Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:13, курсовая работа
Цены на продукцию устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Как уже известно, из курса экономической теории, спрос и предложение определяют различные факторы. Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет производиться на рынке, с другой.
Введение 3
Глава 1. Издержки производства в теории трудовой стоимости.
§ 1.1. Индивидуальные и общественные издержки. 5
§ 1.2. Прибавочная стоимость и прибыль. 7
§ 1.3. Стоимость и цена производства. 12
Глава 2. Ценообразование на основе издержек и факторов производства.
§ 2.1. Издержки производства и их классификация.
Издержки использования и дополнительные издержки. 15
§ 2.2. Издержки производства и полезность.
Альтернативные издержки. 19
§ 2.3. Закон убывающей производительности (отдачи). 23
§ 2.4. Издержки, факторы производства и доходы. Принципы вменения. Производственная функция Ч. Кобба - П. Дугласа. 26
Глава 3. Сходства неоклассической теории и теории трудовой стоимости.
§ 3.1. Сходство равноценной цены и стоимости. 34
§ 3.2. Сходство общественной потребительной стоимости
и полезности. 35
§ 3.3. Сходство средней прибыли и средних издержек. 37
Заключение. 39
Список использованной литературы.
Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:
1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).
2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).
В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:
Q=f (K,L,M.T,N)
где Q- объем выпуска;
K- капитал (оборудование);
М- сырье, материалы;
Т – технология;
N – предпринимательские способности
Производственная функция Кобба-Дугласа в теории производства в экономике — зависимость объема производства Q от создающих его затрат труда L и капитала K.
Впервые была предложена Кнутом Уикселлом. В 1928 году функция проверена на статистических данных Чарльзом Коббом и Полом Дугласом в работе «Теория производства». В этой статье была предпринята попытка эмпирическим путем определить влияние затрачиваемого капитала и труда на объем выпускаемой продукции в обрабатывающей промышленности США.
Общий вид функции:
Где А — технологический коэффициент, α — коэффициент эластичности по труду, а β — коэффициент эластичности по капиталу.
Если сумма показателей степени (α + β) равна единице, то функция Кобба-Дугласа является линейно однородной, то есть она демонстрирует постоянную отдачу при изменении масштабов производства.
Если сумма показателей степени больше единицы, функция отражает возрастающую отдачу, а если она меньше единицы, - убывающую. Изокванта, соответствующая функции Кобба-Дугласа, будет выпуклой и "гладкой"
Впервые производственная функция была рассчитана в 1920-е годы для обрабатывающей промышленности США, в виде равенства
Ни Кобб, ни Дуглас не предоставили теоретических обоснований постоянства коэффициента λ в разных секторах экономики.
Например, рассмотрим функцию для двух секторов экономики с одинаковыми технологическими коэффициентами :
Как видно в сумме мы не получим :
Равенство возможно лишь если :
ие способности.
На основе анализа коэффициентов эластичности в производственной функции Кобба - Дугласа можно выделить:
1) пропорционально возрастающую производственную функцию, когда
α+ β=1 ( ).
2) непропорционально – возрастающую
);
3) убывающую
.
Рассмотрим короткий период деятельности фирмы, в котором из двух факторов переменным является труд. В такой ситуации фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. График производственной функции Кобба – Дугласа с одной переменной изображен на графике № 1 (гл. 2 § 2.3.)
Глава 3 Сходства неоклассической теории и теории трудовой стоимостию.
§ 3.1. Сходство равноценной цены и стоимости.
Равнове́сная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.
Ценность- это денежная оценка потребителем полезности. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).
Ценность имеет синоним - стоимость, Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории стоимости т означал приверженность к немарксистской теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.
Исходя из вышесказанного можно найти нечто общее между двумя этими понятиями.
Равновесная цена как стоимость очень удобна именно для потребителя, в случае с равновесной ценой это, например, отсутствие дефицита (что конечно же хорошо), а в случае со стоимостью это оценка самим потребителем полезности.
§ 3.2. Сходство общественной потребительной стоимости и полезности.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее. Оценка полезности зависит от объективных и субъективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.
Если полезность измерять в абсолютных величинах, например в баллах, то она будет называться кардиналистской. Однако из-за сложностей измерения кардиналистской полезности обычно используют ординалистскую полезность, измеряемую по порядковой шкале.
