Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность предприятия, механизм формирования в реальной деятельности.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- выяснить экономическую сущность предприятия;
- выяснить место предприятия в системе производительных сил общества;
- изучить виды и формы предприятия;
- изучить эффективность различных видов бизнеса;
Введение………………………………………………………………………4
1. Предприятие как основное звено национальной экономики…………...6
1.1. Место предприятия в системе производительных сил общества…….6
1.2. Экономическая обособленность предприятия как главный признак предприятия…………………………………………………………………..8
2. Виды и формы предприятия………………………………………………14
2.1. Характеристика видов предприятия с точки зрения организационно-экономических отношений…………………………………………………..15
2.2. Хозяйственно-правовые формы предприятия…………………………17
3. Сравнительная эффективность различных форм бизнеса………………22
Заключение…………………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………………....29
Индивидуальные
предприниматели имеют
3.
Сравнительная эффективность различных
форм бизнеса
Классификация предприятий по степени концентрации производства. В зависимости от количества занятых (а следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы подразделяются на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирмы к той или иной категории в разных странах различны.
Мелкие фирмы характеризуются:
Роль мелких фирм в рыночной экономике можно охарактеризовать следующим образом:
1. Мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все звенья, не допуская появления "лоскутной экономики", где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.
2. Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря:
Мелкие фирмы выбирают такие сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Крупным корпорациям зачастую просто невыгодно разорять мелкий бизнес, если он не представляет прямой опасности для их деятельности. Включение мелкой фирмы в свою структуру оказывается менее выгодно, чем деловое сотрудничество с ней или даже помощь, ведь от деятельности мелкой фирмы-поставщика зависит качество продукции всей корпорации. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется "живучесть" малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.
Средние фирмы в развитых странах, в отличие от мелких, не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Средние фирмы иногда называют "вымирающим классом" в связи с тем, что они:
Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначна.
Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.
Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации. Как яркий пример — шведский концерн "Электролюкс", захвативший за 10 лет более 400 фирм.
В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений).
Крупные фирмы, являющиеся наиболее могущественными субъектами рыночной экономики, обладают как достоинствами, так и недостатками, как преимуществами, так и "слабыми местами".
Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
Однако
преимущества крупной фирмы —
это еще не гарантия постоянного
повышения ее доходов и прибыли. Дело в
том, что каждая фирма имеет пределы своего
роста, обусловленные размерами деятельности.
Выходя за пределы оптимальной величины,
крупная фирма терпит снижение доходов
из-за увеличения, например, транспортных
издержек, трудностей управления производством
и т. д. В экономической теории такое состояние
крупной фирмы объясняется ситуацией
падающей доходности фирмы.
Заключение
Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.
Еще одной группой немаловажных задач, которые следует решить Украине при выходе с экономического кризиса, являются: стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания эффективности экономики нашей страны заключается в ее переходе к новому состоянию- демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран мира. Но переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем представлялось. Новосформированный и еще незрелый аппарат законодательной и исполнительной государственной власти не сумел своевременно сформировать политическую и экономическую модели формирования нового демократического общества, механизм перехода к рыночным отношениям.
Анализ
опыта процветающих фирм в развитых
странах приводит к выводу, что
их стабильно высокие результаты
определяются обеспечением взаимодействия
технологических, организационных и социальных
элементов производства, которое достигается
благодаря реализации новой концепции
развития экономики. Основу этой концепции
составляет ориентация управления на
человека, в отличие от применяемых долгое
время методов, при которых главными объектами
управления были комплексы машин и технологические
процессы.
Библиографический
список
6. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 456 с.
7. Макроэкономика: Учебник для вузов (под ред. Сидоровича А.В.). – Москва,2007.-496 с.
8. Вояков Г.Н. Экономика предприятия., М., 1999 г
9. Экономика предприятия: учебник. /Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. – М.: ИНФА-М, 2002.
10. Булатов А.С. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов М., МГИУ, 2003.
11. Курс экономической теории. Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, АСА,2004
12. Экономика. Учебник под редакцией А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова, М., Проспект, 2001
13. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М, 2002
14. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с. — (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).