Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:54, контрольная работа
Охарактеризуйте состояние и основные направления пенсионной реформы, осуществляемой в РФ.
Охарактеризуйте
состояние и основные
направления пенсионной
реформы, осуществляемой
в
Предпосылки и основные
этапы пенсионной реформы
в РФ
Пенсионная реформа - одно из приоритетных
направлений реформирования российской
экономики. Преобразования в сфере пенсионного
обеспечения направлены на решение двух
ключевых задач: обеспечение финансовой
устойчивости пенсионной системы и повышение
уровня жизни пенсионеров уже в краткосрочной
перспективе.
Переориентация российской экономики
с жесткой планово-распределительной
стратегии на рыночные отношения и уничтожение
монополии государства в экономической
сфере, а также низкий уровень пенсионного
обеспечения и негативные демографические
изменения, происходящие в нашей стране,
настойчиво требовали проведения в России
пенсионной реформы.
Существовавшая пенсионная система, в
основе которой лежали принципы распределения
и солидарности поколений, даже модернизированная,
не могла в изменившихся условиях обеспечивать
достойный уровень жизни нынешним и тем
более будущим пенсионерам. Все это обусловило
перевод пенсионной системы на страховую
основу.
При этом задача создания в России пенсионной
системы, соответствующей новым социально-экономическим
условиям, является сложной и важной одновременно.
Повышенное внимание к ней объясняется
тем, что она без преувеличения затрагивает
интересы всего населения страны: и тех,
кто уже получает пенсию, и тех, кому она
будет назначена спустя время. При этом
неоспоримо, что пенсия - это основа жизнедеятельности
любого пенсионера и ее маленький размер
- важнейшая социальная проблема.
Для определения первоочередных задач
в области пенсионного обеспечения и достижения
общественного согласия по ключевым вопросам
реформирования пенсионной системы в
феврале 2001 г. был образован Национальный
совет при Президенте Российской Федерации
по пенсионной реформе (Указ Президента
Российской Федерации от 8 февраля 2001 г.
№ 137). В его состав вошли руководители
высших органов исполнительной власти,
депутаты Государственной Думы, главы
субъектов Российской Федерации, а также
представители общественных организаций.
В апреле 2001 г. Национальным Советом и
Правительством Российской Федерации
была одобрена Программа пенсионной реформы,
которая определила новые принципы и направления
развития пенсионной системы страны.
В данной Программе было определено, что
пенсионная система должна состоять из
государственного пенсионного обеспечения,
обязательного пенсионного страхования
и дополнительного пенсионного страхования
и обеспечения. Такая структура пенсионной
системы и определила содержание проектов
основополагающих пенсионных законов,
пакет которых был внесен в Государственную
Думу Президентом Российской Федерации
летом 2001 г.
Учитывая важность проведения пенсионной
реформы, данные законопроекты в кратчайшие
сроки были рассмотрены Национальным
Советом, согласованы между заинтересованными
министерствами и ведомствами, общественными
организациями и приняты Федеральным
Собранием Российской Федерации. В декабре
2001 г. они были подписаны Президентом Российской
Федерации.
Основные положения
нового пенсионного
законодательства:
C вступлением в силу с 2002 года федеральных
законов "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации",
"Об обязательном пенсионном страховании"
и "Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в Российской Федерации" в стране запущен
механизм пенсионной реформы, являющейся
одной из составляющих комплекса проводимых
в России экономических реформ.
Пенсионная реформа направлена на изменение
существующей распределительной системы
начисления пенсий, дополняя ее накопительной
частью и персонифицированным учетом
страховых обязательств государства перед
каждым гражданином.
Основной задачей реформы является
достижение долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и формирование
стабильного источника для дополнительных
доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном
изменении взаимоотношений между работником
и работодателем: в повышении ответственности
работников за обеспечение своей старости,
а также в повышении ответственности работодателя
за уплату страховых взносов за каждого
работника. Существовавшая ранее система
назначения пенсий не давала работнику
возможности заработать нормальную пенсию,
она лишь перераспределяла средства между
группами с различным уровнем доходов
и из одних регионов в другие. Тогда как
новая пенсионная модель в значительно
большей мере является страховой и учитывает
пенсионные права граждан в зависимости
от размеров их зарплат и уплачиваемых
пенсионных взносов.
Для работающих пенсионеров предусмотрено
улучшение их благосостояния. С 1 января
2002 года они получают пенсию в полном объеме.
Для людей предпенсионного возраста реформа
эквивалентно учитывает пенсионные права,
которые граждане приобрели в старой и
новой пенсионной системах. Потому для
этой категории населения произведен
специальный перерасчет их условных накоплений
с использованием сведений о совокупном
трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров
этой группы также получит надбавки к
пенсии за выслугу лет. Это относится к
работникам сферы образования, здравоохранения
и культуры.
