Предпринимательство и бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:00, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы всесторонне рассмотреть заданную тему, обозначим цели данной курсовой работы:
1. Исследование исторических аспектов зарождения предпринимательской деятельности, как одной из важнейших составляющих мировой экономики.
2. Рассмотрение экономической природы предпринимательства.
3. Проведение анализа влияния предпринимательства на социально-экономическое развитие общества.
4. Исследование феномена предпринимательства с точки зрения экономической определенности.
5. Выявление основных целей и мотивов предпринимательской деятельности.
6. Рассмотрение видов и форм предпринимательства. Выявление плюсов и минусов различных видов и форм предпринимательства.
7. Анализ проблем становления и развития малого бизнеса в России.
8. Выявление и рассмотрение возможных перспектив развития малого бизнеса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ……..5
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности………………………….5
1.2 Экономическая природа предпринимательства………………………………………….7
1.3 Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…..9

2. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...13
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………….13
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности …………………………………....16
2.3 Виды и формы предпринимательства……………………………………………………..17

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ…………………………………………………31
3.1 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса…………………………………………………………………………………..31
3.2 Перспективы развития малого бизнеса в Росси.………………………………………….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Курсак экон Юра в готовый полностью.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности малого предпринимательства. Общий объем  их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой  финансовой стабилизации, с одной  стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества малых предприятий, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малое предпринимательство стало играть роль, характерную для него в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе, за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно  сказать, что новый рывок в  динамике числа малых предприятий, в увеличении их макроэкономического  веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной  системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления.

Малый бизнес России в последние годы развивается  опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния  на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю малых предприятий приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как  в США на 10000 человек населения  приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 810.

К малому бизнесу  относится каждое пятое российское предприятие.

По формам собственности  малые предприятия на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего малых предприятий смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).

В общем числе  зарегистрированных малых предприятий  доминировали предприятия оптовой  и розничной торговли (50%), затем  следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и  металлообработке (32,7% всех малых предприятий  промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

Объем продукции, работ и услуг, произведенных  малыми предприятиями по основному  виду деятельности, составил в 2004г.1 трлн.910 млрд. рублей, или 84% всего объема произведенной  продукции и услуг. Суммарная выручка от продажи товаров и реализации услуг малыми предприятиями составила 8 трлн.214 млрд. рублей.

Средняя численность  работников на одно малое предприятие  в России составляет 9 человек, причем больше всего их в строительстве (15) и в промышленности (14), а меньше всего - в финансово-кредитной, страховой сфере и пенсионном обеспечении населения (4).

В 2007 году количество малых предприятий в России впервые  превысило миллион, и 60% из них относятся  к сфере торговли и услуг, а  инновационный, научно-технический, производственный секторы пока развиваются медленно. Сегодня в России 1,1 млн предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,5 млн работников, - это всего 15% от общего количества по стране. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли.

По субъектам  Российской Федерации статистика имеет  следующий вид. Почти 21% всего числа  МП сосредоточены в Москве, на втором месте - Санкт-Петербург (12%), на третьем - Московская область (4%), на четвертом - Краснодарский край (3,6%). Неплохие показатели в Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской областях - крупных российских регионах.

МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса  в развитых странах. Среди них:

высокий уровень  диверсификации (многопрофильности) малых  предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь  различными видами деятельности, порой  не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

стремление  к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых  предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);

низкий технологический  и управленческий уровень деятельности.

3.2. Перспективы развития малого бизнеса в России

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно  проще процедуру регистрации, сократить  числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо  существенно уменьшить налоговую  нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей б первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская и др.

Также, следует  сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более  энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего  занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий  этой сферы нередко не знают и  не используют свои права. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабное целевое обследование административных барьеров. Было установлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии  сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два год.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.

В приоритетном порядке нужно подготовить предложения  по существенному сокращению перечня  сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса, приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо  также упростить доступ малых  компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения  к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение  большого количества работников, уволенных  со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые  предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

       В настоящее время многое говорится о возрождении российского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода России из экономического и социального кризиса.

     Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Это естественно. Но при этом следует помнить замечание видного представителя российской научной мысли историка В. О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

 Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее  России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения.  Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России