Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики. В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — командно-административная и традиционная.
Введение……………………………………………….........................................................с.3
ГЛАВА I. РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Сущность и характеристика рынка …………………………………………………..с.6
1.2. Функции рынка ………………………………………………………………..…..…с.10
1.3. Виды рынков и их структура…………………………………………………….….с. 13
1.4.Положительные и отрицательные черты рыночной экономики…………………..с.15
ГЛАВА II. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
2.1. Рыночная цена и ее виды………………………………………………………......….с.26
2.2. Законы спроса и предложения………………………………………………….....….с. 28
2.3. Сущность конкуренции…………………………………………………………….…с. 29
2.4. Недостатки рыночной системы…………………………………………………..…...с.39
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ……………..……с.40
Список использованной литературы……………………………………………..……….с.44
2.
Общие издержки его
2.Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Таким образом производители пытаются привлечь «долларовые голоса» потенциальных потребителей. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. Одновременно с этим, устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых перестала удовлетворять потребителей, сходя со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения обновленных моделей. Наряду с привлечением внимания к обновленным моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных рычагов в привлечении «долларовых голосов» потребителей. Прежде всего это повышение качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант. Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей
эффективней использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования
технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар.
3.Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей,
технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной? Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов. Скажем, вследствие возросшего осознания необходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает
необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об
этом изменении предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость надлежащей корректировки производства? Предположенное изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигареты упадут. Если предположить. Что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность. Известно однако, что эти корректировки носят самоограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены до уровня, при котором фирмы смогут получать нормальную прибыль. Или в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Кстати, эти корректировочные процессы показывают на деле правильность концепции суверенитета потребителя. Данный анализ был построен на том предположении, что поставщики ресурсов приемлют эти корректировочные процессы. Подскажет ли рыночная система поставщикам ресурсов необходимость перераспределения людских и материальных ресурсов из отрасли, производящей сигареты, в отрасль, производящую велосипеды, чтобы позволить увеличить выпуск велосипедов за счет сокращения производства сигарет? Поясним ниже правомерность положительного ответа на этот вопрос. Экономическая прибыль, которая сразу же возникает в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождает снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачной
промышленности, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев стимул у увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей. Или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.
4.Угасание конкуренции. Критическое утверждение состоит в том,
что устройство рыночной экономики допускает и даже в определенной мере
стимулирует угасание главного контрольного механизма - конкуренции. Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:
1. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше
всего
досаждает индивидуальному
действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике
присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.
2. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который
рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая
технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств
реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и
строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья.
Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-
производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных
величинах,
но также и по отношению к размерам
рынка.
ГЛАВА
II. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
2.1. Рыночная цена и ее виды
Разберем
следующие вопросы. Что представляет
собой рыночная цена? Какую роль
она играет в регулировании сделок
между продавцами и покупателями?
Рыночная цена - эта фактическая цена,
которая устанавливается в соответствии
со спросом и предложением товаров. В зависимости
от разных условий купли-продажи благ
и услуг встречаются неодинаковые виды
цен. Их можно классифицировать на определенные
основные группы.
С учетом способов регулирования выделяются
такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния
рынка и устанавливаются без государственного
вмешательства, на основе свободной, договоренности
продавца и покупателя. Договорные, или
контрактные, цены. Участники рынка устанавливают
их по взаимному согласию до момента купли-продажи
товара. В договоре могут указываться
не абсолютные величины цен, а лишь верхний
и нижний уровень их изменений. Регулируемые
цены. Для отдельных групп товаров государство
устанавливает верхний предел цен, превышать
который запрещено. В условиях рыночной
экономики такое ценообразование касается
жизненно важных товаров и услуг (стратегического
сырья, энергоносителей, общественного
транспорта, потребительских продуктов
первой необходимости).
Государственные твердо установленные
цены. Государственные органы фиксируют
такие цены в плановых и иных документах.
Ни производители, ни продавцы не имеют
права их изменять. В зависимости от форм
и сфер торговли выделяются следующие
виды цен. Оптовые, по которым большие
массы товаров реализуются в оптовой торговле.
В нашей стране по таким ценам предприятия-производители
сбывают свою продукцию иным предприятиям
или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле
продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки),
устанавливающие уровень оплаты коммунальных
и бытовых услуг за пользование телефоном,
радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются
на разных конкретных формах рынков, относящихся
к типу свободного рынка. Об их характере
и способах образования подробно поговорим
в дальнейшем. Цены мирового рынка - цены,
которые: а) фактически установились на
товары данной группы на всемирном рынке
и б) признаны организациями, ведающими
международной торговлей, на определенный
период.
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной системы