Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание состояния предпринимательства в Республике Беларусь и рассмотрение системы поддержки и развития предпринимательства в нашей стране.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность предпринимательства;

Содержание

Введение……….………………………………………………………………...3
Предпринимательство: понятие, цели, виды………………………...…….4
Сущность предпринимательства…………………...……………………...4
Виды и формы предпринимательства………………..…………………...9
2. Малое, среднее и крупномасштабное предпринимательство……………15
2.1 Малое и среднее предпринимательство………………………………….15
2.2 крупномасштабное предпринимательство……………………………….17
3. Предпринимательство в Республике Беларусь…………………………..20
3.1Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………….…..20
3.2Система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства…………………………………………………………..25
3.3 Организационные структуры……………………………………………...26
3.4 Финансовые инструменты…………………………………………………28
3.5 Международная поддержка………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе — необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине — 26 дней), а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США (в Украине — 66 дол. США).

Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;

  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

В течение последних лет в  данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3. [7, c. 75,76].

Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе;

  • сложность и высокая стоимость процедуры сертификации 
    и стандартизации продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей  системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;[7, c.76].

  • жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.

Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др.. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год;[7, c.76].

  • усложненный доступ к получению государственных заказов.

Привлечение субъектов малого предпринимательства  к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.[7, C.76,77].

Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

  • проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

Снижение  темпов приватизационных процессов  привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной даже за одну минимальную заработную плату;[7, c.77].

  • высокая стоимость аренды имущества, находящегося в 
    республиканской и коммунальной собственности.

Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существенных условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов;[7, c.77,78].

  • действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:

  • большим количеством видов налогов, сборов и платежей. 
    Так, Общей частью Налогового кодекса предусмотрено 17 видов 
    республиканских налогов (сборов), пошлин.
  • превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по 
    сравнению с прямым, налогообложения. Например, в структуре доходов 
    консолидированного бюджета (без учета поступлений от приватизации государственной собственности, доходов Фонда социальной защиты и инновационных фондов) доля прямых налогов на доходы и прибыль организаций составила за 2004г. 11 %, подоходного налога с физических лиц — 9 %, тогда как доля косвенных налогов — 36 % и, кроме того, доля государственных целевых бюджетных фондов — почти 17 %;
  • высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к 
    ВВП)
  • неравномерностью налоговой нагрузки,  наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.

В этих условиях имеет место вымывание  оборотных средств субъектов, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;[7, c.78].

  • недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.

Согласно результатам обследования, проведенного в рамках проекта ПРООН, 38 % начинающих предпринимателей и 47 % «зрелых» предприятий подчеркнули в качестве «лидирующего» барьера для инвестиционной деятельности недостаток собственных оборотных средств и чрезвычайно сложный порядок получения кредитов. Среди причин сложности кредитования в банках первой была названа их незаинтересованность в работе с представителями малого бизнеса (43 % респондентов). Следующая по значимости трудность была связана с необходимостью обеспечения кредита (21 % респондентов). В качестве третьей причины была названа сложность процедуры его получения. На нее указал каждый пятый из опрошенных. [7, c.78,79].

Из вышеизложенного следует, что  активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

  • формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;
  • внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

• переориентации налоговой системы с преимущественно 
косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены 
оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от 
реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

• дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры. [7, c.79].

 

3.2СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ  И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Малые и средние предприятия из-за менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а следовательно, нуждаются в содействии со стороны государства, особенно в начале своей деятельности.

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер организационного, финансового и имущественного характера по созданию условий для динамичного количественного и качественного прогресса данного сектора, повышения роли его субъектов в социально-экономическом развитии страны.[7,c.192].

Закон Республики Беларусь от 19 июля 1996г. №262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определил следующие ее направления:

  • формирование  инфраструктуры поддержки и развития 
    малого и среднего бизнеса, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов 
    малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  • создание льготных условий для доступа субъектов малого и среднего 
    предпринимательства к финансовым,  материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию их производственных,  торговых,  научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения 
    квалификации руководителей, специалистов и персонала для  
    малого и среднего предпринимательства;
  •  реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

3.3Организационные структуры

В течение последнего десятилетия  в Республике Беларусь создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства. Ее базовыми элементами являются:

  • Департамент по предпринимательству Министерства    экономики Республики Беларусь как республиканский орган, а 
    также его структуры в областях, в компетенцию которых входит формирование и реализация государственной политики по 
    поддержке и развитию предпринимательства на уровне страны 
    и регионов;
  • Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, его филиалы, региональные фонды, комиссии исполкомов по ресурсной поддержке развития рыночной инфраструктуры, банки и лизинговые компании, цель которых — формирование источников финансовых средств для субъектов малого бизнеса;
  • специализированные и универсальные центры поддержки 
    предпринимательства (ЦПП), инкубаторы малого предпринимательства (ИМП), технопарки, призванные обеспечивать консультационное, информационное и обучающее обслуживание 
    частных структур;
  • предпринимательские ассоциации (союзы) и советы на 
    уровне страны, отдельных областей и отраслей.

Работа по поддержке предпринимательства  осуществляется в рамках ежегодно принимаемой государственной программы, по которой подавляющая часть ресурсов направляется на развитие таких элементов инфраструктуры, как ЦПП, ИМП и технопарки.[7,c.193].

Сегодня в стране зарегистрировано несколько технопарков, ЦПП и ИМП, основная цель деятельности которых — помощь возникающим малым предприятиям в их адаптации к условиям конкурентной среды. Каждый из вышеуказанных элементов инфраструктуры характеризуется определенной спецификой.

Центры  поддержки предпринимательства  — это организации, основной задачей которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также в выделении им финансовых средств.

Центры поддержки предпринимательства  осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

    • информационное обеспечение;
    • маркетинговые исследования;
    • консалтинговые услуги;
    • подготовка и переподготовка кадров;
    • независимая экспертиза инвестиционных проектов.

Информация о работе Предпринимательство в РБ состояние и перспективы развития