Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:01, реферат
Целью данной работы является знакомство с экономической мыслью России 16 века, а именно: экономической и торговой политикой в учении Ермолая-Эразма и экономической политикой Ивана 4. Задачи моего реферата следующие: выделить сущность реформ Ермолая и Ивана Грозного, что принесли эти реформы России, что положительное, что отрицательное, какие цели преследовали, чьи интересы выражали, как их проводили в жизнь, какую роль играли в них их инициаторы Ермолай-Эразм и Иван IV. На данные вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.
Введение 3
Биография Ермолая-Эразма 4
Формирование и смысл учения Ермолая 5
Краткая биография Ивана IV 13
Реформы Ивана IV 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
“Финансы и денежное обращение”
РЕФЕРАТ
по дисциплине: “История экономических учений”
на тему:
“Принципы формирования экономической
и торговой политики в учении Ермолая-Эразма.
Экономическая политика Ивана IV.”
Выполнил студент
группы № 1076/1: Параскевич Р. И.
Преподаватель:
Зайченко И. М.
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
Биография Ермолая-Эразма
Формирование и смысл учения Ермолая 5
Краткая биография Ивана IV 13
Реформы Ивана IV
Заключение
Список используемой
литературы
21
Введение
В середине 16 в. вопросы социально-экономического и политического характера занимают все более значительное место в литературе. Перерастая рамки богословских произведений. По своим исходным положениям теоретического характера, а также по конкретным практическим выводам в отношении крестьянства интересны сочинения писателя середины 16 в. священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма.
В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю.
Целью данной работы
является знакомство с экономической
мыслью России 16 века, а именно: экономической
и торговой политикой в учении Ермолая-Эразма
и экономической политикой Ивана 4. Задачи
моего реферата следующие: выделить сущность
реформ Ермолая и Ивана Грозного, что принесли
эти реформы России, что положительное,
что отрицательное, какие цели преследовали,
чьи интересы выражали, как их проводили
в жизнь, какую роль играли в них их инициаторы
Ермолай-Эразм и Иван IV. На данные вопросы
я постараюсь ответить в своем реферате.
Биография Ермолая-Эразма
Ермолай-Эразм —
выдающийся русский писатель и публицист.
Литературное творчество его относится
к 40—60-м гг. XVI в. В 40-е гг. был священником
в Пскове, затем служил протопопом дворцового
собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х гг.
постригся в монахи под именем Эразма.
В своих произведениях называл себя «прегрешным».
В настоящее время известно значительное
число произведений, принадлежащих этому
писателю. «Книга о Троице» и «Зрячая пасхалия»
свидетельствуют о его образованности
и начитанности в церковно-богословской
литературе. Ему принадлежит ряд произведений
церковно-назидательного содержания,
в которых отразились и его социально-политические
воззрения.
Формирование и смысл учения Ермолая
Переезд Ермолая в Москву и получение им должности протопопа дворцового собора надо связывать с привлечением к нему внимания как к образованному писателю. В это время особенно интенсивно работал большой круг церковных писателей по созданию житий русских святых. Макарий привлек к этой работе и Эразма. По поручению митрополита им было написано три произведения. Ермолай в своем “Молении к царю” сообщает о том, что “благословением превеликого всея России архиерея Макария митрополита составих три вещи от древних драги”. Существуют разные мнения, о каких именно трех произведениях говорит здесь Эразм. Упоминание, что в них говорится об историческом прошлом (“от древних”), позволяет из числа произведений Эразма выбрать “Повесть о Петре и Февронии” и “Повесть о епископе Василии”. Тематика их действительно связана с историческим прошлым Руси. Кроме того, они удовлетворяют и второму признаку, названному Эразмом: появление рассказов с муромской тематикой обусловлено было писательской деятельностью в связи с собором 1547 г., на котором были канонизированы муромские святые, поэтому и можно думать, что написаны они были по поручению митрополита Макария. “Повесть о Петре и Февронии” была написана как жизнеописание муромских святых, а сюжет “Повести о епископе Василии” был использован в Житии муромского князя Константина и его сыновей. Вопрос о третьем произведении остается спорным.
Время работы над этими произведениями было для Эразма наиболее благоприятным и для его творчества и в его церковной карьере, но оно оказалось очень непродолжительным. Уже в упомянутом выше “Молении”, которое исследователи датируют концом 40-х - нач. 50-х гг, Ермолай-Эразм жалуется на притеснения и враждебное отношение к себе со стороны царских вельмож. Видимо, скоро и Макарий охладел к писательскому таланту Ермолая - его явно не удовлетворили произведения на муромскую тему. Текст “Повести о епископе Василии” был значительно переработан, прежде чем его использовали в составе Жития князя Константина, написанного другим автором, видимо, в 1554 г.
Хотя Ермолай и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, с другой - исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Эразм не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.
