Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа
1.Понятия «предприятия» и «фирма». Виды и функции фирмы, классификация предприятий.
2.Диверсификация, концентрация и централизация производства.
3.Доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
4.Постоянные и переменные издержки предприятия.
5.Основные фонды и оборотные средства.
Тема
1. Предприятие: сущность,
основные понятия.
Вопрос 1.1.
Предприятие — субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
В
странах рыночной экономики предприятие
принято называть фирмами. Хотя между
этими двумя понятиями
Фирма – форма организации предпринимательской деятельности. (Юридическая, самостоятельная, предпринимательская единица). Фирма может включать одно предприятие и тогда, действительно, понятия «предприятие» и «фирма» совпадают, а может включать и несколько предприятий.
Фирма - это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма - организация, обладающая следующими признаками:
1) Она создана для производства товаров или услуг;
2) Она покупает или арендует факторы производства благ;
3) Свои товары или услуги она продает индивидуальным
покупателям, другим фирмам или иным организациям;
4) Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или
услуг
в форме прибыли.
Экономические
функции фирмы:
1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.
Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые
производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.
2. Организация производства.
Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.
3. Распределение дохода.
В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход.
Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения, какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом.
4. Инвестиции в реальный капитал.
Четвертый
функцией фирмы является увеличение
основных фондов или реального капитала
экономики - зданий, сооружений, машин,
оборудования, инструментов, т.е. всего
того, с чьей помощью производятся товары
и услуги. Инвестиции в реальный капитал
- важная экономическая функция, потому
что она делает возможным расширение и
модернизацию производства.
Виды
фирм:
Самая простая, древняя и самая распространенная форма хозяйственной организации:
1. индивидуальная ( частная ) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется хозяйственным обществом с единственным участником.
Создатель такой фирмы – ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что и как он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.
Чтобы разрешит проблему нехватки денег, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще одну форму хозяйственной организации - товарищество.
2. Товарищество. Общее название нескольких форм хозяйственных организации, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел.
В полном товариществе его участники:
- Занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;
- Несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
- Управляют деятельностью товарищества по общему согласию;
- Распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого
в общем (складочном) капитале товарищества, т.е. чем больше первоначального капитала внес человек тем больше процентов чистой прибыли он будет получать.
- При долгах товарищества каждый его участник отвечает в полной мере, а
не пропорционально своей доле в уставном фонде.
- Такая ответственность называется субсидиарной. Это означает, что если,
допустим из 10 человек товарищества девять оказались в момент банкротства
неимущими (у них нечего забрать для продажи и погашения долгов фирмы), то
все должен
будет заплатить десятый
имущество на большую сумму, чем он когда-то внес в уставной фонд
товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное) помогает сократить риск вложения денег в коммерческую деятельность и тем самым облегчает предпринимателям сбор средств для развития своей деятельности. Достигается это за счет того, что закон разрешает включение в состав товарищества на вере участников с разными правами и обязанностями:
1) Полных товарищей, которые осуществляют руководство фирмой и
неограниченно отвечают собственным имуществом по обязательствам фирмы;
2) вкладчиков ( коммандитистов ), которые просто вносят в
создание фирмы некоторую сумму денег. Но не участвуют в ее деятельности или управлении ею.
3. Акционерное
общество – это хозяйственная организация,
совладельцем которой может быть неограниченно
число владельцев денежных средств. При
этом каждый из них имеет право на часть
имущества и доходов АО, а некоторые –
и на участие в управлении им.
Классификация предприятий:
Предприятия
можно классифицировать по различным
количественным и качественным параметрам.
Основными количественными параметрами
выступают численность работников и годовой
оборот капитала.
1. В соответствии с критерием численности выделяют:
- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
- средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).
2. Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:
- тип собственности (частные или государственные);
- характер и содержание деятельности;
- ассортимент выпускаемой продукции;
- способы и методы ведения конкурентной борьбы;
- способ вхождения в различные союзы и объединения;
- организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности.
3. Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
Вопрос
1.2.
Диверсификация (позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный и facio - делаю), одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы.
Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Концентрация производства, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства - закон капитализма. При капитализме условием концентрации производства является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. Концентрация производства усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Между концентрацией капитала и концентраций производства существует, т. о., сложная взаимосвязь.
Мощным
фактором концентрации производства стало
государственное
Централизация производства - увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил.