Принципы размещения производительных сил

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория", в ней рассмотрены общие принципы размещения производительных сил, теории сравнительных издержек Д.Рикардо, сравнительных преимуществ Хекшера-Олина и теории промышленных кластеров М. Портера.

Работа содержит 1 файл

семинар пэ.docx

— 27.10 Кб (Скачать)

1.Общие принципы размещения производительных сил. Современная экономическая наука не ограничивается констатацией изучаемых явлений и факторов, а исследует их в развитии, причинных связях и взаимодействии друг с другом, оценивает с точки зрения хозяйственной практики общества и раскрывает объективные закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Вступление России на путь рыночных отношений внесло коррективы в сложившиеся методологические основы науки — одни теоретические положения утратили свое значение, другие сохраняются и их роль усиливается, появились и новые подходы к размещению производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. Они предполагают: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов; научно обоснованную специализацию экономических районов на основе территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства экономических районов. Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил. Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя. К ней относят: принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции; принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов; рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов; кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения. Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера, расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%. Важнейший принцип размещения производительных сил, который никогда не снимался с повестки дня — сдвиг народного хозяйства на восток, обеспечивающий рационализацию хозяйственных пропорций между европейскими и восточными районами. В восточных районах России сосредоточено 90% топливных, 70% рудных, 80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако исключительно суровые климатические условия 75% территории страны ограничивают их заселение, где проживает лишь 21% жителей Российской Федерации, и эффективное освоение ресурсов. Поэтому на большей части территории восточных районов размещение населения и экономического потенциала носит очаговый характер. Высокая территориальная диспропорция в размещении населения и основного экономического потенциала на западе страны, а топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на востоке, сопряжена с крупными дополнительными транспортными расходами. При этом проблему сдвига на восток нельзя считать только экономической. Это комплекс социальных, политических, военно-стратегических и других проблем. Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям. Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны. Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

2.Теория сравнительных издержек Д.Рикардо применительно к территориальному размещению регионов. Другой представитель классической школы Д. Рикардо (1772-1823), развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть взаимовыгодной, даже если один из регионов не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Д.  Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А. Смита.  Он доказал,  что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда.  Главное —  не абсолютные,  а относительные (сравнительные)  преимущества.  Даже страны  (регионы),  имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря игре на разнице издержек. Принцип сравнительных преимуществ заключается в том, что регионы должны специализироваться на производстве тех товаров,  которые они могут выпускать с наиболее низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами. Сравнительные  (относительные)  издержки показывают,  от какого количества одного из производимых товаров необходимо отказаться при увеличении производства другого товара на единицу. Из анализа, проведенного Д. Рикардо, следуют два вывода: 1) выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны; 2)  производство и потребление всех товаров может быть увеличено,  если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами,  по которым они обладают сравнительными преимуществами.

 

3. Теория сравнительных преимуществ Хекшера-Олина применительно к территориальному размещению регионов. В теориях А. Смита и Д. Рикардо главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена,  являются трудовые издержки.  В 30-х годах XX  в.  шведские экономисты Э.  Хекшер и Б.  Олин развили теорию международного (межрегионального)  разделения труда,  введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства  (труда,  капитала, земли и др.).  Их основные теоретические положения сводятся к следующему:  1)  страны  (регионы)  должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных  (относительно недефицитных)  факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов;

2)  в международной  (межрегиональной)  торговле при  соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания факторных цен; 3) вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства.  Хекшер и Олин обосновывали целесообразность либерализации не только торговли,  но и международного  (межрегионального)  перемещения факторов производства.  Отметим,  что в приведенных постулатах и выводах отсутствует какая-либо международная специфика.  Эта теория находится полностью в рамках условий межрегиональных отношений, тем более что по сравнению с товарообменом перемещение труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препятствий,  чем между разными странами.  Из выводов Хекшера и Олина следует,  что отсталые или развивающиеся страны (регионы),  имеющие,  как правило,  сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы,  должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического),  должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции.  Страны (регионы),  обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения,  заинтересованы в расширении вывоза. сельскохозяйственной продукции.  Заметим,  что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами,  а перемещаться могут только продукты их использования.  Основные допущения и интерпретации теории Хекшера — Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности,  было установлено,  что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать во внимание не только прямые затраты производственных факторов,  но и косвенные,

сконцентрированные в потребляемых сырье и материалах.  Эту аналитическую задачу реализовал много позже В.  Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса.  Полученные им результаты вошли в историю как парадокс В. Леонтьева.

