Предпринимательство: понятие, содержание, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в России. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические концепции предпринимательства …………………………4
2 Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности ………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………...18
Библиографический список ……………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Курсовой по эконом теории.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет: Экономический 

Кафедра: Экономики и менеджмента  
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ 

                          Курсовая работа  по экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Руководитель:

                                                          О. В. Кудряшова

                                                                              

                                                                                                                  (подпись) 

                                                          

                                                                                 (оценка, дата)

                                           Разработал:

                                           Студент  группы 81-6 

                                                          Е. В. Попова

                                                 

                                                                                                                  (подпись)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические  концепции предпринимательства  …………………………4

2 Классификационные  признаки и характеристика основных  форм предпринимательской деятельности  ………………………………………….9 

Заключение  ……………………………………………………………………...18

Библиографический список ……………………………………………………19 

  

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В экономической литературе понятие  “предприниматель” впервые появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г. В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер в своей работе “Теория экономического развития”.

     Рыночная  экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и  деятельного человека, хозяина и  знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство  – это инициативная, самостоятельная  деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (ст.2 п.1 ГК РФ).

     В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в России. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

     Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. Предприниматели  как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей.

     Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические  концепции предпринимательства. 

1.1 Эволюция  термина «предприниматель» и «предпринимательство» 

       Переход к рыночной экономике и юридическое  признание собственности вызвали  к жизни и возродили активную предпринимательскую деятельность. Выяснению сущности предпринимательства  и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина.

       Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия  «предприниматель» и «предпринимательство»  в современном смысле впервые  употребил английский экономист  конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.

       Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».

       Английский  ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником  капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.

       Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного  элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

       И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение  и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.

       Американский  экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько  видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

    1. капитал;
    2. капитальные блага – средства производства и земля;
    3. деятельность предпринимателя;
    4. труд рабочего.

       По-новому взглянул на эту проблему Фридрих  фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [3,12].

       Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода:

       1-ый  подход, фокусирующийся на предпринимателе  и его деятельности к конкретным  условиям внешней среды, воспринимаемой  исследователем в качестве объективного  и не изменяющегося во времени  фактора (линейный равновесный подход, исходящий из замкнутости системы «предприниматель/предприятие – среда его развития»);

       2-ой  подход, акцентирующий взаимозависимость  предпринимателя/предприятия и среды  его деятельности [8,47].

       Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство – это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору.

       Представляет  интерес  характеристика  предпринимательства,  приведенная в книге «Рыночное  предпринимательство»:  «Предпринимательство…  является   деятельностью,  которая  связана  с  вложением  средств,  в  целях  получения  прибыли  на  основе  сочетания  личной   выгоды   с  общественной  пользой». 

1.2 Основные  черты и функции предпринимательской  деятельности. 

    Русский экономист С.П.  Сироткин выделил основные  черты

предпринимательской  деятельности:

    1. Владение  капиталом,  собственным   или  заемным  совершающим   кругооборот.

    2. Управление,  надзор  и  контроль  за  процессами  производства  и  обращения  капитала.

    3. Подчинение  процесса  движения  капитала  в любой сфере извлечению  максимальной  прибыли.

      4. Учет  и  использование  рыночной  конъюнктуры – конкуренции   спроса  и  предложения  и   т.п.,  вплоть  до  вкусов  потребителей.

    5. Свобода  принятия  хозяйственных   решений  с  целью  обеспечения  технических  и  экономических  способов  и  методов  предпринимательской  деятельности  с  наименьшими  издержками  производства.

      6. Направленность  производителей,  как  оферентов – носителей   предложения  на  удовлетворение  потребностей,  конкурентов – носителей  спроса,  на  обеспеченность  общества  товарами  и  услугами  за  счет   возрастающей  производительности  труда.

      7. Способность  к  экспериментам,  новаторству  и  риску   для  достижения  максимального   успеха 

Перечисленные  важнейшие  признаки  предпринимательства    взаимосвязаны  и  действуют  одновременно.

      «Функции  предпринимательства» -  это  осуществление  в процессе  производства     операций  между предпринимателем  и другими элементами  хозяйственной  среды.

      1. Предприниматель  берет  на  себя  инициативу  соединения  факторов  производства  в   единый  процесс  производства  товаров  и  услуг  с   целью  получения  прибыли;

      2. Предприниматель  есть  организатор   производства,  настраивающий   и  задающий  тон  деятельности  фирмы  и  принимающий  на  себя  бремя  ответственности  за  успех  их  проведения;

      3. Предприниматель – это  новатор,  внедряющий  на  коммерческой  основе  новые  продукты, новые  технологии, новые формы организации  дела;

          4. Предприниматель  – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

    Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет понимание  того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. 

     1.3 Субъекты предпринимательской деятельности 

     Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

Информация о работе Предпринимательство: понятие, содержание, формы