Согласно новой пенсионной модели взносы
в ПФР, которые составляют в совокупности
28%, до разделены на три части: 14% направляются
в федеральный бюджет и используются для
выплаты базовой государственной пенсии
(гарантированный минимум сейчас составляет
450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются
страховой частью трудовой пенсии и перечисляются
в ПФР (вместе с базовой частью должна
составлять не менее 600 рублей, но не превышать
50% средней зарплаты за все время трудовой
деятельности) и от 2 до 6% направляются
в фонд для формирования «накопительной
составляющей трудовой пенсии» Накопительная
составляющая будет формироваться за
счет части единого социального налога
(ЕСН), уплачиваемого работодателем, а
ее размер привязан к заработной плате
и, соответственно, к объему накопленных
на индивидуальном счете гражданина средств.
Таким образом, размер пенсии в новой
пенсионной модели определяется прежде
всего не стажем работника, как в старой
системе, а его реальным заработком и размером
отчислений в Пенсионный фонд, производимых
работодателем. Это должно стимулировать
работников, а следом за ними и работодателей,
к отказу от разного рода «серых» зарплатных
схем и вывести скрытые части зарплат
из тени, тем самым увеличив поступления
средств для выплаты пенсий сегодняшним
пенсионерам.
Система начисления пенсий, основанная
на накопительной составляющей, достаточно
широко распространена в мире. Ее избрали
Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из
факторов, говорящих в пользу выбора данной
системы, является необходимость преодоления
возможных негативных демографических
аспектов для пенсионных систем, когда
перераспределение средств от двух-трех
работающих к одному пенсионеру становится
невозможным – пенсионной системе приходится
выполнять обязательства перед каждым
пенсионером индивидуально.
Пенсионная реформа положительно сказалась
и на состоянии экономики в целом, и позволит
привлечь значительные капиталы на финансовые
рынки страны.
Как сказано в законе "Об обязательном
пенсионном страховании", страхователем
может выступать не только государственный
Пенсионный фонд, но и частные финансовые
институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной
реформе принимают участие негосударственные
пенсионные фонды – туда можно переводить
накопления из ПФР.
Одной из основных задач, которую должна
решить реформа – обеспечить прозрачность
пенсионной системы. Каждый работник ежегодно
получает отчет о состоянии заработанных
им пенсионных прав: общий объем перечисленных
работодателем взносов, общий объем пенсионного
капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года
реально запущен механизм персонифицированного
учета уплаченных взносов и каждый россиянин,
застрахованный в системе обязательного
страхования, получает официальные уведомления
о состоянии собственного пенсионного
счета. Первые его результаты россияне
смогли оценить уже в 2003 году. Год от года
застрахованные отслеживают и результаты
накопительного финансирования пенсий
- точнее, объемы дополнительных доходов
пенсионной системы.
Размер базовой и страховой части пенсии
предполагается индексировать ежегодно
с учетом темпов инфляции.
Для обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования
предусматривается создание Пенсионным
фондом России резерва, который должен
обеспечить безусловное выполнение обязательств
по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами.
По закону "Об обязательном пенсионном
страховании" государство несет полную
ответственность за выплату пенсий гражданам,
в том числе субсидиарную ответственность
за деятельность Пенсионного фонда России
и отвечает по его обязательствам перед
застрахованными лицами.
-в новой модели расчета
-новая пенсионная модель в большей мере
является страховой моделью, в которой
размер пенсии зависит от размера заработной
платы;
-новая модель, так же как и старая, основана
на принципе солидарности поколений. Но
в отличие от старой она основана на персонифицированном
учете обязательств государства перед
будущим пенсионером. При этом на счетах
граждан будут накапливаться не средства,
а обязательства государства перед гражданами.
Платежи за работающих будут поступать
в Пенсионный фонд России и фиксироваться
на лицевых счетах, но деньги, как и раньше,
будут направляться на выплаты пенсий
нынешним пенсионерам;
-новым пенсионным законодательством
установлены и новые нормы по трудовому
стажу. Минимальный стаж для получения
базовой пенсии будет составлять 5 лет.
В существующей модели отработанными
годами определялось, какой процент от
учитываемой зарплаты может получить
в виде пенсии работник. Согласно новой
модели, основным показателем, который
будет определять размер пенсии - будет
сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта
будет во многом зависеть от количества
отработанных лет. Чем больше лет, тем
больше пенсионный капитал, тем больше
пенсия;
-в новой пенсионной модели предложена
принципиально новая схема индексации
пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции
и роста заработной платы на планируемый
год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых
доходов пенсионной системы и будет определяться
размер индексации на год, утверждаемый
в бюджете ПФР.
Информация о работе Предпосылки и основные этапы пенсионной реформы в РФ