Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:19, доклад
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар, на рубль заработной платы, сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
Традиционная система, где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Для традиционного общества характерен очень медленный экономический прогресс.
Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. Для такой системы характерна активная роль государства.
Существует еще одна популярная классификация экономических систем, (уже упоминалась выше) которую приводят практически все авторы современной учебной литературы:
- доиндустриальное общество, в котором главная сфера экономики - сельское хозяйство, главный экономический ресурс - земля и господствующая социальная группа - землевладельцы;
- индустриальное общество, в котором главная сфера экономики - промышленность, главный экономический ресурс - капитал и господствующая социальная группа - собственники капитала;
- постиндустриальное общество, в котором главная сфера экономики - сфера услуг, главный экономический ресурс - информация и господствующая социальная группа - собственники информации.
Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства. Ни одна из имеющихся классификации не имеет права претендовать на положение единственно верной, единственно правильной, наиболее адекватно отражающей сущность понятия экономическая система. В каждой экономической системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, т.к. страны отличаются историей, уровнем экономического развития,социальными и др. условиями.
Заключение
Итак, экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.
Высшим критерием истинности любой теории во всех без исключения областях знания является практика. В экономической области это практика более эффективного хозяйствования, дающая возможность сделать жизнь людей богаче материально и духовно, обеспечить более высокие темпы общественного прогресса. В настоящее время истинность современной экономической теории испытывается в ходе экономической реформы в России и других государствах, ставших на путь формирования смешанной регулируемой рыночной экономики.
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
Экономическая теория дает рекомендации по выбору направлений экономической политики государства при составлении экономических программ, методологически обеспечивает прогнозы реализации альтернативных программ с учетом изучения прошлого опыта.
Общество развивается на основе экономических законов, которые носят объективный характер. Наука не «выдумывает» законы, а занимается познанием законов общественного развития. При этом надо учесть, что человек не в состоянии повлиять на законы, поэтому всестороннее их изучение дает возможность приспособиться к их действию с учетом собственных интересов.
В современной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.
Основные
черты современной
Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой экономической мысли.
В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса, в книге «Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность», о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно».
Список использованных источников
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник - М.: Юрайт-Издат, 2005.
2.Бусыгин А.В. Экономическая теория. Основной курс. Москва. Интерпракс 2004.
3.Гильяно А.А., Пузиков О.С. ,Тузлуков О.Г. Экономическая теория для студентов вузов - Феникс, 2006.
4.Герасимов В.Г., Экономическая система: генезис, структура, развитие науки. - М.,2005.
5.Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. «Экономическая теория», учебник, «Экзамен», 2005.
6.Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. «Экономическая теория», учебник, - СПб.: «Питер», 2004.
7.Ермишин П.Г. Международный Таврический эколого-политологический университет. Основы экономической теории (курс лекций) 1993-1994г.
8.Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юрист, 2000.
9.Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
10.Корниенко О.В. Экономическая теория; Учебник, Высшее образование Феникс-2008.
11.Корсукова.Н.Д. Экономическая теория, Учебное пособие КИЭ Санкт-Петербургской АУиЭ (НОУ ВПО), 2007.
12.Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2001.
13.Лизогуб А.Н. Симоненко В.И. В помощь студенту. Конспект лекций . Приор 2007.
14.Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.– М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
15.Нуреев Р.М., Курс микроэкономики. 2-е изд., - М.: НОРМА, 2002.
16.Разнодежина Э.Н. Экономическая теория. Методические указания. Ульяновский государственный технический университет Ульяновск- 2005.
17.Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. . Экономическая теория – Учебник Норма-2005.
18.Шишкин А.Ф.Основы экономической теории. Учебное пособие Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. МПГУ ГУИПП «Курск».
19.http://www. el.tfi.uz/ru/et/gl1.html электронный учебник
Информация о работе Предмет экономической теории. Экономические системы