Предпринимательство в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство как одна из конкретных форм появления общественных отношений способствует не только повышению материального потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство есть искусство ведения деловой активности [1]. В силу этого, как и любой другой вид искусства оно всегда носит строго субъективную окраску, всегда выступает в реальной жизни в качестве строгого персонифицированного явления. Содержание профессиональной деятельности предпринимателя – новая комбинация факторов производства или производственного товара или же внедрение какого-либо инновационного элемента в процесс производственного товара либо в процесс продвижения товара к потребителю, что повышает эффективность производства и наиболее полно соответствует интересам потребителя и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предпринимательство в современной экономике……………………………….6
1.1 Сущность предпринимательства………………………………………………….6
1.2 Предпринематель – рыночный субъект…………………………………………..11
1.3 Иерархия предпринимателей……………………………………………………..15
2. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности……19
2.1 Индивидуальное предпринимательство………………………………………….22
2.2 Хозяйственные товарищества……………………………………………………..24
2.3 Хозяйственные общества………………………………………………………….27
3. Сущность фирмы и её типы……………………………………………………….31
3.1 Фирма и предприятие……………………………………………………………...31
3.2 Цели деятельности фирмы………………………………………………………...36
4. Предпринимательство в России…………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………44
Примечания…………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_text.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Конечно, действительная точка, в которой прекращается экс­пансия фирмы, определяется на основе комбинации отмечен­ных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, мож­но заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации и медленнее рост этих издер­жек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) менее склонен предприниматель делать ошибки и тогда рост их числа уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Объяснение необходимости существования фирмы как ин­ституциональной структуры только в связи с тем, что снижа­ются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «органи­зованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся его организации. В производство вовле­чено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляет­ся непрерывный процесс управления, складывающийся в раз­ветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представле­ний о трансакциях.

Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая дея­тельность, построенная по иерархическому принципу. В процес­се управления соблюдаются соподчиненность и сбалансирован­ность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны уча­стников производственного процесса, т.е. осуществление адми­нистративных функций, которые становятся одним из отличи­тельных признаков фирмы.

 

Вывод: Фирмы и предприятия представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Цели деятельности фирмы

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэ­тому поведение фирмы можно описать с помощью производст­венной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифир­менной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных ком­бинациях факторов производства (главным образом, труда и ка­питала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фир­ма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что в современных условиях един­ственной целью деятельности фирмы является получение мак­симальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функциониро­вания. Это может быть желание выжить при определенном кон­кретном условии, предполагающем получение минимума при­были; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис макси­мизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, посколь­ку не располагает возможностями максимизации. При характе­ристике целевой нормы эффективности предусматривается меха­низм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; иссле­довательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые воз­можности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой уси­лиями наилучшим образом подготовиться к использованию но­вых стратегических возможностей [5].

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы мо­жет включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международ­ной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития произ­водства в Японии. ЗМ является организацией работников и акци­онеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социаль­ных и экономических условий жизнедеятельности общества.

В Японии многие всемирно известные фирмы придержива­ются концепции, отражающей еще более широкие цели деятель­ности, содержащие стремление «...к производству продукции наи­высшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соот­ветствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской дея­тельностью, которая предполагает готовность владельца капита­ла или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсифика­цией (производство различных видов продукции и распределе­ние капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о вы­бранной сфере деятельности, финансовой и экономической при­влекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, облада­ющих научно-технической новизной; правильным выбором ор­ганизационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде дея­тельности.

 

Вывод: Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли, увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предпринимательский потенциал России

Характер предпринимательского потенциала России обуслов­лен переходным состоянием российской экономики. С одной сто­роны, Россия продемонстрировала способность к быстрому фор­мированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образова­лись тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собст­венников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной  доля государства как в национальном богатстве, так и в собствен­ности акционированных и частично приватизированных предпри­ятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из  характерных черт переходной экономики России является тесное  переплетение частного и государственного капитала, заметная  роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства [6]. Одновременно с этим продолжает оста­ваться сильная зависимость частных предпринимателей (как со­хранивших свои позиции прежних директоров приватизирован­ных государственных предприятий, так и новых менеджеров, воз­главивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небеско­рыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, яв­ляющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40— 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномер­но распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Мос­кву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было заре­гистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предпри­ятий.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося рос­сийского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей тради­циями плановой закрытое, специфической моралью и привыч­кой функционировать в контролируемой государством высокомо­нополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить пред­приятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чи­новников.

Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основ­ном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значи­тельного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консуль­тативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Зна­чительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского ка­питала.

В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в пол­ной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.

К сожалению, отличительной чертой современного россий­ского предпринимательства является его криминализация. Нема­лая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможны­ми поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Таким образом, исходные рубежи для формирования россий­ского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращи­вания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на­ряду с продолжением либеральных экономических реформ, явля­ется система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управлен­ческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, ши­роко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень россий­ских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возмож­ности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководи­теля ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным эле­ментом общественно-политической жизни, чем в некоторых стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизирован­ных и акционированных предприятиях новой культуры отноше­ний между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законо­дательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особен­но малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важ­ным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов (в 1998 г. их было 58), информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур под­держки предпринимательства [7].

 

Вывод: Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переход­ным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Одним из ключевых факторов явля­ется система образования, способная предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В связи с исследованием темы можно сделать следующие заключения.

1.Предпринимательство — интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Предпринимательская деятельность использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, ин­формационные. Предприниматель – это человек, который что-либо предпри­нимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели — максимизации прибыли. Предпринима­тельство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответствен­ность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Можно выделить четыре ступеньки иерархии. Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей за­нимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою дея­тельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. На второй ступеньке находятся люди весьма инициатив­ные, но в рамках традиционного мышления, не способные в пол­ной мере критически осмысливать опыт предшествующих поко­лений. В третей  ступеньке иерархии находятся предпринима­тели, для которых органической потребностью является разра­ботка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, ко­торая является суперэлитной.

Информация о работе Предпринимательство в современном мире