Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом -- разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и значение предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства и его функции
1.2 Формы предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в рыночной экономике
Глава 2. Анализ развития предпринимательства в России
2.1 Объективная необходимость и сущность приватизации
2.2 Развитие различных форм собственности в России
2.3 Развитие малого бизнеса в России
Глава 3. Основные направления в развитии предпринимательства на современном этапе
3.1 Формы поддержки малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.

План.

Введение

Глава 1. Сущность и значение предпринимательства

1.1   Сущность предпринимательства и его функции

1.2   Формы предпринимательства

1.3   Роль малого предпринимательства в рыночной экономике

Глава 2. Анализ развития предпринимательства в России

2.1 Объективная необходимость  и сущность приватизации

2.2 Развитие различных форм собственности в России

2.3 Развитие малого бизнеса в России

Глава 3. Основные направления в развитии предпринимательства на современном этапе

3.1 Формы поддержки малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и значение предпринимательства

 

 

  На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом -- разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый -- организацию, являющуюся, как известно, первичной функцией любого менеджера. С этого времени понятие предпринимателя расширяется, как и его функции. Американский экономист Дж. Б. Кларк несколько видоизменил триединую формулу Ж.-Б. Сея. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага (средства производства и земля); 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент, капитальные блага -- ренту; предпринимательская деятельность -- прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработанную плату.

 

Другими словами, как писал Дж. Б. Кларк, «свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам -- то, что создается капиталом, а предпринимателям -- то, что создается функцией координирования».Эти теоретические новации мало чего добавляют к представлению о предпринимательстве, однако замечание Дж. Б. Кларка о координировании деятельности фирмы прямо относится к управленческой функции предпринимательства. В научной литературе под предпринимательством по большей части понимается поисковая, инициативного характера деятельность, обусловленная особыми способностями или склонностями человека. Одной из наиболее значимых в этом контексте работ является книга Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития». В самом общем виде суть его концепции состоит в следующем. Предпринимательская деятельность есть функция по осуществлению новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных), а предприниматель соответственно является носителем этой функции.

 

Делая акцент на новое, Й. Шумпетер подчеркивает отличие своей научной позиции от позиций других авторов, в частности Ж.-Б. Сэя, одного из представителей и основоположников классической школы в экономической науке. По Сэю, функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства. Но эта функция, возражает Й. Шумпетер, выполняется и в рамках обычной хозяйственной деятельности. «Предпринимательской же, особой, отличной от обычной хозяйственной и административной деятельности она становится лишь при внедрении новшеств, при осуществлении новых комбинаций впервые» .

 

Предпринимательство тесно связано с изобретательством, однако предприниматель, как правило, сам ничего не изобретает, не является изобретателем. Обычно он отбирает готовые, имеющиеся научно-технические достижения и изобретения, инициирует и организует их внедрение, создает новые предприятия, налаживает производство пользующихся высоким спросом товаров и услуг и на этой основе добивается получения высокой предпринимательской прибыли (сверхприбыли).

 

Й. Шумпетер рассматривает его как изолированную экономику, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Движущей силой экономического развития является предприниматель. Под предпринимателями ученый понимает «хозяйственных субъектов», функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как активный элемент предпринимательства. Й. Шумпетер впервые говорит об инновационной форме предпринимательской деятельности. Он выделяет характерные черты предпринимательства: 1) создание нового материального блага незнакомого потребителю, иного качества; 2) введение нового способа производства; 3) завоевание новых рынков сбыта; 4) использование нового вида ресурсов; 5) введение новой организации дела. Исследователь выделяет предпринимательскую деятельность в особый вид труда. «Предпринимательский труд, как по своей природе, так и по выполняемой функции качественно отличается от любого другого, в том числе и труда по управлению, а тем более от умственного труда и от всего того, что делает предприниматель, помимо осуществления своей предпринимательской деятельности».

 

По мнению исследователя, экономика постоянно переходит из одного состояния равновесия в другое в результате действий новаторов-предпринимателей. Такой переход он называет экономическим развитием. Смысл экономического развития заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, поскольку любое новое состояние равновесия все равно будет разрушено. Поэтому рыночная экономика, в которой действуют предприниматели, не является и не может быть стационарной и не растет устойчивыми темпами. Она непрерывно революционизируется изнутри, благодаря новому предпринимательству. Й. Шумпетер, таким образом, отожествляя собственника капитала и предпринимателя, фундаментально разошелся со всей классической школой. Этот вывод подтверждают следующие его слова: «На протяжении рассматриваемого периода довольно большое число экономистов не следовали тенденции к различению предпринимателя и капиталиста, а также дохода предпринимателя и дохода на капитал. Все эти экономисты продолжали принципиально отождествлять предпринимателя и капиталиста в том же контексте, в каком это делали Смит и Рикардо».

 

Интересна трактовка предпринимательства в работах Дж. М. Кейнса, где предприниматель своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности, и др. Характеризуя, например, мотивы потребления и сбережения, присущие предпринимателям, Дж. М. Кейнс выделяет несколько их основных типов. Среди них фигурировали: осторожность, предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему и независимости, предприимчивость и т.д.

