Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть возникновение и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, состояние его на современном этапе, выявить возможные перспективы дальнейшего развития.
Методы исследования: описания, систематизации, анализа, сравнения и статистики.
Введение …………………………………………………………………… 4
1 История возникновения предпринимательства в Республике
Беларусь ……………………………………………………………………..
2 Предпринимательство в рыночной экономике ………............................ 8
2.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства................................. 8
2.2 Функции предпринимательства ……………………………………….. 9
2.3 Экономическая природа предпринимательства ………….................... 11
3 Главные аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………..
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе …………………………………………………………..
3.2 Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства…………...
3.3 Перспективы дальнейшего развития предпринимательской деятельности …………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованных источников …………………………………….. 32
Объем розничного товарооборота индивидуальных предпринимателей составил за 2009 год 16576,6 млрд. рублей. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 32,3 процента, непродовольственных – 67,7 процента.
В
региональном разрезе данные показатели
представлены на Рисунке 15.
Распределение
доходов (выручки) от предпринимательской деятельности по регионам за 2009 г. (в процентах к итогу) |
Распределение
суммы налоговых
поступлений в бюджет по регионам за 2009 г. (в процентах к итогу) |
Распределение
розничного товарооборота, включая общественное
питание,
по регионам за 2009 г.
(в процентах к итогу)
Рисунок 15 Объем розничного товарооборота индивидуальных предпринимателей
Примечание-
Источник: [17]
Внешнеторговая
деятельность субъектов
малого предпринимательства – юридических
лиц
В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по итогам 2009 года составила 34,3 процента (по итогам 2008 года – 7,9 процента). В общем объеме импорта их доля составила 27,6 процента (по итогам 2008 года – 24,1 процента).
По итогам 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США). Динамика экспорта и импорта товаров субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами за 2002-2009 годы приведена на диаграмме [Рисунок 16].
Рисунок 16 Динамика экспорта и импорта товаров, млн. долларов США
Примечание-
Источник: [17]
Из экспортных партнеров республики первую позицию занимают Нидерланды, объем экспорта в эту страну составил 2738,1 млн. долларов США (37,5 процента от общего объема экспорта). Вторую позицию занимает Соединенное Королевство (8,7 процента от общего объема экспорта), третью – Латвия (8,5 процента). Объем экспорта субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в Российскую Федерацию снизился по сравнению с 2008 г. на 310,5 млн. долларов США и составляет 7,5 процентов общего объема экспорта.
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами за 2009 год составил 7892,8 млн. долларов США.
В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 47,9 процента (3777 млн. долларов США) при уменьшении импорта из этой страны по сравнению с 2008 г. на 10 процентов. Вторую позицию занимает Германия – 8,4 процента от общего объема импорта, третью – Китай 7,1 процента.
В 2009 году наблюдается уменьшение внешнеторгового сальдо. Если в 2008 г. внешнеторговое сальдо составляло – 6901,2 млн. долларов США, то в 2009 г. оно составило – 594,8 млн. долларов США. Это говорит о положительных тенденциях в экономике республики и эффективности мер Правительства, направленных на импортозамещение.
Доля
экспорта и импорта субъектов
малого предпринимательства –
Рисунок 17 Доля субъектов малого предпринимательства -юридических лиц в общем объеме экспорта и импорта по Республике Беларусь по регионам в 2009 году, в %
Примечание- Источник: [17]
3.2
Факторы, сдерживающие
развитие предпринимательства
На протяжении всего периода становления и развития предпринимательства Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата принято множество указов и декретов. Эти правовые акты решают множество вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, однако остаются моменты, которые мешают дальнейшему развитию частного бизнеса: [6]
1.Приватизация фактически приостановлена. На развитии предпринимательства не могли не отразиться сроки и методы разгосударствления и приватизации. Ни одна из программ приватизации, которые принимались с 1994 года в Беларуси, по сути, не была выполнена. Этот 15-летний период не мог не сказаться на замедлении развития предпринимательства, В 2006 году в Беларуси практически не было поступлений от приватизации. В 2007 году - это более миллиарда долларов, благодаря целому ряду трансакций. В 2008 году - примерно 0.9 млрд. долларов. В 2010 году планируется получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Фактически приватизация приостановлена, констатируют предприниматели.
2. Нет четких правил ведения бизнеса. Предприниматели хотят, чтобы правила, по которым они создают и ведут бизнес, были прозрачными и стабильными. Многие инвесторы по-прежнему считают нормативно-правовую сферу в Беларуси "сложной и непоследовательной".
Любые реформы должны начинаться с анализа причинно-следственных связей: на каком месте находится предпринимательство в производительности труда, распределительных отношениях, каково наличие производственного потенциала, природных, людских ресурсов. Анализа как раз и не хватает. Многое зависит и от того, насколько оперативно и качественно сформирована нормативно-законодательная база, обеспечивающая гарантии собственности, равные условия хозяйствования и конкурентную среду. В последнее время изменения в нормативно-правовой базе происходят едва ли не каждый день - в таких условиях сложно просчитать бизнес-план хотя бы на год. К тому же, предприниматели опасаются, что после выхода экономики из кризиса наступит период охлаждения отношений государства и бизнеса.
