Предпринимательская деятельность и экономические условия ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – дать определение предпринимательской деятельности и экономические условия ее развития.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
дать понятие предпринимательской деятельности;
описать этапы характеристики предпринимательской деятельности;
раскрыть классификацию предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Содержание предпринимательской деятельности 5
2. Классификация предпринимательской деятельности и ее эволюция 7
3. Экономическая сущность предпринимательской деятельности 15
Заключение 24
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Тема 2 Предпринимат деятельность и экономич условия ее развития.docx

— 62.73 Кб (Скачать)

     Доход вместе с субвенциями (целевым финансированием  определенного мероприятия) из бюджета  и благотворительных фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затраты  среднего предпринимательского дохода – высокую оплату менеджеров, а  достижение социального эффекта  – престиж в обществе и снижение коммерческого риска. Общественные и религиозные организации создают  предприятия, которые не распределяют свой доход среди учредителей  в виде дивидендов и т.д., а используют его для социальных и благотворительных  целей. В результате они освобождаются  от многих налогов. Имеет место и  бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, образования.

     Таким образом, современное предпринимательство  нельзя сводить к усилиям изолированных  частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня  речь идет о высококвалифицированном  и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.

     Правовой  фундамент предпринимательства  составляют:

    • Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
    • Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
    • Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
    • Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

     Не  рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная  и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

     Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской  среды. Это прежде всего рынок [7] , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным [8] .

     Предпринимательская среда  - общественная экономическая  ситуация, включающая степень экономической  свободы, наличие (или возможность  появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических  связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых  ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение  определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

     Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена  внешней средой:

  • государственной политикой в данной области;
  • деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
  • внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

     Для развития предпринимательства необходим  переход к более тонкому и  эффективному регулированию данного  процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

     Предпринимательство как особая форма экономической  активности, конкретная форма обеспечения  самозанятости части населения  и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка  предпринимательства со стороны  государства, большое распространение  получает так называемое уличное  предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

  • консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
  • оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
  • оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

     Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые  предпринимательские структуры  до момента их перехода из малых  в категорию крупных предпринимательских  организаций.

     Для российской экономики, идущей трудным  путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства  государством, прежде всего малых  его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки  различны:

     а) создание системы информационного  обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;

     б) налоговые льготы и послабления;

     в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских  структур в России.

     В современной учебной и научной  литературе проблема предпринимательства  чаще рассматривается в узких  рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства  могут и должны использоваться и  в государственном (общественном) секторе  экономики.

     Государственное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления [10] , которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

     Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

     Конечно, каждый из этих видов – государственное  и частное предпринимательство  – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и  в другом случае занятие такой  деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

     Основное  отличие государственного предпринимательства  от частного состоит в том, что  его деятельность не направлена исключительно  на получение прибыли. Государство  ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические  цели.

     У государственного предпринимательства  существуют свои специфические потенциальные  источники сверхприбыли, обусловленные  относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической  мощью государства. В этой связи  на первый план выходят не столько  рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как: 1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры  оплаты и скидки;  2) доступность  кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности получения  нового оборудования, включая лизинговые; 5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность  к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти  преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой  для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными  и тем самым – для извлечения сверхприбыли.

     Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все  это будут производные от двух указанных форм. 
 

Заключение

 

     На  основании вышеизложенного можно  сказать, что:

     1.  Предпринимательство – это особая  форма экономической активности, основанная на инновационном  самостоятельном подходе к производству  и поставке на рынок товаров,  приносящих предпринимателю доход  и осознание своей значимости  как личности.

     2.  В основе эффекта предпринимательства  лежит новаторская, инициативная  деятельность человека, мобилизующего  все свои силы, целеустремленно  использующего все возможности  для достижения поставленной  цели и несущего полную ответственность  за свои действия.

              3.  Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

     4.  Предпринимательская деятельность  начинается на уровне мышления  – от зарождения предпринимательской  идеи до принятия решения.

     5.  Основным субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель,  взаимодействующий с другими  участниками этого процесса - потребителями,  государством, партнерами, наемными  работниками.

     6.  Объектами предпринимательской  деятельности являются товар,  работа или услуга.

     7.  Различают две основные формы  предпринимательства – частное  и государственное, которые базируются  на многих общих принципах. 
 
 
 

Библиографический список

 
     
  1.  Гражданский  кодекс РФ.
  2. Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 2004. С. 313.
  3. Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.
  4. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: новая волна, 2004.
  5. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2002.
  6. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория./Учебник- М: 2001.
  7. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Былина, 2008
  8. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.   –Киров: «АСА», 2007.
  9. Экономика: Учебник/Под ред. Булатова А.С.- 2-е изд., перераб. и доп. М: БЕК -2007.
  10. Любимов Л., Липсиц И. "Основы экономики": Учебник-Москва "Просвещение", 2004 г.
  11. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 2006г
  12. Сидорович А.В. «Курс экономической теории»:Учебник/-М:Дис-2006.

Информация о работе Предпринимательская деятельность и экономические условия ее развития