Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1.Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
2.Выявить формы теневых операций.
3.Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
4.Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
Глава 1. Определение теневой экономики, причины возникновения, формы проявления, последствия. 5
1.1Определение теневой экономики. 5
1.2. Причины возникновения и формы проявления теневой экономики. 10
1.3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности. 12
1.3.1 Налоговая и бюджетная сферы. 12
1.3.2 Денежно-кредитная сфера. 13
1.3.3 Экономический рост и инвестиционный процесс. 14
1.4.Структура теневой экономики в России. 16
1.4.1.Приватизация. 20
1.4.2.Теневые процессы в социальной сфере. 21
1.4.3.Неучтенный наличный оборот. 23
Глава 2.Теневая экономика в современный период. 28
2.Особенности проявления теневой экономики в современной России. 28
2.1. Нарушения условий работы с денежной наличностью. 30
2.2. Челноки как российский феномен. 30
2.3. Реимпорт и реэкспорт в России. 31
2.4. Производство и реализация спиртных напитков. 32
2.5. Теневая экономика в Страховом деле. 33
Глава 3. Пути выхода из теневой экономики. 34
Заключение. 38
Список использованной литературы. 40
Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать. Произошло же все наоборот.
А сейчас теневая экономика присутствует почти повсюду – ее основа – это недекларирование части деятельности. Невозможно сказать, сколько работников сейчас занято теневой экономикой, потому что работник “серого” предприятия не знает, какая часть его труда декларируется предприятием, а какая нет. Если образ теневой экономики СССР – независимый черный рынок, то образ нынешней теневой экономики – ларек, в котором в каждый момент присутствуют необходимые накладные, но никто не знает, сколько раз эти накладные подменяются и переписываются.
По данным МВД РФ в
1990-91гг. в теневой экономике
Заметно меньшую и, возможно, более реалистичную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла приблизительно 9-10%, в 1995 - 20%, в 1996 - 23%. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованной преступностью. По мнению авторов доклада "Теневая экономика в России", в этой области занято около 30 млн. человек.
По данным Московского института социоэкономических проблем, если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 гг. - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года - уже 46%.[ По материалам интернет-источника http://corruption.ru]
Хотя приведенные данные заведомо неточны, ясно, что масштабы теневой экономики в России сейчас весьма велики, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.
До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых "челноков".
На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.
Состояние отечественного рынка крепких
спиртных напитков характеризуется
сокращением объемов
По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.
Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.
Массовый контроль за поступлением
и реализацией крупных партий
алкогольной продукции, создание специальных
постов и другие подобные меры носят
в большей степени
В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
В то же время на рынке
получило обращение большое количество
поддельных марок, что сводит на нет
усилия по контролю за количеством
выпускаемой алкогольной
Правонарушения затронули и такую сравнительно новую для России сферу деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.
Особое место в перечне
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры". Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.
Формируя концептуальную
основу линии в отношении теневой
экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых,
возврат к монополии государственной
собственности и административно-
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В целях создания и
поддержания благоприятной
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.
Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).
А главное, конечно же,
создать благоприятное