Прибыль, ее сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Прибыль, ее сущность и виды……………………………………………………………….5

2. Функции прибыли…………………………………………………………………………....11

3. Факторы, влияющие на величину и изменение прибыли…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………...18

Список литературы……………………………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Как уже упоминалось, в общие издержки производства фирма зачисляет все  свои денежные расходы. Это так называемые явные издержки. Именно они отражаются в бухгалтерских документах как хозяйственные. Соответственно прибыль, которая составляет разницу между выручкой и общими затратами, определяется как хозяйственная, ее еще называют бухгалтерской, или балансовой.

          Итак, балансовая прибыль - это выручка от реализации без затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

          Кроме того, учитывая потребности  развития бизнеса, предприниматель  предполагает получить еще и  минимальную - нормальную прибыль.  Нормальная прибыль - это тот обязательный доход, который является своеобразным гарантом существования фирмы в избранном виде бизнеса.

          Нормальная прибыль состоит из  нормативной отдачи на капитал  и общепринятой в данном виде  бизнеса нормы предпринимательского  дохода. Нормальная прибыль является ценой выбора предпринимателем именно данного вида бизнеса. Эта цена должна быть оправдана эффективностью деятельности предпринимателя и быть не меньше так называемой упущенной прибыли, которую предприниматель может иметь в другой, более выгодной сфере деятельности.

          Предприниматель считает справедливым  то, что за вложенный капитал  и собственную предприимчивость  он получает хотя бы минимально  возможную, нормальную прибыль,  которая возместит ему расходы  на производство и потери от неиспользованных возможностей в других сферах деятельности. Величина нормы конкретной прибыли определяется самим предпринимателем на основе учета альтернативных возможностей вложения своего капитала и собственных предпринимательских усилий.

          Если, скажем, капитал в 500 тыс. грн, размещенный на банковском счете, дает прибыль 10 % в год (50 тыс. грн), то именно эти 10 % (50 тыс. грн) и будут нормальной стоимостью предпринимательства, меньше которой прибыль не может быть.

          Иначе предприниматель разместит свой капитал в другом виде бизнеса, который будет приносить ему не меньше 10 % прибыли. Кроме того, когда предприниматель управляет собственным бизнесом, он теряет возможность иметь зарплату за свои услуги в иной фирме или другом виде бизнеса.

          Следовательно, та минимальная плата, которая необходима, чтобы оплатить его предпринимательские способности и средства в конкретном деле, и будет нормой прибыли.

     Предположим, предприниматель знает, что если вместо вложения средств в предприятие  он внесет деньги в инвестиционный фонд, то будет получать 8 % годовых. При этом он уверен, что благодаря своей квалификации и способностям может выполнять работу или иметь дело, которое будет приносить еще 4 % годового дохода от вложенного им капитала.

          Поэтому с учетом возможных моральных и физических затрат от изменения вида деятельности прибыль в выбранном им бизнесе в размере 12 % от его капитала предприниматель будет считать нормальной.

          Хозяйственные издержки вместе  с нормальной прибылью составляют  экономические издержки предприятия. Разница между выручкой и экономическими издержками называется экономической прибылью.

          Именно экономическая прибыль  является стимулом для вхождения  новых предпринимателей в тот  или иной вид бизнеса или  выхода фирм из той сферы, где они неприбыльны. Если же прибыль большая, новые фирмы проникают на рынок и охватывают долю спроса. Чтобы успешно реализовать свою продукцию, предприятия вынуждены снижать цену или идти на дополнительные издержки для продвижения на рынке своих товаров или услуг.

          Прибыль вследствие этого снижается,  наплыв конкурентов уменьшается.[11] 

         Во всех странах  с  рыночной  экономикой  прибыль  облагается  налогом. Поэтому на практике  принято  выделять  налогооблагаемую  прибыль.  Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения,  отчислений на капиталовложения.

         В результате на предприятии,  как это принято называть  в   теории  и  на практике, остается так называемая чистая  прибыль.  По своей  величине  она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и  налога на  превышение  фактических  расходов  на  оплату труда по сравнению с нормируемой.

         Из чистой прибыли предприятие выплачивает  дивиденды  и   различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. 

     Неотъемлемым  признаком  рыночной  экономики  является  появление консолидированной  прибыли.  Консолидированная  прибыль   -   это   прибыль, сводная  по  бухгалтерской   отчетности   о    деятельности   и   финансовых результатах   материнских   и   дочерних   предприятий.    Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение  отчетности  двух  и более хозяйствующих субъектов,  находящихся в определенных  юридических и финансово-хозяйственных   взаимоотношениях.    Необходимость    консолидации определяется  экономической целесообразностью.   Предпринимателям   выгодно вместо одной крупной фирмы создавать  несколько  более  мелких  предприятий, юридически самостоятельных, но экономически  взаимосвязанных,  т.к.  в  этом случае может быть получена экономия на налоговых  платежах.  Кроме  того,  в

     связи  с  дроблением   и   ограничением   юридической   ответственности   по обязательствам  снижается  степень  риска  в  ведении  бизнеса,  достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

            Прибыль от реализации продукции  (товаров, работ. услуг)  представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС,  спецналога, акцизов, экспортных тарифов,  и затратами на  производство  и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

            Выручка от реализации продукции  определяется либо по мере  ее  оплаты либо по мере отгрузки  товаров  (продукции,  работ,  услуг)  и  предъявления покупателю расчетных документов. Метод  определения  выручки  от  реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из  условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного  обращения (торговля, общественное питание) вместо  категории  «выручка  от  реализации продукции» используется  категория  «товарооборот».  Сущность  товарооборота составляют экономические отношения, связанные  с  обменом  денежных  доходов на товары в порядке купли-продажи.  В  зарубежной  практике  вместо  термина «выручка» зачастую используют  термин  «валовой  доход».  Однако  это  очень широкая  трактовка  данного  термина.   Валовой   доход как   экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость,  или чистую  продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования  и учета в торговле  под

     валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в  общественном питании  -  сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

              Себестоимость  продукции   представляет  собой  стоимостную  оценку используемых в процессе  производства продукции  природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых  ресурсов,  а  также других затрат на ее производство и реализацию.[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Функции прибыли. 

          Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет следующие основные функции: 

     
  1. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим  хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
  2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
  3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
 

          Значение прибыли состоит в  том, что она отражает финансовый  результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

          Перечисленные факторы влияют  на прибыль не прямо, а через  объем проданной продукции и  себестоимость, поэтому для выявления  конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

          Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный  в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

          Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

     Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

          Экономическая нестабильность, монопольное  положение товаропроизводителей  искажают формирование прибыли  как чистого дохода, приводят  к стремлению получения доходов,  главным образом, в результате  повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

          Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. [2] 
 
 
 
 
 
 

     3. Факторы, влияющие на количество  прибыли. 

          Прибыль формируется под воздействием  большого количества взаимосвязанных  факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.

       Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

     Многообразие  факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Информация о работе Прибыль, ее сущность и виды