Преимущества и недостатки приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности.

Работа содержит 1 файл

к.р.приватизация.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Все приватизационные решения (включая такие их элементы, как  состав приватизируемых предприятий, сроки проведения приватизации, требования к потенциальным инвесторам, параметры  инвестиционных и иных условий при  продаже объектов государственной  собственности, необходимость закрепления  пакетов акций в государственной  собственности к использования  специального права в управлении открытыми акционерными обществами -- («золотой акции») должны впредь определяться в основном с тех позиций, насколько  они будут способствовать повышению  эффективности функционирования; реального сектора российской экономики, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и т.п.

При оценке целесообразности принятия конкретных решений по управлению объектами государственной собственности (приватизация, передача в доверительное управление, сдача в аренду и др.) исходя из вышеуказанной цели прежде всего необходимо оценивать, в какой степени эти решения позволят:

1. Создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

2. Оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных обществах;

3. Минимизировать расходы федерального бюджета на управление государственным имуществом;

4. Привлечь инвестиции в реальный сектор российской экономики;

5. Привлечь в экономику капиталы таких инвесторов, которые заинтересованы а долгосрочном развитии российских предприятий, готовы брать на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно выполнять их;

6. Создать широкий слой собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства, появление новых рабочих мест;

7. Существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления предприятиями;

8. Усилить ответственность новых собственников и заинтересованность руководства и персонала российских предприятий за результаты их производственной деятельности;

9. Сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

10. Обеспечить рациональное пополнение доходной части бюджета, с акцентом на бюджет развития;

11. Восстановить функционирование фондового рынка.

Перечисленные выше условия, с одной стороны, должны рассматриваться  как предпосылки оценки правильности принимаемых приватизационных решений, а с другой стороны, являются содержательными  задачами приватизации, необходимыми для достижения обновленной ее цели.

Ключевыми мерами, способными кардинально изменить ситуацию в  сфере приватизации государственного имущества, должны стать:

1. Дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности;

2. Расширение инструментария приватизации;

3. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий;

4. Ориентация на интересы потенциальных инвесторов при обязательном условии отсутствия противоречия этих интересов интересам государства;

5. Обязательный учет мирового опыта приватизации;

6. Сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации;

7. Организация системы государственного контроля на этапах подготовки и проведения приватизации и выполнения новым собственником взятых на себя обязательств.

Цель государственного контроля состоит в минимизации рисков в отношении использования государственного имущества, безусловной реализации принимаемых новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированного получения средств  от приватизации в планируемых объемах  и в установленные сроки.

В настоящее время, государственная  политика России должна ставить перед  собой новые цели, задачи, принципы, направленные на повышение эффективности  функционирования реального сектора  российской экономики, на создание новых  рабочих мест, на расширение налогооблагаемой базы и на повышение эффективности  предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, приватизация  стала  важнейшим  элементом  процесса  экономического обновления постсоциалистического  мира, развития частной собственности  и  на ее  основе  рыночного  хозяйства.   Смена   социально-экономической   модели потребовала глубокой перестройки  отношений собственности.

В рамках приватизации  государственных  предприятий  тесно  переплетаются  политические, экономические и  социальные  мотивы,  и  процесс  приватизации может рассматриваться как составная  часть  комплексного  подхода  к реформированию экономики.

На примере России можно убедиться, что путь к полноценной рыночной экономике невозможен без разгосударствления и приватизации. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации.

Приватизация в России прошла 2 этапа: ваучерный и денежный. Было поставлено много задач, но не все они были решены. В настоящее время уже нет смысла спорить о целесообразности приватизации в России. Но есть смысл ставить перед собой новые цели (и достигать их), которые опираются на старый опыт своей страны и опыт зарубежных стран. Переход от государственной формы к частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  А.И.Попов учебник: Экономическая теория изд. Питер 2001.

2. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. - М.: Политиздат, 1991. - 431 с.: ил.

3.  Приватизация в России / под ред. Ходченков Е.О. – Москва, 2004

4. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 96 с.

5. Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К. Под ред. В.Я. Хрипача. Экономика предприятия. - Мн.: Экономпресс, 2000. - 464 с.

6. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Преимущества и недостатки приватизации в России