Преимущества и недостатки рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью определяются следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы рынка.

2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3

1. Понятие рынка……………………………………………………………………...…5


2. Сущность, функции и виды рынка. ……………………………………………..…..6
2. 1. Сущность рынка ……………………………………………………………….…..6
2. 2. Функции рынка …………………………………………………………………....7
2. 3. Виды рынка ………………………………………………………………………..8
2. 4. Понятие рыночной экономики……………………………………………………9


3. Преимущества и недостатки рынка…………………………………..……………11

3. 1. Преимущества рынка…………………………………………………………….11
3. 2. Недостатки рынка………………………………………………………………...12


Заключение ……………………………………………………………………...…….13
Список использованной литературы…………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Копия Реферат -рынок.doc

— 79.00 Кб (Скачать)
 

      План: 
 
Введение……………………………………………………………………………….....3 
 
1. Понятие рынка……………………………………………………………………...…5

       
2. Сущность, функции и виды рынка.  ……………………………………………..…..6 
2. 1. Сущность рынка ……………………………………………………………….…..6 
2. 2. Функции рынка …………………………………………………………………....
2. 3. Виды рынка ………………………………………………………………………..
2. 4. Понятие рыночной экономики……………………………………………………

3. Преимущества  и недостатки рынка…………………………………..……………11

3. 1. Преимущества  рынка…………………………………………………………….11  
3. 2. Недостатки рынка………………………………………………………………...12  

Заключение ……………………………………………………………………...…….13 
Список использованной литературы…………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 
 
   Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. 
 Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. 
 Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка. 
 В соответствии с целью определяются следующие задачи: 
 1. Рассмотреть общие основы рынка.

      2. Определить в чем заключается  сущность рынка, его функции,  основные цели рыночной организации,  что такое рыночная экономика,  виды рынков. 
 3. Изучить преимущества и недостатки рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование. 
 4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

       
  На основании рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений. 
 Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 В первом разделе целесообразно выделить и рассмотреть основное понятие «рынок»,  и что это такое. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. 
 Во второй главе говориться о сущности рынка, который выполняет ряд функций. В экономике принято выделять следующие типы рынков: по общественному разделению труда, по степени ограничения конкуренции, по степени регулируемости, по организации рыночного обмена, по соответствию законодательным нормам, по экономическому назначению объектов рыночных отношений. Эти все виды рынка взаимосвязаны между собой и развивают экономику в целом. 
 В третьей главе рассматриваются положительные и отрицательные стороны рынка. Развитие рынка привело к его усложнению, это вызвало формирование и усложнение его инфраструктуры. Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Это необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Но государство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так как это может повлечь за собой негативные последствия.

      В заключении сделаем выводы о проделанной  работе, кратко охарактеризовав все  пункты реферата. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1. Понятие рынка 
 
 Можно дать несколько определений рынка. 
 Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

      Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. 
 Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

      В книге Ф. Котлера рынок характеризуется  как совокупность существующих и  потенциальных покупателей товара .

        В книге “Экономикс” указывается,  что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги  
 Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать. 
 Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом.

      Вполне  обоснованны утверждения экономистов  и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических  отношений между продавцами и  покупателями в сфере обмена. Воздействие  рынка на экономические отношения  продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”. 
 Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
 
 
 
 
 
 
 
 

       
2. Сущность, функции и виды рынка. 

       
2. 1. Сущность рынка  
 
 Углубленное понимание категории “рынок” требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: 
 1. Производство. 
 2. Распределение. 
 3. Обмен. 
 4. Потребление. 
 Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет. 
 Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. 
 Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. 
 Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 2.2. Функции рынка. 
 
 Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. 
 Функции бывают: 
 1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. 
 2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 
 3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. 
 4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

        Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая “невидимая рука”, о которой писал еще Адам Смит: “Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им” . В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой”, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. 
 5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. 
 По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы “естественный отбор” прекратился . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.3. Виды рынка. 
 
 Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: 
 1. По объектам рыночных отношений: 
- товаров и услуг; 
- средств производства; 
- рабочей силы; 
- ссудного капитала; 
- финансов; 
- ценных бумаг. 
 2. По географическому положению: 
- местный; 
- региональный; 
- национальный; 
- мировой. 
 3. По проявлению конкуренции: 
- свободный; 
- монополистической конкуренции; 
- олигополический; 
- монопольный (монопсонный). национальный; 
- мировой. 
 3. По проявлению конкуренции: 
- свободный; 
- монополистической конкуренции; 
- олигополический; 
- монопольный (монопсонный). 
 4. По объему продаж: 
- розничный; 
- оптовый. 
 
 5. По механизму регулирования: 
- совершенной конкуренции; 
- несовершенной конкуренции; 
- регулируемый (под контролем государства). 
 Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преимущества и недостатки рынка