 

4. Теории промышленных кластеров М. Портера.  Она основывается на следующем выводе из теории ромба конкурентных преимуществ, условия для создания конкурентного преимущества регионов лучше тогда, когда фирмы, работающие в одной определенной отрасли, географически сконцентрированы. Кластер, по Портеру, «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Причем размеры кластеров могут варьироваться от одного города до целого ряда соответствующих стран. Портер предлагает, не искусственное создание кластеров сверху, а в реальной жизни обнаружение их и поддержание со стороны государственных структур и исследовательских институтов. Выявление кластеров надо осуществлять в три этапа. На первом этапе необходимо начать оценку кластера с рассмотрения крупной фирмы, а затем посредством анализа цепочки добавления стоимости, выявить все фирмы, поставляющие полупродукты, услуги, обеспечивающие сервис и т.п. В процессе исследования выявляются как горизонтальные, так и вертикальные цепочки, связывающие различные фирмы. На втором - надо выявить организации, оказывающие фирмам кластера информационные и образовательные услуги, финансовую и научную поддержку. На третьем – необходимо рассмотреть те правительственные организации, которые могут оказать влияние на развитие кластера. При этом Портер утверждает, что необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. Поэтому политика правительства, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеет в настоящее время высокие темпы развития, по его мнению, ошибочна.

Таким образом, Портер отдает приоритет  в повышении конкурентоспособности  или обеспечении экономического развития страны промышленному кластеру как новой форме пространственной организации производства. Действительно  географическая близость кластерных фирм обусловливает внутреннюю и внешнюю  экономию фирм за счет использования  общей научной и технологической  инфраструктуры, усиления конкуренции  между фирмами, возможности образования  временных альянсов для взаимного  повышения конкурентоспособности  компаний, отраслей и, следовательно, экономики  в целом. Также он подчеркнул, что макроэкономическая стабильность, под которой подразумеваются политические, социальные и правовые рамочные условия, создает только потенциал для высокой конкурентоспособности. Однако она не является достаточным условием. По Портеру, способность к созданию конкурентных преимуществ зависит от улучшения микроэкономического потенциала страны и усиления локальной конкуренции между фирмами. Портеру принадлежит также концепция четырех стадий развития наций (страны). Согласно в ней государства происходят четыре стадии развития конкурентоспособности: 1) конкуренция на основе факторов производства (страны с низким доходом на душу населения); 2) конкуренция на основе инвестиций (страны со средним доходом на душу населения); 3) конкуренция на основе инноваций (страны с высоким уровнем жизни); 4) конкуренция на основе богатства. Во время первых трех стадий страна испытывает экономический рост, повышает конкурентоспособность хозяйства и благосостояние населения, причем ее экономика переходит от формы развития на основе использования природных ресурсов к экономике, базирующейся на знаниях – экономике знаний. На четвертом этапе развитие замедляется и в стране начинается спад. Ключевыми моментами в развитии стран являются стадии перехода с одной ступени на другую. Необходимо отметить, что переход стран с первой на вторую ступень осуществляется легче, чем со второй ступени на третью. К странам, осуществившим переход на стадию конкуренцию на основе инноваций, можно отнести, в первую очередь, Финляндию и Ирландию. Также важным моментом в истории страны является идентификация начала перехода страны на четвертую ступень развития, которая заканчивается упадком. Высокая ценность данной концепции М.Портера, состоит в том, что с помощью ее можно определить стадии развития страны или внутреннего региона в соответствующие механизмы повышения их конкурентоспособности, т.е. можно использовать в разработке и реализации ее как национальной, так и региональной политики экономического роста

 

 


Информация о работе Принципы размещения производительных сил