Применение политики протекционизма в современном мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:24, доклад

Описание работы

Под протекционизмом (от лат.слова "protecto" - защита, покровительство) понимается государственная политика создания особенно благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей путем ограждения доступа на внутренний рынок иностранных поставщиков и оказания помощи отечественному производству.
Основными видами протекционизма являются:

Работа содержит 1 файл

protektsionizm.docx

— 25.51 Кб (Скачать)

Применение политики протекционизма в современном мировом хозяйстве

 

  1. Общие сведения о протекционизме.

 

Под протекционизмом (от лат.слова "protecto" - защита, покровительство) понимается государственная политика создания особенно благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей путем ограждения доступа на внутренний рынок иностранных поставщиков и оказания помощи отечественному производству.

Основными видами протекционизма являются:

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  2. Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  5. Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  6. Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права.
  7. Коррупционный протекционизм — когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

 

Политика протекционизма проводится главным образом двумя  путями:

а) через таможенный тариф;

б) нетарифные ограничения.

 

Оба пути широко практикуются во всем мире. Таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

Различают:

1) фискальные пошлины,  которые применяются в отношении  товаров, не производимых у  себя. Их основная цель - наполнить государственный бюджет налоговыми поступлениями;

2) протекционистские  пошлины, которые предназначены  для защиты местных производителей  от иностранной конкуренции.

 

Пошлины в тарифе устанавливаются  двумя методами:

а) в виде процентов  к цене товара (пошлина с цены), т.е. адвалорная пошлина;

б) в виде определенной суммы с веса, объема, штуки ввозимого  товара. Такая пошлина называется специфической.

Сегодня в мировой  практике применяются оба вида пошлин..

 

Нетарифные ограничения - это система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Их цель - сократить количество импорта в данную страну. К числу нетарифных ограничений относятся:

  1. импортные квоты - т.е. максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени
  2. добровольные экспортные ограничения - это относительно новая форма торговых барьеров. Возникает в случаях, когда иностранные фирмы дают согласие на свои экспортные ограничения в надежде избежать более жестких торговых барьеров.

 

 

 

Количественные ограничения  включают:

а) контингентирование, которое устанавливается через  двусторонние переговоры. Это государственное регулирование внешней торговли с помощью установления импортных и экспортных квот (контингентов)

б) лицензирование - специальное  право на ввод в страну определенного  количества товаров. Обычно лицензии получают наиболее крупные компании.

      2.  Место протекционизма в мире экономики: прошлое и настоящее

Политика свободной торговли и политика протекционизма почти  никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывала всю внешнюю торговлю). Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

На протяжении почти трех столетий - с конца XV - XVIII в.в. ведущей экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (то есть драгоценных металлах), меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле, как важнейшему источнику их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы. Для превышения поступления золота из-за границы над ее оттоком из страны, допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта и сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу отдельных товаров. Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим политику защиты, преимуществ за счет других стран.

Но активная протекционистская  политика отдельных стран неизбежно  вызвала аналогичную реакцию иностранных правительств, что вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешней экономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII века сначала в виде теории, а в XIX веке, как официальной экономической политики Англии принципа "свободной торговли". Основой фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Экономическое лидерство Англии в конце XVIII - середине XIX в.в. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время беспрепятственное развитие внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Напротив, политика защиты получила распространение в экономически менее развитых странах, таких, как Германия, США.

Экономическая теория и хозяйственная  практика XIX - середины XX в.в. развивалась в споре между сторонниками свободной торговли и защитниками протекционизма. При доминировании, в целом, фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и развитие теории протекционизма. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма стали мировой кризис 1929 - 1933 г.г., первая и вторая мировые войны.

Реакцией на мировой экономический  кризис 30-х годов, явилось стремление отдельных стран использовать изоляцию от мирового рынка для преодоления  отрицательного воздействия внешнеэкономических  связей на занятость населения, стабильность денежного обращения и другие элементы национальной экономики. Кроме  того, в обстановке военных действий возможность автономного развития национального хозяйства стала  рассматриваться в качестве важнейшего условия его неуязвимости в условиях экономической блокады (общеизвестно, что главной внешнеэкономической  политикой фашистской Германии была политика хозяйственной автаркии). В этой обстановке высокая степень  вовлечения страны в мирохозяйственные  связи стала рассматриваться  отдельными представителями науки  и практики, как фактор, усиливающий  кризис и в целом тормозящий национальное развитие.