3. Малому бизнесу не доверяют. Основная проблема во взаимоотношениях предпринимателей с крупными предприятиями в том, что они сформированы по принципу холдингов - производят все: от болтиков, винтиков до важных элементов. Они не доверяют малым предприятиям. Это недоверие пытаются преодолеть через инфраструктуру поддержки производственного предпринимательства. Сегодня практически половина предприятий малого и среднего бизнеса занимается торговлей и общественным питанием. И лишь каждое пятое - занято в промышленности. Для того, чтобы их доля росла, нужна государственная поддержка.
4.
Штрафами можно отобрать больше, чем заработано.
Потенциал развития предпринимательства
сдерживают высокие штрафы, которые налагаются
на предприятия контролирующими органами.
Работая над устранением этой проблемы,
общественные организации предпринимателей
и объединения государственных предприятий
впервые выступили единым фронтом. Выработали
единые подходы к формированию штрафов
и предложили Совмину свое видение проблемы.
Правительство создало рабочую группу,
которая занимается этим уже более года.
Никаких изменений пока нет. Можно создать
сколь угодно благоприятные условия для
ведения бизнеса, самые низкие налоги,
но если штрафами можно отобрать больше,
чем зарабатываешь, то смысла в такой деятельности
нет. Этот фактор чрезвычайно влияет на
поведение предпринимателей, которые
ведут себя весьма консервативно в части
доверия к государству
5. Население не готово быть бизнес-активными. На развитие предпринимательства существенное влияние оказывают менталитет, образование и психологическая готовность населения открывать собственное дело. Долгое время большинство белорусов воспринимали себя лишь в качестве работников наемного труда. До сих пор предпринимательство в стране развивалось стихийно - свой бизнес открывали люди наиболее образованные и активные. Но таких немного. Для того чтобы этот сектор экономики стал приоритетным, надо готовить население к проявлению бизнес-активности, создавать центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки.
Исходя
и вышеперечисленных проблем, продолжают
разрабатываться и утверждаются новые
законопроекты, декреты, указы для поддержания
развития и становления предпринимательской
деятельности.[12]
3.3 Перспективы дальнейшего развития предпринимательской деятельности
Правда, по поводу второстепенных вопросов (например, кем должна осуществляться эта деятельность – государством, частными лицами либо и тем, и другими, должна ли она регулироваться государством и если должна, то насколько жестко, можно ли позволять заниматься предпринимательством на территории страны иностранным физическим и юридическим лицам и пр.) единого мнения нет и до сих пор идут споры, но, тем не менее, в положительной оценке предпринимательства как явления сходятся все. Без предпринимательства в принципе не может быть экономики. Соответственно, чем более развито предпринимательство, тем более успешно функционирует экономика, тем выше наполняемость бюджета, тем больше товара на рынках, тем выше уровень жизни в государстве… Логическую цепочку можно продолжать еще очень долго, однако, общий вывод ясен: предпринимательство необходимо развивать.
Без сомнения, в условиях идеального рынка (который, как известно, достижим лишь в теории) предпринимательство развивается само, увеличивая тем самым благосостояние и государства, и населения, и самих предпринимателей.
Однако, в условиях реальной жизни скорость (да и сам факт) развития предпринимательства зависит от положения дел в экономике страны. Если экономика находится на стадии подъема и общий экономический климат в государстве благоприятен, то предпринимательство развивается вполне приемлемыми темпами. Если же в экономике наблюдается застой или кризис, если она находится в состоянии спада, депрессии, если в стране процветает коррупция, нищета, чересчур большое социальное расслоение и т.п., то предпринимательство само либо не будет развиваться вообще, либо вообще будет ослабевать и задыхаться, что, в свою очередь, будет способствовать спаду производства и усугублению кризиса, что явится катализатором процесса вымирания предпринимательства. Процесс приобретет циклическую форму и будет постоянно ускоряться. Чтобы избежать этого и выйти из кризиса, государству, помимо прочих мер, необходимо осуществлять поддержку предпринимательской деятельности. Эта поддержка, в зависимости от конкретной ситуации, может проявляться в самых разных формах – от моральной (например, создание через СМИ в общественном сознании положительного образа предпринимателя) до материальной, т.е. создания благоприятных экономических условий для предпринимательства (спектр мер тоже достаточно широк – от безвозмездных грантов до льготных кредитов и льгот по налогам). [1,с.12-13 ]
Исследователями на данном этапе развития было выделено 10 шагов для нормального функционирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь со стороны государства: [12]
Все эти факторы окажут только положительное влияние на предпринимательскую деятельность. Это позволит выполнять все поставленные программы в будущем. Перспектива развития заключается именно в том, чтобы улучшать и облегчать с каждым годом работу предпринимателей. Чем проще будет законодательство в этой сфере, тем легче будет выполнять поставленные задачи государством.
В
программе социально-
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития