Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Предмет экономической теории. Эволюция представлений  о предмете экономической  теории.

На современном  этапе в обществе существуют самые  различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово  древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

все народное хозяйство  страны или его часть, включая  отрасли и отдельные виды материального  производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической  теории как науки в современном  понимании определился далеко не сразу и являлся результатом  длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия – как  набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как  современный этап эволюционного  развития экономической науки, учитывающий  изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических  процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать  эволюцию подходов к определению  предмета экономической теории в  рамках различных научных направлений  и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма  считали предметом экономической  науки национальное богатство, которое  они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и  в Англии, и во Франции предметом  экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в  соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались  как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской  школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского  направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики  как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в ходе исторического  развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию  ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество  подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное  единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение  этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая  теория есть наука о том,  какие из редких производительных  ресурсов люди и общество с  течением времени, с помощью  денег или без их участия,  избирают для производства различных  товаров и распределения их  в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. "Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предмет экономической  теории предполагает определенную методологию  и особые методы исследования. Методология  – это наука о методах (общая  философская основа), позволяющая  определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической  теории можно выделить четыре главных подхода:

субъективистский;

неопозитивистско-эмпирический;

рационалистический;

диалектико-материалистический.

Методологию нужно  отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с  помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической  теории применяются два противоположных  философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что  движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в  экономике – противоречие между  производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического  подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(3) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности  явлений служат индукция и  дедукция. Индукция – движение  от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов  с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом  является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод  – качественный и количественный  анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе  постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические  явления нередко исследуются  в рамках системного подхода.  Это предполагает рассмотрение  изучаемого объекта как системы,  как совокупности элементов, взаимосвязанных  между собой. При этом данная  система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных  приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Графические методы (графики, принципы их построения и значение в экономической теории) рассмотреть самостоятельно с использованием учебной литературы.

Экономика – сложная  система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и  взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

Микроэкономика исследует  интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

Информация о работе Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории