Проблема миграции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Проблемы миграционной политики России - одна из важных тем на сего-дняшний день. Тема данной работы интересна потому, что в современном гло-бальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь ис-ключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают определенную угрозу или напряженность в сфере безопасности страны.

Содержание

Введение 3
Проблема миграции и ее современное состояние 4
Основы государственной политики в области миграции 8
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Миграция  была постоянным и важным свойством  человеческой истории. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ и обогатила множество культур и цивилизаций. В современном мире международная миграция продолжает играть важную (хотя часто и непризнанную) роль в национальных, региональных и мировых делах. Во многих развивающихся странах получаемые от мигрантов денежные переводы представляют собой более важный источник дохода, чем официальная помощь развитию или иностранные прямые инвестиции. Средства, которые получает население ряда стран СНГ от работающих в России и других странах мигрантов превосходят не только объемы внешней помощи, но и объемы ВВП этих стран. К таким странам, в частности, относятся Грузия, Армения, Таджикистан.

     В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей высокой квалификации, которой нет у местных жителей. В ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия работников-мигрантов и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли. В России ряд важнейших строек и сложнейших технологических объектов (заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки, реставрационные работы и т.п.) созданы и создаются инженерным и рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения). Профессорско-преподавательский состав и медицинский персонал ведущих образовательных и лечебных учреждений в значительной части составляют недавние мигранты из стран СНГ и Балтии. По разным оценкам, мигранты в России обеспечивают 5-8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.

     Человеческая мобильность стала неотъемлемой частью мировой экономики, и многие страны и компании уходят все дальше в поисках персонала, который им необходим для повышения конкурентоспособности. Не случайно некоторые из крупнейших скоплений мигрантов можно встретить в «мировых городах» – динамичных, новаторских и космополитичных крупнейших городах, которые способствуют укреплению связей между людьми, местами и культурами различных регионов мира. Одним из таких городов является Москва, впечатляющая модернизация которой состоялась благодаря вкладу мигрантов. Другие крупные и малые города России, от Санкт-Петербурга до Анадыря, интенсивно и к огромной пользе используют постоянную и временную миграцию. В последние годы наблюдается и будет усиливаться конкуренция государств за человеческие ресурсы, в том числе и среди стран бывшего СССР. Это уже проявилось в миграционном поведении населения и правительств таких в прошлом крупнейших для России стран-доноров, как Казахстан и Украина.

     Хотя  многие промышленно развитые государства не особенно стремятся это признавать, но их дальнейшее процветание будет сильно зависеть от международной миграции. Так, несмотря на проблемы адаптации и социально-политические риски, а также на Шенгенские ограничения, 25 стран Евросоюза продолжают на 90% обеспечивать рост своего населения за счет мигрантов и их потомков. Во многих странах мира, где существует общество изобилия, наблюдается низкая и продолжающая снижаться рождаемость, в результате чего происходит все большее сокращение и старение их населения. В результате для них может оказаться затруднительным поддерживать экономическую производительность на нынешнем уровне, содержать свои системы пенсионного и социального обеспечения и находить попечителей для удовлетворения потребностей стареющего населения. В России, в частности, без мигрантов-рабочих невозможно будет решить даже такую приоритетную задачу, как повышение рождаемости среди основного населения, ибо кому-то нужно строить новые детские сады и будет необходимо использовать домашнюю помощь мигрантов, чтобы сохранять женскую занятость и обеспечивать воспитывать детей.

     Приоритетные  направления миграционной политики заключаются в следующем:

     - обеспечение свободы передвижения;

     - создание благоприятных условий  для репатриации и миграции  из стран СНГ и Балтики;

     - помощь беженцам и вынужденным  переселенцам;

     - защита прав русскоязычного населения  в странах СНГ и Балтии;

     - регулирование иммиграции и трудовой  миграции из стран дальнего  зарубежья.

     1. Свобода передвижения является  одним из главных атрибутов рыночной экономики и демократического общества. Реализация этой конституционной нормы предполагает систему взаимоувязанных мероприятий, среди которых важнейшими являются следующие:

     Действительное  решение проблемы прописки - перехода от разрешительной на заявительную регистрацию. Эта работа требует совместных усилий заинтересованных ведомств и должна проводиться в рамках специальной правительственной Комиссии. Реализация этого перехода требует: - разработки и внедрения альтернативной системы учета населения (путем регистра или других мер) , разработки механизма действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной (в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье).

     2. Создание ограниченных возможностей  финансовой помощи репатриантам протекционистская политика государства может заключаться в устранении препятствий для их самостоятельного обустройства. Для этого могут быть предложены следующие меры:

     - снятие ограничений на регистрацию мигрантов в крупных городах. Именно в таких городах существуют наиболее благоприятные возможности для заработков (хотя бы уличной торговлей), а значит, самообеспечения мигрантов.