Возлагаемые Эразмом большие надежды на царя как на главную силу в установлении им социальной справедливости и в устройстве своей личной судьбы не оправдались. Преодолеть создавшуюся вокруг него неблагоприятную обстановку, видимо, не удалось, и примерно в нач. 60-х гг. Эразм постригся в монахи, о чем свидетельствует появившееся второе имя в списках некоторых его произведений (“Ермолай, во иноцех Эразм”). Его писательское имя было еще известно в 60-е гг., но позже о нем забывают и произведения его переписываются как анонимные.
Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Эразма Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до нас в двух сборниках, написанных самим автором.
Из его сочинений наибольший интерес представляет «Благохотящим царем правительница». Слово «правительница» означает руководство для правителей и царей. Это произведение публицистического характера, но отчасти и политико-экономического. Автор развивает план реформ, имеющих прежде всего значение для крестьянства, предлагает изменить податную систему, определить в законе повинности крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы и т. д.
Сочинение Ермолая Эразма проникнуто некоторыми общими, исходными положениями. К ним следует отнести, во-первых, прославление крестьянского труда и, во-вторых, антибоярский характер проектов. Наконец, его сочинение направлено против власти денег, проникнуто протестом против усилившихся в 16 в. товарно-денежных отношений. Исходные положения заимствованы из нравственно-аскетических церковных воззрений, но за ними нетрудно рассмотреть реальные социально-экономические явления того времени. Эта «этическая политическая экономия» у нас, как и в Западной Европе, выдвигала на первый план труд и притом труд земледельца, который обеспечивает хлебом все классы общества, осуждала деньги, так как источником их является не труд, а торговля, и т. п. Исходные позиции, схоластически отвлеченного и этического характера, вместе с тем служат Ермолаю Эразму для вы работки целой программы социально-экономических реформ, однако не нарушающей феодальный строй.
Ермолай Эразм называет крестьян «ратаями» и считает, что в основе государства лежит труд крестьян. «В начале же всего потребны суть ратаево; от них бо трудов есть хлеб, от сего же всех благих главизна». Это значит, что труд есть источник всех благ (Он говорит, что «вся земля от царя и до простых людей тех труды питаема» т. е. питается от трудов земледельцев. Ермолай указывает на резкое противоречие между важнейшим полезным значением крестьянского труда и тяжелым положением трудящихся в стране. Он говорит: «Ратаеви же безпрестани различимо работные ига подъемлют» обязаны платить денежный оброк, отбывать ямскую повинность. Крестьяне в «волнениях скорбных» пребывают. Он считает, что в основе этих тягостей лежит воз росшая роль «серебра», т. е. денег, крестьян мучат «сребра ради» Ермолай говорит, что не следует взимать с крестьян денежный оброк и нет необходимости давать боярам из казны денежное жалованье, так как они обеспечены землей и кормятся трудами крестьян.
Уважение и даже опоэтизирование крестьянского труда связано у Ермолая с целой программой реформ. Он хочет ограничить и поставить в определенные рамки феодальную эксплуатацию. Ермолай предлагает определить размер натурального оброка в пределах пятой части урожая, что должно полностью заменить денежный оброк и другие повинности крестьян в пользу землевладельцев. Ермолай устанавливает размер не обходимого крестьянского земельного надела, который он определяет в 12,5 «четверти1» в одном поле (кроме покосов и леса). При трехпольной системе это составляет 18,75 десятины на крестьянский двор. С крестьян должна быть снята «ямская» повинность, т. е. обслуживание ямских станций своим трудом и лошадьми, ее предлагалось возложить только на горожан, а не на крестьян. Интересно, что Ермолай не предусматривает совсем барщины, эту форму эксплуатации он, по-видимому, считает недопустимой. Эти меры направлены в защиту крестьянства.
Ермолай Эразм предлагает также ограничить размеры феодального землевладения, вельможи и служилые люди могут иметь земельные владения, не более чем в восемь раз превышающие имения других феодальных землевладельцев. Наибольший размер феодального имения он определяет в 1000 четвертей в «одном поле» а наименьший в 125 четвертей.
В этом проекте отчетливо проявилась антибоярская тенденция автора, его позиции более соответствуют интересам дворянства, как средних и мелких феодальных землевладельцев.
Военная служба дворянства должна быть так же точно определена - каждый служилый выезжает на службу с одним вооруженным слугой с каждых 20 полных крестьянских дворов (по 18,75 четверти).
Должно быть
проведено межевание земель, поскольку
повинности взимаются с земли, единицей
обложения он предлагал установить
«четверогранное поприще» (равное 833,
33 четверти). Ермолай рекомендовал отменить
обременительные для всего
Проекты Ермолая
Эразма акад. Б. Д. Греков назвал «грандиозной
программой перестройки всего общества
в целях «установления