая торговый дефицит.

     Вторая - в том, что свобода торговли расширяет  экономическую пропасть между богатыми и бедными странами.

     Для того чтобы и то, другое было правдой, богатые страны должны терять рабочие  места и одновременно становиться  еще богаче, тогда как развивающиеся  страны должны приобретать рабочие  места, развиваться быстрее и  одновременно становиться еще беднее.

     Существует  также мнение, что ущерба отечественной  промышленности нанесено, не будет, и  Казахстан только выиграет от вступления по следующим причинам: во-первых, из-за того, что казахстанская промышленность сегодня насыщена большим количеством  импортных комплектующих и потому несет потери от пошлин на ввозимую продукцию; во-вторых, соотношение низкой цены и плохого качества, которое демонстрирует отечественная промышленность, не может предложить ни одна иностранная фирма, ибо дорожит своей репутацией. При этом низкий курс тенге, десятикратно лучшая защита, чем любые импортные пошлины.

     Для Казахстана большое значение имеет  условие ведения торговли между  участниками ВТО на недискриминационной  основе, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля. Вступление в ВТО обеспечит нам режим наибольшего благоприятствования с 144 странами-участницами и даст ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства. Присоединение к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень.

     Что же касается негативных сторон, то можно  предположить, что краткосрочные  потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут  с лихвой компенсированы долгосрочными доходами от вхождения в мировой рынок. ВТО дает нам только правила торговли и благоприятную среду, то есть даются возможности, а как отдельная страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство будет вести грамотную политику, и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение экспорта.

     Казахстан обладает всем необходимым для того, чтобы стать в XXI веке в числе  лидеров мирового развития. Гигантские природные ресурсы, научный потенциал, квалифицированная рабочая сила - все это может сделать нас вполне конкурентоспособными в глобальной экономике.

     Хотелось  бы закончить мысль словами Генерального Секретаря ООН, который сказал, что  «в сегодняшнем неспокойном мире больше всего проигрывает тот, кто остался незащищенным от глобализации. Это те, кто остался за бортом». 

     2.2 Процесс вступления Казахстана в ВТО. 

     В январе 1996 года РК подала официальную  заявку в секретариат ВТО, с тех  пор состоялись 4 заседания рабочей  группы и 4 раунда двусторонних встреч. В стране проведена значительная работа по преобразованию законодательной базы в соответствии с правилами ВТО, снижены тарифы на импорт промышленных и сельскохозяйственных товаров.

     В прошлом году работа значительно  активизировалась. В настоящее время переговоры ведутся с 15 странами, с каждой из них непосредственно оговариваются условия вступления. Вполне возможно, что Казахстан станет членом ВТО уже в ближайшие год-два. Однако есть ли смысл форсировать события? Не повторим ли мы горький опыт Киргизии?

     В июне 1996 года Межведомственная комиссия (МВК) подготовила и направила  в секретариат ВТО меморандум о внешнеторговом режиме Казахстана и другие обязательные документы.

     В течение прошлого года в Женеве состоялось два заседания рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. На них особое внимание обращалось на вопросы, касающиеся таможенных пошлин, косвенного налогообложения экспортно-импортных операций, закона о таможенном деле, регулирования естественных монополий, процессов приватизации в республике, планов правительства по изменению действующих и принятию новых законов в парламенте.

     Особое  место в вопросе вступления Казахстана в ВТО занимает согласование подходов стран-участниц Таможенного союза. На сегодняшний день все государства, входящие в союз, уже приступили к этой работе, однако нельзя не отметить тот факт, что они находятся на разных этапах вступления в ВТО.

     На  заседании правительства РК был  представлен план мероприятий по вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает следующее: разработку мер по защите внутреннего рынка, определение условий по доступу на рынок республики иностранных товаров и услуг, принятие новых законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для приведения его в соответствие с международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в ВТО.

     Кроме того, во время работы заседания  был утвержден новый состав Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию была возложена очень ответственная роль - определить стратегию и тактику переговоров, обсудить политические и экономические аспекты вступления в ВТО, а также согласовать в рамках Таможенного союза темпы вступления в организацию.

     По  итогам же обсуждения на заседании, а  также с учетом замечаний и  предложений будут приняты соответствующие  постановления правительства РК.

     Конечно же, множество вопросов посвящено  тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и экспорту товаров.

     Другие  вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими странами СНГ, выполнения Казахстаном положений Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

     На  первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется  для ответов на эти вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что Секретариат Всемирной торговой организации готов оказать необходимую техническую и организационную помощь Казахстану. Об этом сообщил генеральный директор ВТО Майк Мур на встрече с министром экономики и торговли РК Мажитом Есенбаевым, которая состоялась в Женеве в рамках очередного раунда двухсторонних переговоров по условиям вступления республики в эту международную организацию.

     По  информации МИД РК, контрпартнерами  по переговорам выступили Европейский  союз и 12 стран-членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО: Япония, Канада, Австралия, Швейцария, Польша, Болгария, Пакистан, Латвия, Грузия, Бразилия, Куба и Мексика.

     «Переговоры были сосредоточены на предметном обсуждении условий доступа на казахстанские рынки товаров и услуг, мер поддержки отечественного сельского хозяйства», говорится в сообщении.

     При этом подчеркивается в информации МИД  РК, казахстанская делегация «закрепила ранее достигнутые договоренности» и «получила заверения в поддержке вхождения Казахстана в ВТО».

     Главным итогом работы казахстанской делегации  в Женеве, подчеркивается в сообщении, стала «открывшаяся перспектива перевода переговорного процесса на практические рельсы с последующим активным вовлечением в него всех основных партнеров по переговорам».

Информация о работе Проблема вступления Узбекистана в ВТО