Прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:27, реферат

Описание работы

1. Прибыль как чистый доход предприятия
2. Функции прибыли
3. Виды прибыли
4. Распределение и использование прибыли предприятия
5. Факторы, влияющие на величину прибыли
6. Показатели рентабельности
7. Планирование прибыли

Работа содержит 1 файл

Прибыль предприятия.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат  резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

 Обеспечение роста  объема производства продукции  на основе технического его  обновления и повышения эффективности  производства.

 Улучшение условий  продажи продукции, в том числе  за счет совершенствования расчетно-платежных  отношений между предприятиями.

 Изменение структуры  производимой и продаваемой продукции  за счет увеличения доли более  рентабельной.

 Снижение валовых  расходов на производство и  обращение продукции.

 Установление  реальной зависимости уровня  цен от качества производимой  продукции, ее конкурентоспособности,  спроса и предложения аналогичной  продукции другими прозводителями.

 Увеличение прибыли  от прочей деятельности предприятия  (от продажи основных фондов, иного  имущества предприятия, валютных  ценностей, ценных бумаг и т.  д.).

6. Показатели рентабельности

 Показатели рентабельности  являются относительными характеристиками  финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они  измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются  в соответствии с интересами  участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от  прибыли относительные показатели  позволяют оценивать результативность  вложенных средств и используются  в экономических расчетах и  финансовом планировании. Виды показателей  рентабельности подразделяются  на четыре основные группы: рентабельность  предприятия, рентабельность продукции,  рентабельность производственных  фондов, рентабельность капитала (активов)  предприятия.  

Рентабельность предприятия  — это показатель, который является важной характеристикой факторной  среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового  состояния предприятия. 

Эта группа показателей  рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как  отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым  расходам. Расчет данной группы показателей  можно представить схематично (рис. 5.). 
 
 

Рис. 5. Расчет показателей  рентабельности предприятия. 
 
 

Рис. 6. Расчет показателей  рентабельности отдельных видов  продукции. 

Рентабельность продукции  можно рассчитать по всей проданной  продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи  продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 6. 

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение  прибыли к среднегодовой стоимости  основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как  по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 7. 
 
 

Рис. 7. Расчет показателей  рентабельности производственных фондов. 

Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется  на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера  и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. 
 
 

Рис. 8. Расчет показателей  рентабельности капитала (активов) предприятия. 

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием заемных финансовых средств  для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. 

Данные показатели имеют практическое применение, так  как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных  инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников  и учредителей — доходность акций  и т. д. 

Каждый из перечисленных  показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим зависимость, представленную на рис. 9. 
 
 

Рис. 9. Факторная  зависимость чистой прибыли от величины активов предприятия и объема продаж. 

Эта зависимость  раскрывает связь между рентабельностью  всех активов (или производственных активов), рентабельностью продаж и  фондоотдачей (показателем оборота  производственных фондов). Экономическая  связь заключается в том, что  вышеприведенная зависимость прямо  указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота  производственных активов. 

Рассмотрим еще  одну факторную модель рентабельности. 
 
 

Рис. 10. Факторная  зависимость чистой прибыли от величины акционерного, собственного капитала и объема продаж. 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного  капитала и соотношения собственного и заемного капиталов. Изучение подобных зависимостей важно для оценки финансового  состояния предприятия. 

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов. 

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и  рентабельность (доходность) продаж находятся  между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации  и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями  внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение  отдачи основных фондов и т. д.

7. Планирование прибыли

Планирование прибыли  — составная часть финансового  планирования и важный участок в  финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли  важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать  те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется  на год в рамках текущего финансового  плана. Сложившаяся в Украине  экономическая ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия  могут составлять более или менее  реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку в настоящее время  планирование прибыли «привязано»  к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку  внесения их в бюджет, то составление  квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между  заявленным ими размером авансовых  платежей налога и фактическими платежами  была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия  в финансировании своих потребностей.  

В настоящее время  в связи с постоянно меняющимися  условиями хозяйствования и с  тем, что прибыль определяется в  целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемлемым для планирования прибыли является аналитический метод. 

Суть данного метода состоит в том, что по известным  в предшествующем периоде фактической  себестоимости и доходе от продажи  продукции определяют базовую рентабельность. Например, фактическая себестоимость  составляет в базисном году 1300 тыс. грн., а доход от выпуска и продажи  продукции составляет 1800 тыс. грн., тогда  рентабельность равна 27% ((1800—1300) : 1800). 

С помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого периода на объем валового дохода планируемого периода. Например: базовая рентабельность составляет 27%, валовой доход предприятия  в планируемом периоде ожидается 2000 тыс. грн., тогда планируемая прибыль  составит 540 тыс. грн. (2000x0,27). 

При таком расчете  плановой прибыли будет учтено влияние  только первого фактора — объема валового дохода. Для учета других факторов далее расчет ведется в  определенной последовательности:

 рассчитывается  изменение (+, —) валовых расходов  в планируемом периоде за счет  изменения цен на сырье, материалы,  других факторов валовых расходов  предприятия планируемого периода  по сравнению с базисным периодом (например, +100 тыс. грн.);

 рассчитывается  изменение амортизационных отчислений  за счет движения основных  фондов и нематериальных активов  предприятия, применения ускоренной  амортизации (например, — 10 тыс.  грн.);

 определяется  влияние изменения ассортимента, качества, сортности выпускаемой  продукции, исходя из ее рентабельности (например, за счет увеличения  доли более рентабельной продукции  ожидается увеличение прибыли  планируемого периода на 20 тыс.  грн.);

 после обоснования  цены на продукцию планируемого  периода определяется влияние  изменения цен (например, за счет  падения цен ожидается снижение  прибыли на 10 тыс. грн.);

 влияние на  прибыль всех перечисленных факторов  определяется путем их суммирования. В нашем примере 640 тыс. грн. (540+100-10+20—10), т. е. прибыль планового  периода составит 640 тыс. грн.;

 если учесть  изменение прибыли в непроданных  остатках готовой продукции на  начало и конец планируемого  периода (например, —30 тыс. грн.), то окончательно величина планируемой  прибыли составит 610 тыс. грн. (640—30). 

Аналитический метод  планирования прибыли показывает влияние  различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени  не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Информация о работе Прибыль предприятия