Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:32, реферат
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Причины возникновения государственного долга 6
1.3. Виды государственного долга 7
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан 10
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан 10
2.2. Правительственный долг Республики Казахстан 10
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан 11
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан 16
Глава 3. Управление государственным долгом 17
3.1. Погашение и обслуживание государственного долга 19
3.2. Иные методы управления государственным долгом 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
· Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.
· Назначается в качестве депозитария всех авуаров1 в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору.
· Осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР.
· Совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан.
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
3.
В соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг
Так, в бюджете г.Алматы на 2004 года утверждены средства:
· в сумме 55771 тыс. тенге на обслуживание долга местных исполнительных органов;
· на погашение долга местных исполнительных органов - 1445814 тыс. тенге.
А в бюджете г.Астана на 2003 год установлен лимит долга местного исполнительного органа на 2003 год в размере 6 331 812 тыс.тенге.
Вместе с тем, в Республике Казахстан постановлением Правительства № 88 от 23.01.2002 года утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг.
Глава 3. Управление государственным долгом
Управление государственным долгом – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита. Управление осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Управление государственным
1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала.
2. Определение Министерством Финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком Республики Казахстан.
3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и местных исполнительных органов.
5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.
3.1. Погашение и Обслуживание государственного долга
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.
Погашение долга – возврат заемщиком полученных ссуд займа в установленном договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным порядке других составляющих долговых обязательств.
Погашение и обслуживание
Погашение и обслуживание
Погашение и обслуживание
3.2. Иные методы управления государственным долгом
К методам управления государственным долгом также относятся:
· Рефинансирование;
· Конверсия;
· Консолидация;
· Унификация;
· Обмен облигаций по регрессивному соотношению;
· Отсрочка погашения займа;
· Отказ (аннулирование) от государственного долга.
Рассмотрим эти методы по подробней:
Рефинансирование – это погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.
Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением.
Унификация – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.
Отсрочка погашения займов – применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
Отказ
от уплаты государственного долга (аннулирование)
– происходит, как правило, при смене политического
режима в стране и непризнании нового
правительства выполнять прежние обязательства
по причинам их неправомерности. Отказ
также может быть следствием банкротства
государства.
Заключение
Наличие государственного
В Республики Казахстан эта
сфера государственных
Развитие национальной
Но вместе с тем, государству
никогда не следует забывать о
том, что привлечение иностранного капитала
и валютных ресурсов требует обоснованного
подхода в части высокоэффективного их
использования, должной отдачи заемных
средств. Увеличение значительно внешнего
долга может привести к долговременным
отрицательным экономическим последствиям,
связанным с изменением курса национальной
валюты, соотношения экспорта и импорта,
затруднениями в развитии отечественной
экономики.
Список используемой литературы:
1. Закон «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» № 464-I от 02.08.1999 года (с изменениями, внесенными Законами РК от 06.11.01г. № 252-II; от 02.07.03 г. № 443-II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II);
2. Закон «О бюджетной системе» № 357-1 от 01.04.1999 года (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. № 440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 04.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99 г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от 15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182- II; от 06.12.01 г. № 261- II; от 31.10.02 г. № 351- II; от 20.06.03 г. № 441- II; от 29.12.03 г. № 512- II);
3. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»
4. Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2002 года N 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год» (с изменениями, внесенными Законом РК от 12.06.03 г. N 438-II)
5. Закон Республики Казахстан 22 декабря 2000 г. N 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г. N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II)
6. Закон Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года N 473-1 «О республиканском бюджете на 2000 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г. N 95-II)
7. Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1 «О Республиканском бюджете на 1999 год (внесены изменения и дополнения Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1)
8. Закон Республики Казахстан от 06.12.2001 года № 264-II «О членстве Республики Казахстан в Международном Валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития»;