Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой и российский опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание приватизации.
Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация
Сущность и формы приватизации.
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России.
Предпосылки приватизации и разгосударствления.
Способы приватизации государственных предприятий в России.
Акционирование и ваучерная приватизация.
Глава 3. Особенности приватизации и разгосударствления.
Основные особенности преобразования собственности в переходной экономике России.
Особенности приватизации в зарубежных странах.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовя.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание приватизации.

    1. Понятие и  пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация
    2. Сущность и формы приватизации.

Глава 2. Этапы  приватизации и разгосударствления в России.

    1. Предпосылки приватизации и разгосударствления.
    2. Способы приватизации государственных предприятий в России.
    3. Акционирование и ваучерная приватизация.

Глава 3. Особенности приватизации и разгосударствления.

    1. Основные особенности преобразования собственности в переходной экономике России.
    2. Особенности приватизации в зарубежных странах.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Тема  моей курсовой работы «Приватизация  и разгосударствление собственности. Мировой  и российский опыт».

     Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время  очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд  грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в  других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить  опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

     В работе раскрыт ряд вопросов:

     1. Понятия приватизации и разгосударствления.

     2.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

     В первой главе я решила рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.

     Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.

     Также необходимо сказать, что в настоящее  время в экономической теории и практике современный процесс  разгосударствления адекватен приватизации.

     Хотя  следует  иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации.

     Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц.

     Во  второй главе говорится об этапах приватизации, а также ее предпосылках.

     Возможны  несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».

     Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

     Один  из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или  она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.

     В третьей главе изучается приватизация в странах Европы и России в переходном периоде.

 
 
 
 

Глава 1. Содержание приватизации 

    1. Понятие и  пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация.

     В развитии человеческой цивилизации, экономических  систем, становлении и развитии товарного  производства наряду с разделением  труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

     Истории человеческого общества известны самые  разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют  государственная и частная собственность.

     В современном мире нет ни одной  страны, где бы государство активно  не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы  собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна  производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что  государство занимает монопольное  положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

     Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных  связей горизонтальными.

    Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления сохраняет государственную  собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе  предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.

    Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными.

     Либерализация рынков означает разгосударствление без  изменения государственной собственности.

     Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

     Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий  с участием государства и субъектов  иных форм собственности, которое могло  бы сопровождаться льготным кредитованием  и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько  о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о  вкраплении в структуры государственной  собственности других форм собственности  отечественного происхождения.

     И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных  предприятий может переходить не только в частные руки, но и к  банкам, коллективам государственных  предприятий, кооперативам.

     Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

     Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный  бюджет. Иначе говоря, сокращается  часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые  и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

     Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации).

     В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. 

1.2 Сущность  и формы приватизации

     Известны  два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под  прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

     Самоуправленческая  модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах (например, система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).

     Самоуправленческая  модель базировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношения распространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государства как арендодателя.

   Подобная  модель хозяйственного обособления  предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудового коллектива, прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию в преумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходов каждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут.

     Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов' или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах — от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

     Главное содержание приватизации заключается  в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

     Зарождение  и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой и российский опыт