Предприятие: сущность, основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Понятия «предприятия» и «фирма». Виды и функции фирмы, классификация предприятий.
2.Диверсификация, концентрация и централизация производства.
3.Доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
4.Постоянные и переменные издержки предприятия.
5.Основные фонды и оборотные средства.

Работа содержит 1 файл

приедприятие, сущность, основные понятия.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Тема 1.  Предприятие: сущность, основные понятия. 

    1. Понятия «предприятия»  и «фирма». Виды и функции фирмы, классификация предприятий.
    2. Диверсификация, концентрация и централизация производства.
    3. Доходы, прибыль и рентабельность предприятия.
    4. Постоянные и переменные издержки предприятия.
    5. Основные фонды и оборотные средства.

 

Вопрос 1.1. 

     Предприятие — субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

     В странах рыночной экономики предприятие  принято называть фирмами. Хотя между  этими двумя понятиями существуют различия. Предприятие – обособленная хозяйственная единица, деятельность  которой сводиться к производству товаров и услуг.

     Фирма – форма организации предпринимательской деятельности. (Юридическая, самостоятельная, предпринимательская единица). Фирма может включать одно предприятие и тогда, действительно, понятия «предприятие» и «фирма» совпадают, а может включать и несколько предприятий.

      Фирма - это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма - организация, обладающая следующими признаками:

1) Она создана для производства товаров или услуг;

2) Она покупает или арендует факторы производства благ;

3) Свои товары или услуги она продает индивидуальным

покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или

услуг в форме прибыли. 

Экономические функции фирмы: 

           1.     Определение и удовлетворение нужд потребителя.

     Первая и важнейшая функция   фирмы, определить, что нужно производить,  т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые

производят  предметы первой необходимости, находятся  в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

     2.    Организация производства.

      Вторая  важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например,  зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала -  она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

     3.    Распределение дохода.

      В ходе постоянного кругооборота экономической  жизни фирма распределяет получаемый доход.

Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения, какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом.

     4.    Инвестиции в реальный капитал.

      Четвертый функцией фирмы является увеличение  основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства. 
 

Виды фирм: 

      Самая простая, древняя и самая распространенная форма хозяйственной организации:

1. индивидуальная ( частная ) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется хозяйственным обществом с единственным участником.

Создатель такой фирмы – ее единоличный  и полновластный хозяин. Ему никто  не может указывать, что  и как он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

      Чтобы разрешит проблему нехватки денег, а  также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще одну форму хозяйственной организации - товарищество.

2. Товарищество. Общее название нескольких форм хозяйственных организации, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел.

В полном товариществе его участники:

- Занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;

- Несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

- Управляют деятельностью товарищества по общему согласию;

- Распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого

в общем (складочном) капитале товарищества, т.е. чем больше первоначального капитала внес человек тем больше процентов чистой прибыли он будет получать.

- При долгах товарищества каждый его участник отвечает в полной мере, а

не пропорционально  своей доле в уставном фонде.

- Такая ответственность называется субсидиарной. Это означает, что если,

допустим  из 10 человек товарищества девять оказались  в момент банкротства

неимущими  (у них нечего забрать для продажи и погашения долгов фирмы), то

все должен будет заплатить десятый партнер  – даже если ему придется продать

имущество на большую сумму, чем он когда-то внес в уставной фонд

товарищества.

      Товарищество  на вере (коммандитное) помогает сократить риск вложения денег в коммерческую деятельность и тем самым облегчает предпринимателям сбор средств для развития своей деятельности. Достигается это за счет того, что закон разрешает включение в состав товарищества на вере участников с разными правами и обязанностями:

1) Полных товарищей, которые осуществляют руководство фирмой и

неограниченно отвечают собственным имуществом по обязательствам фирмы;

2) вкладчиков ( коммандитистов ), которые просто вносят в

создание  фирмы некоторую сумму денег. Но не участвуют в ее деятельности или управлении ею.

3. Акционерное общество – это хозяйственная организация, совладельцем которой может быть неограниченно число владельцев денежных средств. При этом каждый из них имеет право на часть имущества и доходов АО, а некоторые – и на участие в управлении им. 

Классификация предприятий:

      Предприятия можно классифицировать по различным  количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. 
 

1. В соответствии с критерием численности выделяют:

- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

- средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

2. Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

- тип собственности (частные или государственные);

- характер и содержание деятельности;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- способы и методы ведения конкурентной борьбы;

- способ вхождения в различные союзы и объединения;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 

3. Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

  1. используемые ресурсы:
    1. использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);
    2. интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);
    3. интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
 
  1. отраслевая  принадлежность:
    1. промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;
    2. торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;
    3. транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
    4. страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.
  2. местоположение:
    1. Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий;
    2. Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы;
    3. Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны;
    4. Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги;
    5. Ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии;
    6. Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности;
    7. Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий;
    8. Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата;
    9. Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
  3. размер предприятия
  4. форма собственности:
    1. частные;
    2. государственные;
    3. муниципальные;
    4. кооперативные;
    5. и прочие.
  5. организационно-правовая форма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1.2. 

     Диверсификация (позднелат. diversificatio - изменение, разнообразие, от лат. diversus - разный и facio - делаю), одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы.

     Диверсификация  производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

     Концентрация  производства, рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства - закон капитализма. При капитализме условием концентрации производства является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. Концентрация производства усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Между концентрацией капитала и концентраций производства существует, т. о., сложная взаимосвязь.

     Мощным  фактором концентрации производства стало  государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получают специальные государственные  субсидии и скидки по налогам. Монополистическая  концентрация усиливается милитаризацией экономики. Государство передаёт военные заказы главным образом крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации. Ускорителем монополистической концентрации производства является международная конкуренция, развивающаяся в особенности в связи с империалистической интеграцией.

     Централизация производства - увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил.

Информация о работе Предприятие: сущность, основные понятия