Сходство двух этих терминов заключается в том, что они оба несут пользу в общество. Потребительная стоимость привносит все в совокупности, полезность какое-либо благо в отдельности, но тем не менее функция одна.
Также оба этих понятия нельзя конкретно оценить, потому что нет фиксированной единицы оценки, так как у каждого индивидуума свои критерии потребительной стоимости и полезности.
§ 3.3 Сходство средней прибыли и средних издержек.
Прибыль - превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.
Средняя прибыль - это есть равная прибыль на равновеликий капитал
Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара:
Средние постоянные издержки AFC рассчитываются путем деления постоянных издержек фирмы на количество производимой продукции;
Средние переменные издержки AVC - это переменные издержки в расчете на единицу продукции;
Средние валовые издержки, или полная себестоимость единицы изделия ATC, представляют собой сумму средних переменных и средних постоянных издержек или частное от деления валовых издержек на объем выпуска.
Объем, тыс. шт. | Издержки фирмы, тыс. руб. | Средние издержки, руб. | ||||
постоянные | переменные | валовые | постоянные | переменные | валовые | |
1 | 60 | 45 | 105 | 60 | 45 | 105 |
2 | 60 | 85 | 145 | 30 | 42,5 | 72,5 |
3 | 60 | 120 | 180 | 20 | 40 | 60 |
4 | 60 | 150 | 210 | 15 | 37,5 | 52,5 |
5 | 60 | 185 | 245 | 1 | 37 | 49 |
6 | 60 | 225 | 285 | 10 | 37,5 | 47,5 |
7 | 60 | 270 | 330 | 8,7 | 38,5 | 47,2 |
8 | 60 | 325 | 385 | 7,5 | 40,6 | 48,1 |
9 | 60 | 390 | 450 | 6,7 | 43,3 | 50 |
10 | 60 | 465 | 525 | 6 | 46,5 | 52,5 |
Таблица №6: постоянные, переменные, валовые и средние издержки фирмы.
Мы видим, что средние валовые издержки уменьшаются с ростом объема производства. Это происходит потому, что по мере расширения постоянные издержки фирмы ложатся на все большее и большее количество изделий, что приводит к их удешевлению.
Средние переменные и средние валовые издержки при росте объема производства могут вести себя по-разному. В нашем примере средние переменные издержки одинаковы при объемах от 100 до 300 шт., при дальнейшем расширении (до 600 шт.) они растут. Средние валовые издержки снижаются при росте объема до 400 шт., а далее - возрастают.
Заключение
Центральное место в анализе хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия занимают проблемы издержек и дохода в той или иной форме. Вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции, называется издержками производства.
Последние в зависимости от их отношения к собственности предприятия и характера их учёта подразделяются на внешние или явные и внутренние или неявные издержки.
В данной работе автор рассмотрел структуру издержек, которую предложил
К. Маркс, а также были рассмотрена структура издержек с точки зрения современной экономической теории. Теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях – издержках производства и издержках обращения. Современная экономическая теория по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.
На учёт издержек производства существенное влияние оказывает фактор времени, т.е. тот период за который происходит оценка как осуществлённых затрат, так и полученных результатов. Поэтому, исходя из учёта фактора времени, издержки производства необходимо анализировать отдельно в краткосрочном и долгосрочном периодах. Применение этих понятий не должно ассоциироваться со строго определёнными промежутками времени. Применительно к каждой отдельной отрасли эти понятия варьируются в довольно широком диапазоне. Поэтому для разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов используется критерий неизменности или изменяемости условий производства. Если условия производства, технология остаются неизменными, а производственные мощности предприятия фиксированными, то речь идёт об анализе издержек производства в краткосрочном периоде. Долговременность характеризуется изменением условий функционирования предприятия и связана с реорганизацией, модернизацией, реконструкцией производства. В долгосрочном периоде в связи с рационализацией производства изменяются буквально все факторы производства в качественном и количественном выражении, а, следовательно, изменяются и все виды издержек как результат изменения стоимостной оценки каждого из используемых ресурсов. В результате все виды издержек изменяются и становятся переменными величинами. В краткосрочном периоде при стабильности основополагающих условий производства его издержки подразделяются на постоянные и переменные.