 

Примером осторожности, по мнению Дж. М. Кейнса, могут служить побуждения к образованию резервов на случай не предвиденных обстоятельств. Это качество имело немало важное значение в условиях 1930-х годов. Особенно важным качеством ученый считает предупредительность, в частности, в том случае, когда заранее ясно, что в будущем соотношение между доходами и расходами станет иным. Расчетливость, понимаемая как стремление обеспечить себе доход в форме процента либо воспользоваться будущим предполагаемым увеличением ценности имущества. Стремление к лучшему, исходя из того, что в будущем ожидается увеличение доходов. Стремление к независимости характерно для любого человека, постоянно добивающегося укрепления самостоятельности.

 

Авторы «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:

 

1) готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

 

2) обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;

 

3) быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения; быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и прибыль абсолютно не гарантированы.

 

Успех деятельности предпринимательских организаций, бесспорно, во многом зависит от личностных качеств предпринимателя. Предпринимательство постоянно требует от предпринимателя, занимающегося экономически активной деятельностью, определенных качеств, заложенных в человеке как генетически, так и приобретенных в практическом деле, а также посредством изучения чужого опыта. Важным качеством человека, решившего заниматься предпринимательской деятельностью, является высокая компетентность в той области бизнеса, продуктом которого должны быть определенные товары (работы, услуги). По мнению одного из основоположников научного менеджмента А. Файоля, важнейшие черты, присущие предпринимателю -- это огромная воля, сила воображения, интуиция, умения, знания, мастерство, рациональность и осмотрительность, коммуникабельность и разумный риск. А. Файоль выделил условия рационального предпринимательства и менеджмента в предпринимательской организации: во-первых, умение предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать; во-вторых, высокая компетентность в главной функции, характерной для своего предприятия; в-третьих, высокая интеллектуальная и умственная сила; в-четвертых, высокий уровень общей культуры; в-пятых, такие нравственные качества как рассудительная воля, твердая и настойчивая энергия, смелость и чувство ответственности, долг и забота об интересе.

 

Предпринимательская инициатива, риск, комбинирование факторами и новаторство всегда присутствуют в качестве взаимосвязанных элементов предпринимательской деятельности. Вопрос лишь в том, что степень проявления каждого элемента в каждый конкретный момент может быть разной, в зависимости от условий осуществления предпринимательства. Именно упущение этого момента и послужило причиной той методологической ошибки, которая привела к различиям в трактовках предпринимательства экономической теорией.

 

Американская методика содержит обширный перечень личностных характеристик предпринимателя, однако, это не столько облегчает, сколько, наоборот, затрудняет выделение специфически предпринимательских. Большинство этих характеристик, за исключением, пожалуй, сопряженной с риском новаторской инициативы, присуще любому толковому работнику, прямо или косвенно связанному с организацией и управлением.

 

Итак, анализ различных трактовок определений предпринимателя и менеджера показал, что одни ученые считают предпринимателем менеджера (управляющего), а другие предпринимателем считают собственника фирмы (хозяина). Разумеется, оба понятия тесно взаимосвязаны: ряд управленческих функций, таких, например, как принятие стратегических решений, ответственность и т.д., связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с другой -- эффективное управление (менеджмент во всей его сегодняшней деятельности) по силам не каждому предпринимателю. В современных условиях понятия предприниматель и менеджер нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

 

Активное внедрение менеджеров в производственную деятельность фирм поставило вопрос об источнике их доходов. Одним из первых этой проблеме уделил внимание Ж.-Б. Сей. Различая отношения собственности и предпринимательства, он сделал вывод, что доход на капитал отличается от предпринимательского дохода. То же самое подчеркивал позднее Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим предпринимательским способностям .Раскрытие содержательной стороны этого понятия принадлежит А. Маршаллу, который также впервые ввел в научный оборот понятие чистого предпринимательского дохода и также говорил о неопределенности исхода дела, начатого предпринимателем. «Когда человек ведет предприятие, его годовую прибыль образует превышение доходов от предприятия над его издержками. Остаток от прибыли после вычитания из нее процента на его капитал обычно следует называть предпринимательским или управленческим доходом».

Из всего этого, разумеется, нельзя делать вывод, что функции собственника и предпринимателя не могут соединиться в одном лице. Современная западная практика свидетельствует о реальной возможности как совмещения, так и разделения этих функции, что служит проявлением диалектического характера взаимосвязи капитала-собственности и капитала-функции. С одной стороны, получая жалованье, предприниматель выступает как особого рода высокооплачиваемый наемный работник. С другой стороны, капитализируя прибыль предприятия и свои собственные доходы, он становится собственником капитала и с течением времени получает возможность вообще порвать с предпринимательством, как с весьма рискованным делом.

 

Итак, на основании выше сказанного можно заключить, что роль малого предпринимательства в рыночной экономике значительна. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

 

 

   В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г. В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950) в своей работе “Теория экономического развития” (1912). В настоящее время под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Субъектами  предпринимательской деятельности выступают: отдельные граждане - предприниматели, коллективы людей, государство в лице государственных органов. Первые два субъекта формируют две основных формы предпринимательства: индивидуальное и коллективное. Предпринимательство может осуществляться без применения наёмного труда или с применением наёмного труда, без образования юридического лица или с образованием юридического лица. По своему характеру предпринимательская деятельность может быть коммерческой и некоммерческой.

 

         За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике