Предмет экономической истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Изучение экономического развития человеческого общества представляет собой актуальную научную и воспитательную задачу советских экономических вузов. Курс экономической истории помогает глубже осознать причины и значение решающих социально-экономических сдвигов в мировой истории, понять основные этапы развития производительных сил, производственных отношений и неизбежность смены общественно-экономических формаций, определить всемирно-историческое значение пролетарских революций и закономерность перехода человечества к коммунизму. Экономическая история базируется на теории марксизма-ленинизма и способствует формированию у студентов и молодых специалистов коммунистического мировоззрения.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ  ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

    Значение  экономической истории и ее место среди других общественных наук

    Изучение  экономического развития человеческого общества представляет собой актуальную научную и воспитательную задачу советских экономических вузов. Курс экономической истории помогает глубже осознать причины и значение решающих социально-экономических сдвигов в мировой истории, понять основные этапы развития производительных сил, производственных отношений и неизбежность смены общественно-экономических формаций, определить всемирно-историческое значение пролетарских революций и закономерность перехода человечества к коммунизму. Экономическая история базируется на теории марксизма-ленинизма и способствует формированию у студентов и молодых специалистов коммунистического мировоззрения.

    В чем состоит предмет экономической истории как науки?

    Марксизм-ленинизм рассматривает историю человеческого общества как историю развития способов производства в их хронологической последовательности: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Материальное производство — основа жизни и развития общества — осуществляется не вообще, а только при определенном способе производства, одну сторону которого составляют производительные силы—средства производства и люди, приводящие их в действие в целях производства материальных благ, а вторую сторону — производственные отношения, т. е. отношения между людьми в процессе общественного производства. Развитие производительных сил в каждой стране в каждую историческую эпоху осуществляется в единстве с развитием производственных отношений, являющихся формой развития производительных сил.

    Определяющим  фактором сущности, характера производственных отношений является форма собственности на средства производства. Именно отношение к средствам производства определяет в первую очередь положение различных общественных групп и классов в том или ином обществе, взаимоотношения между ними, распределение материальных благ (результатов производства). Совокупность производственных отношений и составляет экономическую структуру общества, его реальный экономический базис, на который опирается политическая, идеологическая и другие надстройки общества. Экономическому базису соответствуют и определенные формы общественного сознания.

    Экономическая история как наука занимается исследованием процесса исторического развития производства, изучением способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, анализом производительных сил и производственных отношений людей на конкретном историко-экономическом материале отдельных стран по крупнейшим историческим периодам и эпохам.

    Роль  исторического аспекта в системе  экономических наук очень велика. Ведь исследуя то или иное общественное явление, мы обязаны не только дать более или менее точно его основные характеристики, но и, что особенно важно, предвидеть его эволюцию. А это можно сделать только с учетом предшествующего развития данного явления, основанного на определенных исторических закономерностях.

    Следует отметить, что значение историко-экономическо-го исследования проявляется не только в установлении общественно-экономических закономерностей исторического развития, но и в конкретных случаях хозяйственной практики. К истории хозяйства профессконал-этажомист обращается (осознавая или не осознавая это) буквально на каждом шагу. Казалось бы, что может быть дальше от экономической истории, чем бухгалтерский годовой отчет предприятия? Тем не менее он в значительной степени построен на историко-экономических материалах и методах. Ведь вся технико-организационная динамика данного хозяйства носит исторический характер; при сравнении показателей разных периодов по сути отражается историко-эко-номический процесс формирования и развития производства. Разные периоды — разные мощности, разные задачи и технико-экономические характеристики, и все это учитывается в системе управления предприятием, отражается на результатах его деятельности. Нельзя научиться основам экономического мышления, не научившись представлять хозяйство в его историческом аспекте.

    Изучение  истории хозяйства имеет большое  значение в деле идейно-политической подготовки экономиста. Знание экономической истории имеет не только большое научно-познавательное, но и огромное политико-воспитательное значение. Оно расширяет кругозор студентов, способствует правильному подходу к оценке важнейших историко-экономических процессов и событий. Экономиста нельзя уподоблять вычислительной машине, лишенной эмоций, равнодушно оперирующей с цифрами, запрограммированной лишь на точность результата. Нашему обществу нужен не только специалист хорошей профессиональной квалификации, но и высокосознательный работник, преданный делу Коммунистической партии и активно борющийся за претворение в жизнь ее исторических предначертаний.

    Будучи  классовой, партийной наукой, экономическая  история позволяет правильно понять объективные законы развития общества, пути и методы революционной ликвидации эксплуататорских классов, основные направления и задачи социалистического строительства. Изучение этого курса помогает студентам глубже понять всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции и борьбы за построение коммунистического общества в СССР, а также величайшие преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической.

    Изучая  экономическую историю, будущий  специалист Учится анализировать и понимать не только количественные показатели экономического развития отдельных стран. На конкретном материале он постигает антинародную сущность, аморальность социально-экономической структуры антагонистических обществ, понимает историческую обреченность эксплуататорского строя и объективную неизбежность его революционной смены коммунистическим способом производства, на деле закрепляющим свободу и равенство трудящихся.

    Методологическая  основа курса экономической истории  заложена в трудах классиков марксизма-ленинизма. Такие произведения, как «Капитал» К. Маркса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса, «Развитие капитализма в России», «Империализм, как высшая стадия капитализма» В. И. Ленина и другие их работы, важнейшие документы и решения Коммунистической партии Советского Союза являются краеугольным камнем историко-экономи-ческой науки.

    Экономическая история самым тесным образом  взаимодействует с другими общественными науками. Взаимодействие с теоретическими дисциплинами заключается в том, что, с одной стороны, развитие экономики освещается историей народного хозяйства на основе познания как общих социально-экономических законов развития человеческого общества, так и специфических закономерностей, присущих каждой общественно-экономической формации. Содержание этих законов и закономерностей раскрывается историческим материализмом и политической экономией. С другой стороны, экономическая история является конкретной фактической базой для познания экономических законов общественного развития, изучаемых историческим материализмом и политической экономией.

    История хозяйства тесно связана с  конкретными экономическими дисциплинами, как, например, экономика и организация промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли; финансы, денежное обращение, народнохозяйственное планирование и т. д. Однако в отличие от перечисленных дисциплин экономическую историю интересует не сама по себе конкретная экономика, а историко-экономическая сущность той или иной отрасли экономики, ее роль в масштабе всего хозяйства и общества.

    Исключительно важным является взаимодействие экономической истории с конкретными социологическими дисциплинами. Люди, трудящиеся, народные массы — важнейшая составная часть производительных сил общества, поэтому влияние на развитие экономики таких факторов, как социальный состав работников, управление производственными коллективами, удовлетворенчость трудом, настроение, поведение работников и т. д., должно также учитываться историей народного хозяйства. Экономические результаты — это результаты прежде всего деятельности людей, трудящихся, производственных коллективов.

    Очень разносторонним является взаимодействие и взаимосвязь истории хозяйства с историческими науками, прежде всего с всеобщей историей. Предметом всех исторических дисциплин, кроме истории хозяйства и истории техники является развитие тех сфер общества, которые относятся'к надстройке (история права, философии, искусства и т.д.). Что касается всеобщей истории, то эта комплексная, включающая все стороны бытия и сознания наука содер-жит в качестве необходимой составной части историю развития различных способов производства. Это не означает, что следует ставить знак равенства между всеобщей и экономической историей. Первая посвящена главным образом внутренней и внешней политике того или иного общества, рассматриваемой на фоне развития материального производства как решающей основы общественного развития. Вторая посвящена главным образом сфере экономики, проблемам материального производства, распределения, обмена и потребления, политические же проблемы выполняют в основном служебную функцию. Поэтому в трудах пд всеобщей истории преобладающий удельный вес принадлежит историко-политическим вопросам (классовая борьба, внутри-и внешнеполитические события), а в трудах по экономической истории — историко-экономическим вопросам (материально-техническая база, динамика экономического роста, хозяйственные пропорции, принципы распределения, условия труда, экономическая политика и т. д.).

    Связь с другими историческими дисциплинами играет чрезвычайно важную роль для истории народного хозяйства. То обстоятельство, что общественная надстройка определяется развитием базиса, вовсе не означает пассивности надстройки. Наоборот, политическая, идеологическая, правовая и другие надстройки, определяемые экономической структурой общества, сами в свою очередь исключительно активно влияют на ее формирование и развитие.

    Экономическая история обязательно включает изучение внутренней и внешней политики государства, общественных Движений, войн, национальных и этнографических особенностей, законов, религиозных культур, науки и искусства и т. д. Но все эти проблемы изучаются не сами по себе, а только с точки зрения их роли в развитии экономики. Так, Для экономической истории важны не подробности политической или вооруженной борьбы, не военная стратегия, а экономическая политика и экономический аспект войн, т. е. изменения в экономической жизни общества, вызванные теми или иными политическими явлеьиями. В истории права экономическую историю интересует законодательство только как соответствующие правовые рамки развития хозяйства. Экономическая история исследует не историю той или иной религии вообще, а прежде всего влияние, какое она оказывала на хозяйственную жизнь. В истории науки экономическая история ищет прежде всего факторы изменений в хозяйстве. Ту же по сути роль играет для экономической истории и история техники, которая изучается здесь в основном в плане экономических последствий научно-технического прогресса.

    Предлагаемое  учебное пособие посвящено экономической истории капиталистических стран. Это один из важнейших разделов курса, имеющий большое познавательное и идейно-политическое значение в коммунистическом воспитании студентов.

    XXVI съезд КПСС отметил, что одной из важнейших задач идеологической работы является исследование экономики и политики капиталистических стран. Изучение экономической истории этих стран играет огромную роль в современной идеологической борьбе двух противоположных общественных систем, так как позволяет определить исторические корни непримиримых противоречий капиталистического строя, его историческую обреченность и неизбежность победы коммунизма в мировом масштабе.

        § 2. Периодизация экономической истории

    Историю экономического развития общества невозможно исследовать без ее научной периодизации. На какие периоды разделить историю экономики? Ответ на этот вопрос зависит от определения исторических этапов, которые хозяйство той или иной страны проходит в своем развитии. А это зависит от факторов, которые влияют на экономическое развитие. Буржуазная наука не смогла решить эту проблему, переоценивая роль внешних, второстепенных факторов развития хозяйства.

    Только  марксистско-ленинская теория общественного  развития дает подлинно научную периодизацию экономической истории, основанную на идее возникновения, развития и смены способов производства. Первобытно-общинный способ производства, при котором отсутствовала частная собственность на орудия и средства производства, отсутствовали общественные классы, сменился рабовладельческим. Рабовладельческий способ производства, при котором и средства производства, и непосредственный производитель (раб) являются частной собственностью, сменился феодальным. На смену феодальному способу производства в основе которого лежит частная собственность на средства производства и личная зависимость производителя,, имевшего свое хозяйство, пришел капиталистический. Буржуазный способ производства, основанный на эксплуатации капиталистом непосредственного производителя, рабочего, лишенного средств производства и вынужденного продавать свою рабочую силу как товар, трудиться на капиталиста, закономерно сменяется коммунистическим способом производства, где господствует общественная собственность на средства производства и не! места эксплуатации человека человеком. Ярчайшим свидетельством исторической закономерности перехода к социализму и коммунизму во всемирном масштабе является наша эпоха. В этом процессе восхождения общества от низшего к высшему способу производства, в поступательном движении человечества к социализму и коммунизму и заключается существо общественного прогресса. Поэтому периодизация, основанная на последовательной смене способов производства, является достоверной и научной формой изучения многогран-ного процесса экономического развития общества. Она принята в марксистско-ленинской экономической истории. В соответствии с этой периодизацией в данном учебном пособии излагаются основные моменты экономического развития в условиях первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального и капиталистического способов производства. При этом на большей части территории Европы (Англия, Франция, Германия) первобытно-общинный строй сменился на протяжении V—VIII вв. феодальным способом производства, минуя рабовладельческий строй. Переход стран Западной Европы к капитализму произошел в XVII в., а на рубеже XIX—XX вв. домонополистический капитализм сменился империализмом, т. е. монополистическим капитализмом.

Информация о работе Предмет экономической истории