История послевоенного периода  свидетельствует об окончательной  победе сторонников фритредерства, однако активная внешнеэкономическая  ориентация на мировой рынок вряд ли означает необходимость полного  отказа от регулирования внешней  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОССИЯ. СВОБОДА ТОРГОВЛИ ИЛИ ПРОТЕКЦИОНИЗМ?

Переход от центрального планирования к рыночной экономике был неизбежно  связан с ростом открытости экономики  России. Ликвидирована государственная  монополия внешней торговли, при  которой все внешнеторговые операции производились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному  правительством. Ликвидирована и  государственная валютная монополия, при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через  государство и планировались  им, как составная часть общеэкономического плана и госбюджета. Предприятия  получили право прямого выхода на внешний рынок и непосредственного  общения с зарубежными фирмами. Большинство предприятий приватизированы  и принимают свои решения самостоятельно. Практически осуществлена и конвертируемость (обратимость) рубля по внешнеторговым, а отчасти и по неторговым операциям. Разрешен частный экспорт золота и других драгоценных металлов. Разумеется, некоторые регулирующие и контролирующие функцию у государства сохранились, как и у всякого государства  в рыночной экономике. Это относится  к таможенным пошлинам, к системе  валютного контроля, к регулированию  деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду других аспектов внешнеэкономической  деятельности.

В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в  том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая  не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т.е. полностью закрытой). В значительной мере это определяется спонтанным развитием  экономики России и ее приспособлением  к реалиям конкуренции в рамках мировой системы. Но в определенной мере это является и результатом  сознательного регулирования, которое  каждое государство должно осуществлять в интересах прежде всего своей  экономики. Было бы странно, если бы государство  больше заботилось об интересах иностранных  фирм, чем об интересах отечественных.

Открытие российской экономики, поставившее фирмы страны перед  необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так  и на внутреннем рынках, не стало  импульсом обновления технологий, снижения издержек и цен и улучшения  качества продукции в масштабах  народного хозяйства, изменения  структуры хозяйства в пользу имеющих перспективы развития отраслей.

В настоящее время внешнеторговый оборот России состоит менее 10% от уровня США, 14% - от уровня Германии, 19% - от уровня Японии и 36% - от уровня Канады. В мировой  торговле страна опустилась с 10-го места (1990г.) на 18-е место (1998г.) пропустив  вперед ряд быстроразвивающихся  стран Азии

Резкое уменьшение поставок за рубеж техникоемкой продукции  при возрастании экспорта сырьевых товаров подталкивает российскую экономику  к утяжелению структуры, повышению  доли топливно-энергетического комплекса  и снижению доли обрабатывающих (финишных) отраслей машиностроения, химии и  нефтехимии, легкой и пищевой промыш ленности.

Сопоставление результатов  развития внешнеэкономических связей России с общемировыми тенденциями  показывает, что страна включается в мировое хозяйство в качестве аутсайдера, поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовой  продукции. Она слабо использует возможности международной экономической  интеграции и главное, своих экономических  ресурсов. Это не отвечает ни ее долгосрочным экономическим интересам, ни основной цели реформ, в качестве которой  выявлено формирование высокотехнологичного, эффективного конкурентоспособного народного  хозяйства, опирающегося на собственный  потенциал и использование преимущества международного разделения труда. Если страна постоянно теряет в конкурентной способности, возникает стремление поддержать через государство создание отраслей с высокой конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках. Все подобного рода требования создают необходимость в выработке особой структурной политики, которая равносильна селективному (выборочному) протекционизму.

В России дискуссии о необходимости  структурной политики идут с самого начала рыночных реформ. Признавая  на словах необходимость такой политики, правительство на практике стремится  ограничить связанные с этим бюджетные  расходы, в частности на помощь сельскому  хозяйству, угольной промышленности, северным районам. В ограниченном виде зачатки промышленной политики нашли отражение в принятой в 1996 году программе среднесрочного развития экономики, где предполагалось поддержание отраслей высоких технологий (т.е. бывшего военно-промышленного комплекса) за счет части доходов от топливно-энергетического комплекса, хотя на практике осуществление таких мер встретило сильное сопротивление.

Без протекционизма, без  поддержки государства многие российские отрасли не могут на данный момент составить конкуренцию иностранным  производителям. Хотя в мире просматривается  тенденция к либерализации, страны активно применяют как тарифные, так и все более использующиеся сейчас нетарифные методы протекционизма для достижения различных целей - защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и т.д. И  от протекционизма не собираются отказываться. России также не следует пренебрегать разумным протекционизмом.




Информация о работе Применение политики протекционизма в современном мировом хозяйстве