     -смягчение  требований обязательной увязки  обеспечения социальных гарантий с принятием российского гражданства. Такие требования ставят мигрантов в очень жесткие условия, так как вынуждают отказываться от гражданства страны исхода, тем благоприятных условий для репатриации и регулирования миграции из стран СНГ

     - в перспективе бывшим гражданам  СССР необходимо обеспечить свободное передвижение в пределах СНГ. При этом в России регистрация по месту жительства должна осуществляться независимо от наличия гражданства России. Обеспечение свободы передвижения граждан явилось бы серьезным вкладом в интеграцию СНГ.

     3. Помощь беженцам и вынужденным  переселенцам.

     Россия, единственная из стран СНГ, где создана  государственная система помощи этим категориям мигрантов, которая  регулируется законами "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Однако оказать помощь накопленному количеству статусных мигрантов государство не в состоянии.

     Целесообразно ограничить предоставление статуса  вынужденного переселенца, сузив контингент возможных претендентов:

     - лицами, эвакуированными в чрезвычайных обстоятельствах или бежавшими от таковых;

     -социально  не защищенными группами населения.  Одновременно необходимо расширить оказываемую помощь лицам, получившим статус, и обеспечить ее гарантии.

     Остальные мигранты должны в основном рассчитывать на собственные силы, и в этом им должно помочь снятие указанных выше ограничений.

     В дальнейшем не должно поощряться создание изолированных переселенческих поселений. Компактное расселение переселенцев может осуществляться в малых городах, освободившихся гарнизонных городках. Создание поселений на пустом месте резко повышает удельные расходы на обустройство переселенцев и требует создания новых рабочих мест. Вместе с тем, уже существующим переселенческим поселениям помощь должна быть продолжена.

     4. Регулирование иммиграции из дальнего зарубежья

     Основная  часть иммиграции из дальнего зарубежья  носит незаконный характер. Это в значительной степени обусловлено не разработанностью законодательства, определяющего положение в России иностранцев, лиц, ищущих убежища, и апатридов. Легализация этих лиц на законных основаниях возможна лишь путем предоставления статуса беженца, который распространяется на очень ограниченный круг иммигрантов, что оправдано тяжелым экономическим положением России.

     Необходимо  разработать альтернативные способы предоставления вида на жительство различным категориям иммигрантов. Это является главным условием их подконтрольности и уменьшения криминогенности в их среде.

     Особого внимания требует регулирование  китайской иммиграции в связи  с тем, что в перспективе китайцы будут составлять существенную компоненту на рынке труда России. Поэтому очень важно наработать опыт сотрудничества с ними. Именно это, а не миграционный контроль, является главным направлением политики в отношении иммиграции китайцев.

 

      Заключение

     Россия  большая малонаселенная страна, вне  территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует  радушно принимать всех, кто считает  Россию родиной и для этого  разрабатывать серьезные программы  их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила. Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня коренная реконструкция государственной политики в этой области. Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:

     - обеспечения крыши над головой для всех беженцев;

     - создания рабочих мест для  вынужденных переселенцев в соответствии  с их квалификацией и потребностями  России;

     - оптимальному использованию трудовых  мигрантов из стран СНГ исходя  из интересов обеспечения экономики  страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;

     - прекращению нелегальной миграции.

     Только  после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов 

      

 

      Список литературы

  1. Зайончковская Ж.А., Витковская Г.С. В кн.: Россия и ее регионы в XX веке: территория – расселение – миграции /Под ред. О. Глезер и П. Поляна: ОГИ, 2005. C. 552—572
  2. Зинченко Н. Н. Миграция населения. Теория и практика правового регулирования. Издательство: Внешторгиздат, 2008. – 264 с.
  3. Лагутенко Б.Т. Справочник по экономической географии России. М.: Юристъ, 2007.
  4. Население России 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. редактор А. Г. Вишневский. М.: 2006. С. 265, 266.
  5. Метелев С. Е. Миграция и развитие российской экономики. Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2007. – 272 с.
  6. Молодикова, И.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения / И.Н. Молодикова, Н.Н. Ноздрина // Проблемы прогнозирования 2003, №6.
  7. Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность: - М.: ФМС, 1998. - 31 с.
  8. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 1999. - № 1. - С.88- 93.
  9. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. - 8-е издание. - М.: Московский лицей, 2007. - 496с.
  10. Скопин А.Ю. Экономическая география России. Учебник. - М.:, 2006. - 272с.: ил.
  11. К. Ф. Шиянская Экономическая география и мировая транспортная система. Методические указания. СПб: СПГУВК.2004

Информация о работе Проблема миграции в России